Новости истории

05.02.2020
В результате деятельности черных археологов, охотящихся за сокровищами генерала Ямаситы, на филиппинском острове Панай увеличился риск оползней.

подробнее...

03.02.2020
При строительстве автомагистрали в Восточной Чехии обнаружен древний колодец, которому больше 7,5 тысяч лет. Это древнейшее из достоверно датированных деревянных сооружений в мире.

подробнее...

01.02.2020
Еще одна находка из трюма затонувшего в XVII в. голландского судна. На этот раз фрагмент шелкового ковра.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 
 
Сообщество читателей. Обсуждение книг и фильмов

Дороги к сердцу Москвы: Большая Ордынка

     Замоскворечье с полным основанием можно считать одним из интереснейших районов старой Москвы. Его история начинается с XIII века, а первое упоминание о Заречье (так называли тогда Замоскворечье) датируется 1365 годом. Известно, что собранную дань везли из Кремля в Золотую Орду по дороге, названной впоследствии Ордынкой. Вдоль дороги возникали русские и татарские поселения. Топонимика современных улиц Замоскворечья доносит до нас отголоски глубокой древности, например, слово «Раушская» (Раушская набережная) произошло от «ровушки» (так называли рвы, которые выполняли дренажную функцию в болотистой местности за Москвой-рекой), наименование «Озерковская» (набережная и переулок) подсказывает нам, что здесь когда то было много озер, наконец, Балчуг – это татарское «балчык» («грязь, глина») .
     От древнего моста, на месте которого сейчас находится Большой Москворецкий мост, начиналась еще одна важная улица Замоскворечья – Пятницкая, получившая название в честь располагавшейся на месте вестибюля станции метро «Новокузнецкая» церкви Параскевы Пятницы. Рядом с другой старинной церковью, Иоанна Предтечи, шумел Ленивый торжок (Ленивка), где торговали с возов. Большой Каменный мост соединял торговую улицу с Замоскворечьем.

Большой Москворецкий мост
     Район Замоскворечье, входящий в Центральный административный округ, начинается от Кремля за Москвой-рекой. На его территории площадью 438 га проживают 40,8 тыс. человек. Границы района проходят по улицам Балчуг, Большой Ордынке, Серпуховской площади, улицам Мытной и Павла Андреева, 1-му Щипковскому переулку, Жукову проезду, Летниковской и Кожевнической улицам, а также Раушской, Космодамианской и Шлюзовой набережным.
     В Замоскворечье – 73 улицы, наиболее крупными транспортными магистралями района считаются Валовая (часть Садового кольца), Пятницкая, Большая Ордынка и Новокузнецкая улицы. Район имеет разветвленную сеть наземного транспорта. В Замоскворечье — пять станций метрополитена: «Добрынинская», «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Серпуховская» и «Третьяковская».


     Большая Ордынка – улица между Кадашевской набережной и Серпуховской (Добрынинской) площадью в Замоскворечье, на юге центра Москвы.

     Большая Ордынка возникла в XIV веке вдоль дороги в Золотую Орду (отсюда название). По левую сторону её находилась Татарская слобода (название сохранилось в наименовании Татарской улицы; Большого и Малого Татарских переулков). По правую сторону улицы, в районе современных Толмачёвских переулков жили переводчики (толмачи). В начале Большой Ордынки (по правую сторону) располагалась с XV века Кадашевская слобода. В XVII веке на улице жили стрельцы полка Пыжова (отсюда название Пыжовского переулка и церкви Николы в Пыжах). Южнее была слобода казаков (район 1 и 2 Казачьих переулков). Поселения стрелецких полков назывались Стрелецкими слободами. Возникли они в середине XVI века с образованием стрелецкого войска - Стрельцов (русское войско XVI - начала XVIII веков, вооружённое огнестрельным оружием). Образовано в 1550 году как специальный отряд "стрельцов из пищалей" в 3000 человек, набранных из свободного посадского населения .
     К концу XVII века численность московских стрельцов составила 22500 человек, их служба была пожизненной и наследственной. Московские стрельцы охраняли Кремль, несли караульную и полицейскую службу в городе, участвовали в походах. Стрельцы подчинялись Стрелецкому приказу и делились на полки (500-1000 человек), во главе которых стояли полковники ("головы") из дворян. Стрельцы получали жалование и довольствие от казны, жили в стрелецких слободах. В мирное время стрельцы занимались ремёслами, торговлей, огородничеством, что сближало их с посадским населением. Тяжёлая служба, задержка жалования, злоупотребления начальства приводили к восстаниям стрельцов. После Восстания московских стрельцов 1698 года они с семьями были выселены из Москвы, войско расформировано, их территория заселена главным образом ремесленниками и торговцами. Память о них сохранилась в названии Стрелецких улиц и переулков. Обычно в слободе жил один полк. К середине XVII века в Москве было свыше 20 слобод, которые располагались в пределах Белого и Земляного городов. Значительное число Стрелецких слобод находилось в южной части Замоскворечья. Центрами Стрелецких слобод были съезжие избы, в них велось делопроизводство, хранились полковая казна, знамена и т.д. Стрелецкие слободы назывались по именам полковников - Зубова, Пыжова, Вишнякова и др. (отсюда название современных Зубовской улицы, площади, бульвара Пыжевского, Вишняковского переулка и др.)
     В XVIII-XIX вв. на Б.Ордынке жили богатые замоскворецкие купцы и дворяне. Здесь расположены: каменный жилой дом с палатами XVII - начала XVIII вв. (д. 7, во дворе), архитектурный ансамбль XVII-XIX вв. (д. 27а), комплекс зданий XVIII в. (д. 60/2; царицы Екатерины, 1664-1667, архитектор К.И.Бланк, и др.), городская усадьба 2 пол. XVIII -XIX вв. (архитектор В.И.Баженов, О.И.Бове, д. 21), комплекс зданий 18-20 (церковь Всех Скорбящих Радости - памятник архитектуры классицизма, д. 20.
     Церковь Всех скорбящих Радости иконы Божией Матери.
     Церковь Всех скорбящих Радости иконы Божией МатериПостроена на месте церквей XVI и XVII вв. с иными названиями. В XIV в. здесь проходила дорога, ведущая в Золотую Орду. Храм состоит из двух частей, построенных в разные периоды. Первая - трапезная и колокольня (по проекту В.И. Баженова) была построена в 1785-91 гг. в формах классицизма. Ее дополнило торжественное здание главного храма с куполом на высоком барабане (автор О.И. Бове), возведенное в 30-х гг. следующего столетия в стиле ампир. Обе части хорошо дополняют друг друга. Построены они из кирпича, оштукатурены, покрашены в желтый цвет, детали белые. В советское время (в начале 30-х гг.) церковь была закрыта, но с 1948 г. здание вновь заработало по своему первоначальному назначению, в нем размещается одна из лучших церквей Москвы с прекрасной акустикой и хорошо сохранившимся интерьером .
На своем месте стоит иконостас О.И. Бове с иконами художников П.Л. Калмыкова и В.Л. Боровиковского, уцелел чугунный пол по рисунку Бове. В 50-е гг. при храме был создан знаменитый и поныне церковный хор.
     Первоначально к старому зданию церкви 17 в. В.И.Баженовым в 1783-1791 гг. были пристроены 3-ярусная круглая в плане колокольня и трапезная с ионическими портиками. В 1828-1833 гг. на месте церкви 17 в. была построена ротонда (архитектор О.И.Бове) с высоким куполом, украшенная характерным для ампира лепным декором.
     В интерьере ротонды - орнамертированный чугунный пол и иконостас с колоннами). Ансамбль Марфо-Мариинской обители (д. 34а), женский монастырь, основан в начале XX в. великой княгиней Елизаветой Федоровной. Ансамбль сооружен в 1908-1912 гг. по проекту архитектора А.В.Щусева с использованием элементов новгородско-псковского зодчества. Сохранились церковь Покрова, в интерьере которой - росписи И.В.Нестерова, кельи, ограда. Обитель упразднена после Октябрьской революции. Ныне в ее помещении - Всероссийский художественный реставрационный центр им. академика И.Э.Грабаря), филиал Малого театра (д. 69), Институт Латинской Америки, административное здание (д. 24-26, архитектор П.П.Зиновьев, Л.З.Чериковер, 1957 г.). Вблизи - станции метро "Новокузнецкая" и "Добрынинская".

