Библиотека Историка Габричевский А. Г. Морфология искусства

Скачать файл PDF - 22,1 Мб

 
 

Габричевский А. Г. Морфология искусства. — М.: Аграф, 2002. — 864 с.


А. Г. Габричевский (1891-1968) - искусствовед, философ и переводчик, крупнейший деятель русской культуры. Его личность и творчество повлияли на интеллектуальную жизнь нашей страны в XX веке, однако полное издание его трудов до сих пор не предпринималось. В настоящем томе собрано вместе все самое важное из наследия А.Г. Габричевского (работы по философии, теории и истории искусств, филологии). Издание является сенсацией в книжном мире. Оригинальность мышления философа и неисчерпаемость его знаний необычайны; анализы и выводы мыслителя сохраняют живую актуальность и в наше время. Книга рассчитана на читателей, интересующихся гуманитарным знанием в целом.

 
 

СОДЕРЖАНИЕ

 
 


Федор Погодин. От составителя 
Анатолий Кантор. Философское обоснование искусства в трудах А. Г. Габричевского

 
 

ТЕОРИЯ ИСКУССТВОЗНАНИЯ

 
 

К вопросу о формальном методе 
Новая наука об искусстве 
Формальный метод 
Язык вещей 
Философия и теория искусства 
[Если философия искусства...] 
Историки искусства 

 

Статьи для словаря художественной терминологии
Абстракция 
Античное 
Артист 
Археология 
Гротеск 
Карикатура 
Композиция

 

Приложение. «Пластика» Гердера

 
 


ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА

 
 


Введение в морфологию искусства 

 

Приложение I
О временной и пространственной форме 
Время в пространственных искусствах 
Пространственные формы в искусстве 
Звук 

 

Приложение II. Лекционные курсы 1920-х годов
Введение в теорию искусства
Теория и философия искусства 
Теория пространственных искусств 

 
 

ТЕОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ

 
 

I. Начертательные искусства
Поверхность и плоскость 
Живопись
Рисунок 
О живописи 

 

Приложение. Тезисы о живописном образе 

 

Изображение 
Портрет как проблема изображения 

 

Приложение. Термин «изобразительные искусства» 

 

Героический пейзаж и искусство Киммерии 
О современной живописи 
Пространство и композиция в искусстве Тинторетто
Мантенья 
«Георгий Победоносец». Схема анализа 
Современное искусство 

 

II. Архитектура

 

Архитектура 
Одежда и здание 
Пространство и масса в архитектуре
К вопросу о строении художественного образа в архитектуре 
Проблема архитектурного синтеза как взаимной организации массы и пространства
От орудия к монументу 
Реализм в архитектуре 
Пять лекций по теории и истории архитектурного ордера 

 
 

КЛАССИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ

 
 

Витрувий 
Альберти и архитектурные теории Ренессанса 
Альберта - архитектор 
Палладио 
Трактат Виньолы и его историческое значение
Скамоцци 
Леонардо и искусство 
Леонардо - архитектор 
Филиппо Брунеллески 
Вазари и его история искусств 
Рафаэль Санти 

 
 

ОБРАЗЫ ТВОРЧЕСТВА

 
 

Памяти В.К.Мальмберга 
К поэтике «Западно-восточного дивана» Гёте
Лирика Гёте 
И.В. Жолтовский как теоретик 
О Шостаковиче 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Комментарии

 

Даты жизни и творчества А. Г. Габричевского 

 

Библиография 

 
 
 
 
 
 


Понравилась статья? Отправьте автору вознаграждение: