Новости истории

18.11.2019
На территории Хорватии открыто первое захоронение с римской колесницей.

подробнее...

16.11.2019
Ученые выяснили, что украшенные наконечники копий, которым четыре тысячи лет, были изготовлены не в Древней Греции, как думали раньше, а в Северном Причерноморье, а, может быть, и в Сибири или на Урале.

подробнее...

15.11.2019
Единственный в своем роде боевой флаг времен Гражданской войны, принадлежавший 127 Цветному полку Соединенных штатов продан за 196 800 долларов.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 

Заключение

Классическая эпоха была вершиной развития эллинской культуры, ее науки, литературы и театра, скульптуры и архитектуры. На основе рабовладельческого способа производства, бывшего крупным шагом вперед по сравнению со способом производства эпохи распадавшегося родового строя, в условиях быстрого роста производительных сил греческого рабовладельческого общества, с особенной силой и яркостью развивались материалистическое мировоззрение в наивно диалектической форме и реалистическое искусство. 
Напряженная политическая жизнь греческих полисов и особенно Афин вызывала интенсивную творческую деятельность свободных граждан греческих городов и насыщала ее богатым социальным содержанием. Отражение первого нападения персов на Грецию и патриотический подъем, вызванный дальнейшей борьбой за независимость; образование союза многих греческих полисов, присоединение к нему ионийских городов, до той поры подчиненных Персии; укрепление Афин, пострадавших в войне с персами; возникновение и распад Делосского союза; беспрерывное соперничество Афин и Спарты; расцвет рабовладельческой демократии и ее борьба с родовой аристократией; ликвидация многих родовых пережитков, например, Ареопага; регулярные народные собрания, решавшие вопросы простым поднятием рук или тайным голосованием; быстрое развертывание судебного аппарата и его деятельности и прочих элементов государства — все это так или иначе становилось содержанием разных отраслей искусства и находило для себя соответствующую форму. 
Такое искусство правдиво; ему свойственны серьезность, естественность, художественная простота; оно стремится познавать сущность общественной жизни и окружающей человека природы, и потому оно не эмпирично, а склонно к широким и глубоким обобщениям. Такое искусство оптимистично и гармонично, потому что его создавал класс, уверенный в своих силах. Активная общественная жизнь этого класса рабовладельцев служила отличным условием для яркого выражения общественного начала в искусстве, а динамика сложной социальной жизни не позволяла этому искусству застывать в неподвижных, безжизненных формах. Формы классического греческого искусства при всей их традиционности так же разнообразны и подвижны, как и его содержание, что отчетливо обнаруживается как в развитии драмы от Эсхила к Еврипиду и Аристофану или скульптуры от Мирона к Фидию и Скопасу, так и в развитии архитектуры на протяжении V и IV веков до н.э.
В классическом зодчестве особенности породившей его эпохи сказались прежде всего в многообразном развитии архитектурно-строительной деятельности и в зрелости типов архитектурных сооружений, сформировавшихся на протяжении V и IV веков до н. э. и ярко отразивших конкретные исторические условия как общественной, так и частной жизни, а также характерные черты всей культуры и ее развития в период расцвета. 
Так, в развитии градостроительства и в зарождении градостроительной науки (регулярная планировка), в строительстве городских укреплений и сооружений общественного пользования сказался быстрый рост могущества греческих городов-государств. Укрепление рабовладельческого строя и, как следствие его, рост городов, привели к формированию нового типа городского рабовладельческого дома, размеры которого, так же как и его внутренняя организация, говорят о росте благосостояния значительной части рядовых членов рабовладельческой общины. Серьезные сдвиги в общественном производстве, связанные с тем, что рабский труд стал его основой, привели к развитию различных производственных и торговых построек (торговые ряды, специальные производственные и портовые сооружения, рабские ремесленные мастерские и др.). В то же время в архитектуре общественных зданий, впервые в истории выработавшей зрелые типы многих сооружений, с особой яркостью и полнотой отразились окончательная ломка пережитков общинно-родового строя, дальнейшее укрепление  рабовладельческого государства и обусловленные этим сдвиги во всех областях общественной жизни и идеологии. Здания для различных общественных собраний — булевтерий, экклезиастерий, мистериальные храмы, монументальные открытые театры и одейоны,  