Ансамбль Марфо-Мариинской обители

 

     Филиал Малого театраСчитается, что свое название улица получила от поселения русских пленников, выкупленных в Орде .
     Справа, второй дом от начала улицы (№ 69) - филиал Малого театра. Симпатичное здание голубого цвета - тут и колонны, и лепнина, и изящные окна. Шестиэтажные доходные дома сменяются милыми одноэтажными особнячками в восемь-девять окон. Миновав посольства Кении, Мавритании, Киргизии, переходим дорогу - Погорельский переулок.
     Дом 60/2 по Большой Ордынке - храм Великомученицы Екатерины на Всполье ("на Всполье" означает, что в XV веке здесь заканчивались дома и начинались поля). У храма очень красивая ограда - высокие белые каменные столбы, старинная кованая решетка. Она стояла раньше в Кремле, между Архангельским собором и Патриаршим двором, а перенесена сюда в конце 1760 года. По преданию, церковь была выстроена на месте сражения. В Смутное время, в 1612 году, здесь засело польско-литовское войско гетмана Хоткевича. "Бысть бой велик и преужасен", - свидетельствует летописец, но русским удалось одержать победу.
В храме Великомученицы Екатерины в день престольного праздника (7 декабря н.ст.) Всенощную и Литургию обычно служил Святейший Патриарх Тихон, прославленный Церковью в лике святых в 1989 году.

Храм великомученицы Екатерины на Всполье 

     Идем вдоль ограды храма по Большой Ордынке, потом мимо посольства Израиля. На правой стороне улицы, дом 47, находится педагогический колледж № 1 им. К.Д. Ушинского. За ним Большой Ордынский переулок. Он очень короткий и выходит на Малую Ордынку. Здание на углу Малой Ордынки (30/6) - Русский духовный театр "Глас". По нашей стороне - довольно современный, оживленный переулок - 1-й Казачий, получивший свое название в память о бывшем здесь в XVII-XVIII веках поселении казаков.
     В отличие от древних радиальных улиц, сходившихся к Кремлю, направления более молодых улиц Замоскворечья, напротив, расходятся от него, определяясь положением древних переправ через Москву-реку. С постройкой в XVI столетии крепостной стены Скородома его Серпуховские ворота стали стягивать в узел главные улицы этой части города. Так от современной Добрынинской площади разошлись веерообразно три главные замоскворецкие магистрали, идущие к центру – Большая Полянка, Большая Ордынка и Пятницкая, не укладываясь в признанную схему радиально-кольцевой планировки Москвы, а существенно дополняя её .
     Большая Ордынка начинается за Малым Москворецким мостом и идёт рядом с Пятницкой. Здесь возрождается ценный историко-архитектурный ансамбль древней Кадашевской слободы, её переулки проходят вдоль Кадашевской набережной. Слобода существует с XV века, о ней упоминает в своём завещании Иван III. Во времена его княжения здесь жили кадаши - мастера, делавшие кадки и бочки для великокняжеского двора. Позднее жители слободы стали производить «хамовные», т.е. полотняные, изделия для дворцовых нужд.
     В 1658 - 1661 годах были построены каменные палаты-мастерские - Хамовный двор - одна из крупнейших мануфактур Москвы. Строения двора частично сохранились и восстанавливаются. Новейшие исследования показали, что остался не только центр слободы - великолепный храм Воскресения, но и многие дома слобожан. После реставрации старинных строений здесь предполагается создать заповедный квартал допетровской Москвы.
В XVIII веке территория слободы стала застраиваться купеческими особняками с большими садами и высокими заборами, а позже и домами дворян, которых привлекали тишина, малолюдство и покой: движение перешло на Пятницкую, даже магазинов было мало.
     Несколько памятников XVII века мы встретим в начале Ордынки - это дома №№ 2, 4, 6, 8. В них жили ткачи, пряхи и швеи Хамовного двора. Ещё одно строение того же периода - двухэтажные палаты (№ 7, во дворе), сохранившие часть своей декоративной отделки. Реставрация возвращает этим зданиям их первоначальный облик.
2-й Кадашевский переулок был центром старинной слободы. Здесь на средства, собранные жителями, возведена замечательная церковь Воскресения в Кадашах (дом № 7).

