Первая посмертная ретроспектива работ Р. Раушенберга
5 ноября 2016 г. Историк
Лондонская Тейт Модерн совместно с Музеем современного искусства Нью-Йорка представят первую посмертную ретроспективу работ Роберта Раушенберга (1925-2008 гг.), американского художника, представителя абстрактного экспрессионизма.
Р. Раушенберг, Без названия. 1983, дерево, радикальная полимеризация, акрил, зонты. © Robert Rauschenberg Foundation, New York.
Раушенберг создавал произведения в стиле абстракции, поп-арта, экспрессионизма и, можно сказать, явился знаковой фигурой в искусстве ХХ-ХХI вв. Одинакового свободно художник проявлял свой гений в живописи, скульптуре, фотографии, полиграфии, дизайне и сценическом мастерстве, отказываясь соблюдать границы жанров. Таков он был и в жизни. Он стал первым американским художником, получившим Золотого льва за произведение живописи на Венецианском биеннале в 1963 г. Как человек Раушенберг обладал неиисякаемой жаждой знаний, был открыт миру, с энтузиазмом стремился к сотрудничеству с художниками разных направлений и был страстным путешественником.
Раушенберг в нью-йоркской студии в 1955 г. На переднем плане первый вариант Монограммы.
На выставке Тейт Модерн каждая глава шестидесятилетней карьеры Раушенберга представлена программными произведениями, собранными из коллекций (частных и музейных) по всему миру. Среди них несколько знаковых "комбинированных картин" - гибридов живописи и скульптуры, и, в частности, Монограмма 1955-59, впервые привезенная в Великобританию и Кровать 1955; несколько картин в технике шелкографии, посредством которых художник стремился отразить политические реалии своего времени и внести элементы рекламы и обыденной жизни в творчество, и, в частности, РетроАктив II 1964, на которой изображен Джон Кеннеди.
Р. Раушенберг, РетроАктив II. 1964. Музей современного искусства, Чикаго, США
Выставка расскажет о ранних творческих экспериментах Раушенберга, предпринятых им в бытность студентом Блэк-Маунтин колледжа, колыбели научных талантов в конце 1940-х - начале 1950-х гг. Именно тогда художник пробует силы в совместном творчестве с друзьями и коллегами - Джоном Кейджем, Мерсом Каннингемом, Джаспером Джонсом, Дэвидом Тудором, Саем Твомбли и Сьюзен Вейл. Плодотворное сотворчество вылилось в создание программного шедевра Раушенберга - "Стёртый рисунок Де Кунинга" 1953, апофеоза абстрактного экспрессионизма. Предполагается экспонирование работ, созданных художником во время работы в организации под названием "Эксперименты в искусстве и технологии" (Е.А.Т), целью которой было развитие сотрудничества между художниками и инженерами в 1960-е гг.
Р. Раушенберг, Езда на велосипеде. 1998. Берлин, Германия
В начале 1970-х гг. Раушенберг перевез основную студию в Каптиву, штат Флорида и начал путешествовать. Он проехал всю Европу, Северную и Южную Америки, Азию. В результате появились произведения, навеянные мыслями и впечатлениями, привезенными из длительных вояжей. Так его Картоны 1971-72 гг. - ирония по поводу нарождающейся глобализации, а роскошные Глушители 1975-76 гг., выполненные из ткани, дань памяти текстильной фабрике в Ахмадабаде. Произведения этого периода творчества будут также представлены на выставке Тейт.
Лейтмотивом, проходящим через все творчество художника были перформанс и танец, произведения, относящиеся к этому виду искусства занимают центральное место в выставке Тейта. В качестве экспонатов будет представлены документы, описывающие его сотрудничество с Мерсом Каннингемом и Тришей Браун, а также индивидуальные работы художника. 27 и 28 января 2017 г. обновленный состав Компании Триши Браун вновь поставит Set and Reset, с оформлением и оригинальными костюмами, выполненными для нее Раушенбергом. Несколько секций выставки представят работы, иллюстрирующие интерес художника к использованию новых материалов для построения образа, как например печать на прозрачных тканях, отполированном металле жалюзи (таких, как делают в челябинск.жалюзи-светлов.рф) или матовом алюминии. Особо выделяется группа произведений, где фотографии из поездок, отпечатанные на струйном принтере, собранны вместе в технике коллажа. Это еще раз подчеркивает неиссякаемый талант художника, до конца жизни искавшего новые пути выражения творческого гения, теперь уже и с помощью новейших технологий.
Выставка в Тейт Модерн в Лондоне продлится до 2 апреля 2017 г., после этого все экспонаты отправятся в Нью-Йорк в Музей современного искусства.