пинакотеки (картинные галлереи), ипподромы и стадионы, палестры и гимнасии, лесхи (помещения для беседы — род античных клубов), пропилеи, открытые портики в общественных местах и здания для приезжих, бани, водоразборные сооружения или фонтаны — все эти типы сооружений, формировавшиеся по мере того, как складывались те государственные органы и общественные учреждения, для которых они были предназначены, красноречиво выражали в своей архитектуре общественный характер своего назначения. 
Как всякое искусство классового общества, греческое — даже в лучшем, классическом его выражении — тоже имеет свою отрицательную сторону в силу своей классовой ограниченности. Искусство античной Греции к тому же несло на себе следы «незрелых общественных отношений» (Маркс), только что вышедших из недр родового строя. 
Никогда греческая демократия не была всенародной; она зародилась и развивалась на основе ѳксплоатации класса рабов и в ожесточенной борьбе с ним, и это было мрачной оборотной стороной быта и культуры античного города-государства. 
Резкое различие существовало между парадными покоями дома рабовладельца и помещениями, предназначенными для рабов: казармы для рабов, занятых в копях, рудниках, каменоломнях, едва ли даже могли быть отнесены к жилищной архитектуре. Подобно классической скульптуре или драме, античная архитектура не ставила себе целью обслуживать рабов, которым обычно не было доступа в храм, гимнасии и другие общественные сооружения, или куда раб входил только в качестве лица,  сопровождавшего своего господина. 
Социальная ограниченность античной греческой архитектуры V—IV вв., однако, не должна служить основанием к тому, чтобы смотреть на нее, как на нечто, уже потерявшее ценность для нашего времени. 
Значение классической греческой архитектуры не исчерпывается тем, что она является ярким и правдивым отражением породивших ее конкретных социально-исторических условий; оно не исчерпывается и той важной ролью, которую сыграли созданные ею типы сооружений в дальнейшем развитии зодчества. Значение классической архитектуры определяется теми же идейными и художественными качествами, которыми отмечено все классическое греческое искусство. Эти высокие эстетические достоинства классической архитектуры, определившие художественное обаяние и жизненность ее образов и порожденные наиболее прогрессивными чертами в общественной жизни и в идеологии классической эпохи, с особенной силой выражены в сооружениях общественного назначения и прежде всего в храмах, занимавших главное место в строительной деятельности этого периода. В этих сооружениях, возводившихся всей рабовладельческой общиной (полисом) для общего пользования, наиболее ярко выразилось общественное начало, так резко отличающее греческую архитектуру от зодчества Древнего Египта. Открытый характер, естественность, простота и, вместе с тем, величественность и монументальность, гармоническая цельность и красота составляют основу художественного образа классических памятников, которые, несмотря на типическую обобщенность своей архитектуры, начиная с  середины V века до н. э., неизменно отмечены яркими чертами индивидуального характера. 
Все эти свойства воплощались в сооружениях главным образом посредством многообразного и мастерского применения ордерной системы, превратившейся в основное художественно-выразительное средство классической архитектуры. 
Художественные качества классического греческого зодчества проявились не только в его отдельных памятниках, но и в архитектурных ансамблях этого периода. На смену простому сопоставлению периптеральных храмов, рассчитанных на фронтальное восприятие (Селинунт), приходят более совершенные и сложные по замыслу ансамбли. Богатством и цельностью художественного замысла отличается композиция афинского Акрополя: строгое равновесие при отсутствии монотонной симметрии; поворот в три четверти главного здания ансамбля —  Парфенона; живописное построение панорам, рассчитанное на восприятие их зрителем — участником панафинейской процессии; противопоставление монументальному Парфенону небольшого изысканного Эрехфейона. При этом монументальная скульптура входила в ансамбль как весьма существенная часть открывавшихся перед зрителем панорам: первое, что бросалось в глаза вступавшим через Пропилеи на вершину холма, — огромная статуя Афины Промахос Фидия. 
Скульптура была неотъемлемым элементом большинства архитектурных композиций (как отдельных сооружений, так и ансамблей) этого периода, и этот синтез ваяния и зодчества является важной и характерной чертой классической греческой архитектуры. 
Маркс считает, что греческое искусство и эпос «в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца» в отражении «детства человеческого общества». 
И эта характеристика справедлива не только по отношению к классической драме или скульптуре, но и по отношению к классическому зодчеству, значение которого для нас определяется прежде всего его эстетическими качествами, а также теми архитектурными средствами и высоким мастерством, посредством которых эти качества были  воплощены в его памятниках.