церковь Воскресения в Кадашах
     Храм построен в 1657 году на месте деревянной церкви XV века. Его перестройку, уже при Петре Первом, выполнил колокольных дел мастер С.Турчанинов. Краснокирпичные стены храма богато декорированы белокаменной резьбой, наличники окон, порталы, колонны, рельефный пояс, завершающий четверик, специалисты оценивают как высшее достижение московского камнерезного искусства. Зодчий отказался от традиционной пирамиды кокошников и заменил их двумя рядами резных гребней, создав переход к пяти стройным главам. Гармонично сливается с храмом многоярусная колокольня, отделанная белокаменным декором. Реставрация освободила памятник от позднейших переделок.
     В этом же переулке в домах №№ 14, 8, 4, 2/6 нижние этажи и подвалы относятся к XVII веку, а верхние построены позже. В 1-м Кадашевском переулке уцелели некоторые древние строения: дом № 10 XVIII века сохранился полностью, в доме № 10-а целы белокаменные подвалы XVI века, а на углу 1-го и 3-го Кадашевских переулков уже отреставрированы и переданы Третьяковской галерее каменные палаты XVII века.
     После реставрации Кадашевскую слободу предполагается превратить в туристический комплекс с концертным залом, лекторием, магазинами-мастерскими, где на древних ткацких станках будут изготовлять полотна, какие делали хамовники XVII века.
     Но вернёмся на Большую Ордынку. Левая сторона начинается сквером, разбитым на месте трёх снесённых домиков. Далее нас встречают доходные дома, появившиеся незадолго до революции 1917 года. Во дворе дома № 7 - двухэтажные палаты XVII - начала XVIII веков, о чём уже говорилось выше .
     Дома №№ 17 и 19 с обширными дворами ещё сохраняют черты прежней планировки, когда в них находились усадьбы зажиточных купцов, ничем не уступавшие дворянским. Предполагают, что в центральной части дома № 17 у его владельца купца Куманина в детстве бывал его племянник Фёдор Михайлович Достоевский. В правом корпусе той же усадьбы в квартире писателя В.Е.Ардова подолгу жила А.А.Ахматова, приезжая в Москву. В начале июня 1941 года здесь произошла первая и единственная встреча Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. На доме установлена мемориальная доска.
     Дом № 21 - прекрасно сохранившаяся усадьба, построенная в стиле классицизма во второй половине XVIII века. Господский дом украшен шестиколонным портиком, сохранились флигеля, каменная ограда и ворота. Усадьба была по строена великим зодчим В.И.Баженовым для своего родственника купца Долгова, а после пожара восстановлена архитектором О.И.Бове. Ныне в ней размещается Институт Латинской Америки Российской академии наук.
     Искусством этих же двух зодчих создана и церковь Всех Скорбящих радости. В.И.Баженов пристроил к церкви XVII века трапезную и трёхъярусную колокольню. В 1828 - 1833 годах старая церковь была снесена, и на её месте О.И.Бове возвёл храм в форме классической ротонды со световым барабаном и шлемовидным куполом. Ротонда, барабан, арочные окна украшены лепным фризом, внутри по периметру ротонды поставлены стройные колонны, на стенах - росписи конца XVIII - начала XIX веков.

