В Доме Рубенса выставлен новообретенный эскиз к портрету Ван Дейка
18 ноября 2015 г.
Этюд к портрету Ван Дейка, случайно обнаруженный в ходе английского телевизионного шоу "Антикварные гастроли", теперь экспонируется в Доме Рубенса в бельгийском Антверпене.
На правах рекламы: На сайте нашего спонсора - 4youbags.ru - можно найти великолепные школьные рюкзаки. Сегодня школьный рюкзак - уже не просто утилитарный предмет, но яркое дизайнерское решение, по сути творческий продукт. Все это - не в ущерб функциональности и эргономичности. Наш спонсор предлагает высокое качество изделий, летние и зимние коллекции рюкзаков и для мальчиков, и для девочек.
Антверпенский Дом Рубенса можно сказать родился под счастливой звездой, хотя некоторые утверждают, что последние события - результат мудрой политики руководства музея. Только недавно его постоянная экспозиция пополнилась портретом Клары Серены, а теперь, начиная с 18 ноября, посетители музея могут посмотреть этюд кисти Ван Дейка, который был обнаружен в 2013 г. в ходе съемок британской телепередачи "Антикварные гастроли". Формат передачи предполагает, что участники передачи, которым может стать каждый, приносят интересные антикварные объекты, которые они нашли у себя на чердаке или получили в наследство от троюродной тетки, а эксперты рассказывают историю этих вещей и называют их приблизительную цену. Иногда попадаются действительно ценные артефакты.
Так случилось и в 2013 г., когда англиканский священник из Дербишира Джейми Мак Леод принес на оценку картину, которую он приобрел за 500 евро в некой галерее. Удивлению не было предела, когда эксперты передачи узнали в картине руку гениального Антониса Ван Дейка. После очистки и реставрации, картина вновь была экзаменована экспертом по Ван Дейку, который оценил ее в 500 000 евро. Мак Леод продал картину частному коллекционеру, а вырученные средства потратил на восстановление приходской колокольни. С новым владельцем картины затем связался директор рубенсовского дома и убедил его сдать полотно в аренду музею. Теперь на новообретенного Ван Дейка могут полюбоваться все посетители музея.
Подобная политика музея получила широкое одобрение среди публики. Связываясь с коллекционерами и владельцами частных галерей, руководство музея предлагает поместить шедевры старых мастеров в музее на условиях бессрочной аренды. Сфера культуры всегда испытывает материальные трудности, финансирование музеев минимально, у них зачастую просто нет средств для приобретения картин, чтобы пополнять свои запасники. Кстати, владельцы, передавшие свои картины на условиях бессрочной аренды, также не остаются внакладе - музей предоставляет экспертизу объектов искусства, а также их реставрацию.
Что касается новообретенного полотна Ван Дейка, то оно представляет собой подготовительный этюд к портрету в натуральную величину, изображающего семерых брюссельских магистратов. Этюд представляет собой портрет одного из советников. Групповой портрет был уничтожен в 1695 г. в ходе артиллерийского обстрела Брюсселя французскими войсками Людовика XIV. До наших дней дошло только четыре портретных эскиза - один находится сейчас в Доме Рубенса, два других в музее Эшмола в Оксфорде, последний - в частной коллекции. После смерти Ван Дейка этюд был дорисован и дораскрашен, таким образом его проще было продать. В ходе реставрации все поздние слои были сняты и начальный этюд, сделанный рукой великого мастера предстал во всей красе.
Картина до реставрации. Private collection, Grand Duchy of Luxemburg © Simon Gillespie Studio
Этюд к портрету Ван Дейка можно посмотреть в Доме Рубенса до 10 февраля 2016 г., после этого он, вместе со своим собратом, другим этюдом к групповому портрету брюссельских магистратов, отправится в Нью Йорк на выставку творчества Ван Дейка, которая продлится до середины июня 2016 г. После этого картина вернется в Антверпен.
Этюд Ван Дейка после реставрации и очистки. Private collection, Grand Duchy of Luxemburg © Simon Gillespie Studio