Мягких Ю. П. О периодическом законе эмбрионального развития человечества (с точки зрения дилетанта) 11. Что такое «демократия»
Слово «демократия» означает «народовластие», так как состоит из двух греческих слов: «демос» - народ, «кратос» - власть. В зависимости от сущностей, которые вкладываются в понятия «народ» и «власть», имеется множество трактовок понятия «демократия», которые существовали в истории при рабстве, феодализме и капитализме. Общепризнанной теории демократии всё ещё нет, поэтому считается, что понятие «демократия» находится в состоянии постоянного развития, отражающего историческое развитие человечества.
Например, мыслители древности, воспринимавшие историю как циклы развития империй, считали, что политическое устройство государств тоже циклически изменяется, проходя стадии от деспотизма к аристократии, олигархии, демократии, анархии, тирании. Поэтому, по мнению Платона, демократия, как власть завистливых бедняков, есть временное отступление от порядка. Аристотель рассматривал демократию как правление большинства неимущих граждан в интересах исключительно данного большинства.
В настоящее время указанные «недостатки» демократии устранены, так как демократия стала не формой прямого правления, то есть принятия решений прямым голосованием всего народа в городе-государстве, а формой политического режима. Это значит, что демократия стала не народовластием, а всего лишь формой отношений между гражданским обществом (народом) и государством (властью). Сейчас эти отношения состоят в том, что во время избирательной кампании идёт торг между народом и властью, который официально называется соревнованием кандидатов во власть за голоса избирателей. Фактически, «демократия» стала всего лишь процедурой выбора народом представителей той власти, которая будет им управлять (представительная демократия).
Поэтому, для того, чтобы понять сущность современной тенденции к демократизации производства, то есть к стремлению трудовых коллективов быть собственником, управляющим своим производством, мы должны совершенно иначе взглянуть на периодический закон развития человечества.
Очевидно, что, в конечном счёте, развитие человечества представляет собой всё-таки движение по нейтральной оси (0), относительно которой происходит колебательное движение социальных организмов «СО» от анархии к монархии и обратно (рис. 7). Почему же происходят эти колебания маятника истории, сопровождающиеся рождением и гибелью социальных организмов на каждой ступени развития в моменты социальных революций?
Дело в том, что зигзагообразная траектория движения по периодической таблице показывает нам, как движутся социальные организмы «СО», вся внутренняя структура которых постепенно изменяется, занимая при этом только одну из зон «коридора развития» - анархия (-1), нейтральный «феодализм» (0) или монархия (+1).
Если считать, что современные государства находятся в нейтральной зоне (0), то тенденция к расширению их внутренней структуры от многочисленной коллективной собственности наёмных рабочих до планового управления развитием государства означает расширение внутренней структуры социального организма от зоны анархии (-1) до зоны монархии (+1).
Здесь мы уже можем перейти к тому, чтобы начать рассматривать развитие человечества не как колебательный процесс сменяющих друг друга на каждой ступени социальных организмов, а как прямолинейное постоянное движение по ступеням развития одного социального организма «СО», занимающего собой всю ширину «коридора развития» (рис.8). Именно то, что социальный организм занимает весь «коридор развития», превращает его траекторию движения в прямую линию, совпадающую с нейтральной осью (0). Колебания прекращаются, так как социальный организм одновременно включает в себя анархию и монархию, которые постоянно обеспечивают социальному организму, как появление в нём новых средств производства, так и состояние максимального развития.
Чтобы понять чему соответствует такое качественное состояние общества, нам надо рассмотреть ещё одну аналогию социального и биологического организма, например, человека.
Любой человек (индивид) представляет собой целостный организм и полностью властен над собой, так как осуществляет по отношению к самому себе самоуправление. При этом человек контролирует все три функции процесса своей жизнедеятельности, а именно: ставит перед собой задачу (принимает закон); выполняет её (исполняет закон); даёт оценку результатам своей работы (судит сам себя). Нервная система пронизывает организм человека снизу доверху и сверху донизу. Голова человека, получив сигналы снизу (от органов чувств), имеет возможность оценить ситуацию и выдать команду (сверху) исполнительным органам (мышцам), обеспечивая путь движения, оптимальный для всего организма. Отсутствие нервных импульсов «снизу» (от органов чувств) или сверху (от головы) делает человека инвалидом.
В этом смысле биологический и социальный организмы полностью аналогичны друг другу. Так, если общество людей тоже представляет собой целостный организм, пронизанный снизу доверху и сверху донизу структурой органов управления (власти), связывающих общество в единое целое, то голова общества (единый орган управления) тоже осуществляет по отношению ко всему обществу все три функции процесса жизнедеятельности. В этом случае государство (система органов власти) уже не стоит над обществом, а является структурой организации самого общества, осуществляющего самоуправление, то есть диктатуру (всевластие) народа по отношению к самому себе, что и является действительной демократией (рис.9).
Если у социального организма отсутствует единое централизованное плановое управление сверху (голова), то он превращается в безголового инвалида в виде анархии. Если же в голову социального организма не поступают властные импульсы снизу, то он превращается в безногого инвалида в виде монархии.
Таким образом, в состоянии действительной демократии социальный организм будет находиться только тогда, когда иерархия «феодальных», а в современном понимании, федеральных уровней власти пронизывает всё общество сверху донизу исполнительной ветвью власти, а снизу доверху – законодательной, не останавливаясь перед неуправляемым сейчас «гражданским обществом». Только в этом случае общество будет находиться в полном равновесии между свободой и обязанностями, исключающем неестественное преобладание одного над другим. В настоящее время полная теория федеративного устройства общества тоже ещё не разработана. Периодический закон эмбрионального развития человечества показывает нам, что оптимальное устройство социального организма одновременно является полной реализацией принципов действительной демократии и федеративности.
Получается, что азиатская модель коллективистского капитализма, реализуемая за счёт расширения внутренней структуры социального организма, пока стихийно (интуитивно) движется в направлении достижения действительной демократии, являющейся оптимальным путём постоянного бескризисного развития всего человечества. Однако переход к действительной демократии из точки (+1), что было актуально для бывшего СССР, требует дополнительного пояснения с привлечением анализа действия уравнения двойного товарно-денежного обмена.
Понравилась статья? Отправьте автору вознаграждение: