Изменение роли ордера
В связи с изменением экономических, социально-политических и культурных условий существенно изменилось идейное и художественное содержание архитектуры. Эти изменения сказались не только на общем характере зодчества, но и на трактовке и на применении ордеров, остававшихся его важнейшим художественно-выразительным средством.
Двухъярусные колоннады, применявшиеся задолго до эпохи эллинизма внутри храмов, заняли теперь важное место в архитектуре главных ансамблей. Двухэтажные многоколонные стой обрамляли площади и храмовые участки (Пергам, Ассос и др.). При этом характерным для эллинистической архитектуры является сочетание дорического ордера в первом ярусе и ионического — во втором.
Дорический ордер, доминировавший в эпоху архаики и в значительной степени в эпоху классики, уступил пальму первенства ионическому. Архитекторы-теоретики эпохи эллинизма (Аркесий, Гермоген) в своих трудах даже высказывались против применения дорического ордера в общественных сооружениях. Показательно для этого времени сооружение Гермогеном храма Диониса в Теосе в ионическом ордере, хотя материалы были заготовлены для возведения дорического храма. Напротив, колоннады, окружавшие характерные для эллинизма замкнутые площади и дворы, неизменно сооружались дорическими, если они были одноярусными. На фоне более скромных дорических колонных портиков, ограничивавших площадь (или теменос), особенно сильное впечатление должно было производить богатство ионической архитектуры основных сооружений.
Коринфский ордер по прежнему, как в IV веке, применялся главным образом внутри зданий. Едва ли не единственной значительной эллинистической постройкой с наружной колоннадой коринфского ордера был храм Зевса Олимпийского в Афинах.
Тенденция к облегчению и стройности пропорций ордера, заметная к концу классического периода, особенно характерна для зодчества эпохи эллинизма. Пролеты между колоннами часто увеличиваются (портик в Книде, табл. 140). Это свойственно всем ордерам и особенно дорическому в небольших постройках. Большой популярностью пользуются анты и пилястры с капителями, рисунок которых отличается большей свободой, чем в капителях колонн.
Установившиеся в эпоху классики каноны ордеров теперь нередко нарушаются; так, в ионическом ордере сплошная лента зофора иногда заменяется дорическим триглифно-метопным фризом (колоннада теменоса храма Афины в Пергаме); наоборот, ионические элементы продолжают проникать в дорику (храм на верхнем рынке в Пергаме).
Несколько меняется в эллинистических ордерах также роль декоративной скульптуры. Теперь она уже не сосредоточивается преимущественно на фризе, как это было в архаическое и классическое время, хотя и продолжает встречаться в рельефных метопах (Новый Илион) и зофорах (храм Артемиды в Магнесии); чаще, чем раньше, скульптурные украшения переносятся на другие части здания: цоколи в алтарях (Пергамский алтарь), базы и капители колонн (храм Аполлона в Дидимах).
Особенностью эллинистического ордера, заимствованной в дальнейшем зодчеством Италии, является применение колонн, у которых нижняя часть ствола остается гладкой, а каннелюры начинаются только на некоторой высоте.
Помимо перечисленных изменений ордера, которые можно рассматривать как дальнейшую эволюцию форм, существовавших в классический период, эпоха эллинизма принесла ряд других новшеств. В греческую архитектуру проникают формы, созданные зодчеством древнего Востока (скульптурные капители в Портике Быков на Делосе, напоминающие аналогичный мотив в персидской колонне, и др.). Особенно сильны восточные мотивы в эллинистическом зодчестве тех стран, где издавна сложились высокая художественная культура и прочные традиции. Так, восточные элементы могут быть отмечены в Сирии, где они четко сказываются в декоре дворца Гиркана в Арак-эль-Эмире (скульптурные фризы в верхней части стены) и особенно в Египте, где мотивы местного декора находят широкое применение во внутренней отделке поздних гробниц. В Египте, наряду с эллинизированной архитектурой, продолжает существовать и мощная струя национального египетского зодчества (храм Гора в Эдфу III—I века до н. э., — см- том I этого издания).
Подражание египетским формам проникает далеко за пределы царства Птолемеев. Так, колонны с гладкими стволами и пальмовидными капителями встречаются в портиках святилища Афины в Пергаме.