церковь Всех Скорбящих радости
    

     Рядом, через Клементовский переулок, в 1986 году открылась станция метро «Третьяковская», связанная с «Новокузнецкой».
     Дом № 25 - первая автоматическая телефонная станция Москвы, воздвигнутая в 1930-е годы по типовому проекту инженера В.В.Патека.
За зданием бывшей богадельни, занятым музыкально-педагогическим училищем, высится храм Николы в Пыжах. Он построен жителями стрелецкой слободы. Первоначально храм называли церковью Николы в полку Богдана Пыжова. Издали привлекает внимание двухсветный четверик с развитым пышным антаблементом и ярусами кокошников, который заканчивается мощным пятиглавием.
     Обращает на себя внимание белокаменный резной декор сложного и тонкого рисунка. Два придела как бы вдвинуты в северо-восточный и юго-восточный углы основного объёма храма. Трёхъярусная шатровая колокольня с открытым крыльцом в первом ярусе по праву считается одним из лучших сооружений подобного типа в Москве.
За храмом этажность улицы понижается. Среди маленьких домиков своими крупными объёмами выделяется здание церкви Иверской Богоматери или - по приделу - Георгия на Всполье. Церковь была построена по проекту архитектора И.В. Еготова в 1802 году.
     В череде староордынских особняков интересны дома: № 41, ныне занятый народным судом, построенный в 1821 году, и № 45 - чудом уцелевший нештукатуренный деревянный дом начала XIX века, а также дома №№ 49 и 53, сохранившие пропорции и детали стиля ампир .
     Дом № 41 принадлежал сестре знаменитого фабриканта Саввы Морозова А.Т. Карповой, в 1900-е годы его перестраивал архитектор М.Ф. Бугровский, а интерьеры оформлял молодой скульптор Сергей Тимофеевич Конёнков.
Под № 55 - двухэтажное здание с тремя полуциркулярными окнами посредине, построено в 1880 году для Александро-Мариинского училища в память о посещении Александром П городского головы Королёва. Оно предназначалось для беднейших детей с бесплатным обучением и завтраками.
     В конце улицы - хорошо известное всем театралам здание, в котором находится филиал Малого театра. Оно было перестроено в 1914 году из кинотеатра «Кино-Палас» по проекту архитектора Н.А.Спирина для антрепренёра П.П.Струйского, открывшего здесь свой театр. С 1925 года в нём выступала труппа Замоскворецкого театра.
После войны помещение было передано Малому театру, на сцене которого до сих пор ставят пьесы знаменитого драматурга, бытописателя нравов Замоскворечья Александра Николаевича Островского. Кстати, по соседству с Большой Ордынкой, между Клементовским переулком и Пятницкой улицей, находится Малая Ордынка. В 1948 -1994 годах она носила имя А.Н. Островского в память о драматурге, родившемся и жившем на этой улице.
     На правой стороне среди маленьких домов выделяется ансамбль Марфо-Марьинской обители, сооружённый в духе новгородско-псковской старины. Церковь Покрова, приземистое здание келий на берегу большого пруда, ограда и решетчатые ворота созданы архитектором А.В.Щусевым. Блестящее мастерство архитектора, знатока русского зодчества, поставило его стилизованное творение в ряд со многими памятниками прошлого. Интерьер церкви Покрова расписан известным художником М.В.Нестеровым. Монастырь был основан как женская обитель в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной. Елизавета Фёдоровна Романова - родная сестра последней русской императрицы Александры Фёдоровны, жена московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. Современники отмечали её редкую красоту, замечательный ум, юмор и ангельское терпение. Выйдя замуж за члена русской императорской фамилии, она приняла православие и активно занималась благотворительной деятельностью сначала в Петербурге, затем в Москве.
     После убийства в 1905 году террористом-эсером Иваном Каляевым её мужа Елизавета Фёдоровна распустила свой двор, разделила своё состояние на три части: в казну, наследникам и самую большую - на благотворительность. На Большой Ордынке она приобрела усадьбу, где открыла больницу с домовой церковью, амбулаторию, аптеку, приют для девочек, библиотеку, столовую, общежитие для сестёр .
     В 1911 году обитель стала именоваться Марфо-Марьинским монастырем в память о двух евангельских сестрах, соединивших духовное служение с милосердием. После Октябрьской революции великая княгиня Елизавета Фёдоровна была жестоко казнена. В 1990 году на территории обители был открыт памятник (скульптор Вячеслав Клыков). Хрупкая женская фигура в монашеском одеянии стоит на невысоком пьедестале, на котором написано: «Великой княгине Елизавете Фёдоровне с покаянием». Она причислена к лику святых. Чудом сохранилась ещё одна церковь на территории монастыря - храм-усыпальница в Честь Всех Святых, построенная в 1914 году под землёй по желанию Елизаветы Фёдоровны. В нём она завещала себя похоронить. Церковь расписывал талантливый художник Павел Корин, и его фрески хорошо сохранились.

памятник Елизавете Федоровне

     В комплексе Mapфо-Марьинской обители долгое время находился Всесоюзный, затем Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Грабаря.
     Мощный объём 12-этажного здания Министерства атомной энергетики и промышленности (1957 год, архитекторы П.П.Зиновьев и Л.З.Чериковер) заполняет весь следующий квартал. Его обрамляют Большой Толмачёвский и Пыжевский переулки. Их названия говорят сами за себя. Здесь жили русские и татарские толмачи - устные переводчики, необходимые для общения с ордынцами.
     В Пыжевском стоял стрелецкий полк под командой Пыжова. По адресу: Большой Толмачёвский переулок, дом 3, находится интересный памятник истории и культуры - усадьба Демидовых, построенная в классическом стиле. Центральный дом расположен в глубине парадного двора. Особый интерес представляет чугунная ограда, отделяющая усадьбу от улицы. Ограда и парадные ворота были изготовлены на уральских заводах Демидовых по рисунку Ф.С.Аргунова литейщиками под руководством мастера Т.Сизова.
     Первоначально решётка предназначалась для Слободского дворца горнозаводчика. В 1827 году Н.И.Демидов пожертвовал его Московскому обществу трудолюбия, однако решётку перенёс в свою усадьбу в Замоскворечье. Ныне усадьбу занимает Педагогическая научная библиотека имени К.Д.Ушинского, основанная в 1925 году. Далее улица становится тихой и низенькой, словно мы перенеслись в какой-нибудь уездный город. Остановим внимание на очаровательных домиках XIX века.

