Новости истории

05.02.2020
В результате деятельности черных археологов, охотящихся за сокровищами генерала Ямаситы, на филиппинском острове Панай увеличился риск оползней.

подробнее...

03.02.2020
При строительстве автомагистрали в Восточной Чехии обнаружен древний колодец, которому больше 7,5 тысяч лет. Это древнейшее из достоверно датированных деревянных сооружений в мире.

подробнее...

01.02.2020
Еще одна находка из трюма затонувшего в XVII в. голландского судна. На этот раз фрагмент шелкового ковра.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 
 
Сообщество читателей. Обсуждение книг и фильмов

Тимпанные композиции французских романских порталов: Вознесение и Пятидесятница

     Для средневекового человека всё видимое было лишь отражением невидимого, высшего мира, его символом. Символика пронизывала всё. Квадрат был символом земли, а круг – неба, выражая идею вечности, бесконечности и совершенства. Обе эти фигуры лежали в основе плана собора и очертаний фасада. Совершенная форма собора открывалась и «взору Бога» и воздействовала и на человеческую душу. Все люди в большей или меньшей степени владели языком символов. Психология восприятия и создателей храмов и созерцателей их была более активна, чем позднее.
     Символизм пространства и архитектурных форм романских соборов – законченная, устойчивая, ясно читающаяся современниками система.
      Трёхчастное деление (нартекс, неф, алтарь) соответствовало представлениям о единстве Божественного, ангельского и человеческого бытия. Кроме того, возникала аналогия с Троицей и с триадой человека (дух, душа, тело).

 

 

 

 

 


     Двучленное деление тоже имело своё идеологическое оправдание: небесное и земное пространство, душа и тело человека.
     Восток храма знаменовал собой рай, запад – ад. Северная сторона ассоциировалась со смертью, мраком, злом. Южная – посвящалась Новому завету.
     План церкви обычно имел форму креста – символ, соединяющий небо и землю, ориентированный в пространстве и времени. В верхних частях храма изображалось небо, в нижних – земля. Декор пола тоже имел символическое значение – здесь часто помещалось изображение лабиринта, символизировавшего сложность пути восхожения к Богу. 

     Тимпан - углубленное пространство над дверьми или окном, имеющее треугольное, полуциркулярное или стрельчатое очертание.
     Портал - в романской и готической архитектуре, более или менее роскошно орнаментированный вход в церковь, замок, ратушу или другое значительное здание.

 

 

 

 

 


     Число их соответствует числу нефов, иногда порталы бывают на концах трансепта. Портал представлял большую часть, суживающуюся постепенно внутрь нишу в стене. В готике портал обильно украшались статуями.
Была символична и форма портала – полукруг арки был символом неба, а квадрат или прямоугольник дверного проёма – символом земли. Одно из значений латинского слова arcus переводится как радуга – небесный мост между землёй и небом, человеком и Богом. Дверь выполняла оградительные, защитные функции, акцентировала переход из одного пространства в другое, напоминая и о словах самого Христа: «Я есть дверь; кто войдёт Мною, тот спасётся».

 

 

 


     В полукруглой форме тимпана некоторые видят уподобление хлебу. Хлеб как и рыба – это символ Христа и христианства, кроме того – это символ христианского единства («Один хлеб и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба», апостол Павел). Три портала уподоблялись Троице.

 

Шартрский собор как один из лучших образцов готики.

 

     Портал становится центром сосредоточения пластического декора в романских церквах Франции . Он помещался на границе двух миров – грешного мирского и священного и был призван связать их между собою. Предпочтение при украшении портала отдавалось апокалиптическим темам: Страшный Суд или Христос во славе. Это было сильной и эмоциональной проповедью в камне. Идея справедливого возмездия владела воображением средневекового мастера. Романский Бог – это не тот парящий над миром Вседержитель, которого чтили византийцы, но судья и защитник. Он деятелен, он сурово судит своих вассалов, но и охраняет их, как бы ограждает своими громадными ладонями; он попирает ногами чудовищ и утверждает закон справедливости в мире беззакония и произвола. Романское искусство кажется поначалу грубым и диковатым рядом с утончённостью византийцев, но оно более непосредственно и более экспрессивно.

 

 

 

 

 


     Тимпан – полукруглая ниша между дугой портала и карнизом двери.
     К середине XII в. во Франции складывается новое направление в архитектуре и изобразительном искусстве, получившее название готики. Ярче всего "французская манера", как называли ее современники, раскрылась в архитектуре городских соборов, их скульптурном убранстве и витражах. Экспозиция дает возможность лишь частично познакомиться с художественными особенностями готического искусства.
     Одним из важнейших памятников ранней французской готики является западный, т. н. "Королевский" портал собора в Шартре (1140-е гг.).

 

 

 

 


     Шартрский собор – одно из величайших творений готической архитектуры и христианской культуры Средневековья – один из немногих соборов Франции, который почти полностью сохранил свое убранство. Собор представляет собой трехнефную базилику. Высота центрального нефа - 37,5 м, длина 130,2 м, ширина главного нефа 16,4 м, длина поперечного нефа 65 м, высота боковых нефов – 14 м. К западному фасаду с двух сторон примыкают башни, шатровое завершение которых выполнено в разное время.

 

 

 

 

 


     Мастера XII века определили в основном характер западного фасада собора. Фасад украшают три пышно декорированных великолепными каменными барельефами портала. Декорировка "королевского портала" относится к 1145-1155 годам. Над центральным порталом, чуть врезанным в толщу стены и поэтому прекрасно освещенном, расположены неглубоко поставленные высокие окна с полукруглым завершением. Над ними - роза XIII века. Центральную часть фасада венчает "галерея королей" работы начала XIV века. С западной стороны к зданию храма примыкают две башни, каждая высотой около 90 метров. Они мало похожи друг на друга. Более ранняя, северная башня была построена в 1134-1150 годах, а венчающий ее ажурный шатер, возведенный архитектором Жаном Тексие, был установлен только в 1513 году. Южная башня - "Старая колокольня" - выглядит гораздо более строго. Построенная в 1145-1165 годах, она сохраняет линии "чистой" готики и выдержана в едином стиле с основным зданием собора. Внутри башен - высокие квадратные залы, покрытые выпуклыми готическими сводами.

 

 

 

 


     Именно в Шартрском соборе наиболее полно раскрылось мастерство ваятелей Иль-де-Франса . