Новости истории

08.02.2017
В этот день, 8 февраля 1587 г., ровно 430 лет назад, после 19-летнего заточения была казнена Мария Стюарт, бывшая королева Шотландии.

подробнее...

07.02.2017
Выставка "Шедевры Византии", на которой представлены 18 экспонатов из греческих музеев, открылась в Третьяковской галерее.

подробнее...

06.02.2017
Новое исследование установило, что Эци, ледяной человек, убитый стрелой в горах Южного Тироля, за 30-120 минут до смерти ел мясо альпийского козла.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы

В Третьяковской галерее открылась выставка "Шедевры Византии"

МОСКВА, 7 фев — РИА Новости. Выставка "Шедевры Византии", на которой представлены 18 экспонатов из греческих музеев, открылась в Третьяковской галерее.

 
 
 
© РИА Новости. Владимир Вяткин 
 

"Это очень близкое нам искусство, потому что Русь принимает вместе с христианством традиции иконописания, храмового зодчества, язык литургического действия, язык Византии… Здесь на этой выставке мы можем увидеть небольшое количество памятников, но памятников очень ценных, очень редких — от десятого века до икон начала 16го века, когда Византия как государство уже не существовала", — сказала замгендиректора по научной работе Татьяна Карпова.

Самый ранний памятник в экспозиции — серебряный процессионный крест конца Х века с выгравированными на нем образами Христа, Богоматери и святых. Искусство XII века представлено иконой "Воскрешение Лазаря", воплощающей утонченный рафинированный стиль живописи этого времени. Как рассказала Карпова, в собрании Третьяковской галереи находится икона "Богоматерь Владимирская" этой же эпохи, созданная в Константинополе в первой трети XII столетия и затем привезенная на Русь.

Также на выставке представлены рельеф с образом великомученика Георгия со сценами жития, икона "Богоматерь с Младенцем", написанная в XIII веке предположительно кипрским мастером, двусторонний образ "Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный" XIV века, кацея? (кадильница) с изображением великомучеников Феодора и Димитрия и шитый возду?х (покров) на Святые Дары. Поствизантийский период представлен тремя иконами греческих мастеров, уехавших на Крит после падения Константинополя в 1453 году.

Куратор выставки Елена Саенкова отметила, что архитектура выставки не пытается сымитировать храмовое пространство. "Первая мысль, которая возникает, когда мы говорим о Византийской культуре, это Святая София, и сразу хочется воспроизвести храмовое пространство. Мы намеренно не пытались этого сделать, потому что это все-таки это особая культура, особая традиция, и мы пытались создать максимально комфортную атмосферу для двусторонних памятников, чтобы посетители могли осматривать их обороты, у нас таких произведений несколько, и это всегда особая сложность в экспонировании таких вещей", — пояснила она.

Куратор подчеркнула, что в их родной среде, в Византийском музее, иконы экспонируются именно таким образом, открытые с двух сторон, так как на оборотной стороне можно увидеть крест или, например, цветы. Это был один из способов их украшения.

Выставка "Шедевры Византии" располагается рядом с залами постоянной экспозиции древнерусского искусства XI–XVII веков, что дает возможность зрителю проследить параллели и увидеть особенности произведений русских и греческих художников.