усадьба Демидова

     Между старинным особняком под № 48 и восьмиэтажным жилым домом 1960-х годов проходит 1-й Казачий переулок. Здесь в XVII веке селились выходцы с Украины.
     На углу следующего переулка - величественная церковь Екатерины, построенная в 1764 – 1767 годах по проекту архитектора К.И.Бланка на средства императрицы Екатерины П. Этот ценный памятник архитектуры недавно бережно отреставрирован. Решётка ограды древнее церкви: до 1742 года она украшала Кремль, затем хранилась без применения, позже была установлена здесь .
     Название близлежащего переулка Погорельский напоминает о больших пожарах, нередко случавшихся в Замоскворечье.
     Чем ближе к людной торговой площади, тем дороже были земельные участки и тем богаче возводились дома: № 68 принадлежал «табачному королю» Викторсону, доходный дом и особняк №№ 68-70 построены мануфактуристом Ижболдиным. Длинный двухэтажный дом, выходящий и на Добрынинскую площадь, и на Большую Полянку, являлся собственностью дочери крупнейшего торговца фармацевтическими товарами Феррейна; фирма открыла здесь аптеку, существующую до сих пор .
     До Великого Октября большая Ордынка была тихой купеческой улицей Замоскворечья. В 1899 г. она была обсажена вдоль тротуаров голландскими липами. Они сохранились и доныне. Замощена была улица булыжником, освещалась газовыми фонарями и почти не было на ней ни магазинов, ни лавок.
     После Великой Октябрьской социалистической революций и особенно после того, как в 1938 г. вновь построенный Москворецкий мост-проспект стал выходить на Большую Ордынку, последняя сделалась центральной магистралью Замоскворечья. Она асфальтирована, освещена электричеством и из тихой улицы стала одной из самых оживленных. В конце ее находится драматический театр филиал Малого академического театра, в помещении бывшего кинотеатра Струйского. В 1954 г. на углу Большой Ордынки и Пыжовского переулка построено огромное административное здание одного из министерств в 10 этажей, со средней частью в 12 этажей, по проекту архитекторов И. П. Зиновьева и Л. 3. Чериковер.
     По генеральному плану реконструкции Москвы Большая Ордынка явится частью магистрали, которая прорежет с севера на юг всю Москву, от Останкина (Пушкинского) до Котлов. 
     Район Большой Ордынки – одно из красивейших мест Москвы, в котором сохранились уникальные памятники архитектуры разных веков. Сегодня Большая Ордынка постепенно приобретает репутацию символа культурной и научной жизни столицы. Именно здесь возводятся одни из самых престижных деловых центров. Не нарушая архитектурной целостности, сверхсовременные комплексы становятся связующей нитью между прошлым и будущим столицы.
     Один из таких деловых центров мирового уровня, представляющий собой семиэтажное здание общей площадью 14 00 кв. м., расположился по адресу Большая Ордынка, 40.
     Реконструированная бывшая городская усадьба купцов Капустиных традиционна для застройки Замоскворечья начала XIX века. Усадьба состоит из двух 2-этажных жилых каменных строений, соединённых 2-этажной галереей, и одного нежилого одноэтажного строения. Внутренний дворик композиционно объединяет эти строения в единое целое. Междомовая галерея замыкает усадьбу по линии Кадашевского переулка. При реконструкции галерея оригинальным образом была включена в комплекс служебных помещений усадьбы. Деревянные перекрытия каменных строений подверглись замене бетонными перекрытиями по металлическим формам.
     Проведены реставрационные работы по внутренним интерьерам. Вместо рядовых оконных и дверных блоков применены высокохудожественные блоки из дуба с повышенными эксплуатационными и эстетическими качествами. Остекление карниза кровли одного из строений и установка козырьков из прозрачного пластика над входными дверьми вносит в архитектурный облик усадьбы современную стилистику. В зданиях установлены современные системы обогрева кровли. Мощение внутреннего дворика выполнено специально подобранной тротуарной плиткой. Приусадебная территория с внутренней стороны выделена металлической оградой. В настоящее время обновлённая усадьба служит в качестве офисного комплекса.
     7 ноября  2000  года в городе Москве на улице Большая Ордынка     состоялась церемония открытия первой в  истории  русской  культуры    монументальной скульптурной композиции, посвященной великому поэту    России XX века Анне Ахматовой. Открытие композиции В. Суровцева по    знаменитому  рисунку  Амедео  Модильяни  -  это  начало реализации    большого   проекта,   который   осуществляет   культурный    центр    "Куманинское  подворье"  при  поддержке управы "Замоскворечье" ЦАО    столицы.  Проект   предусматривает   создание   городского   парка    скульптуры "Ордынка - серебряный век" .
     Заканчивая прогулку по Ордынке, можно радоваться, что она сохранила почти не искажённым свой самобытный облик.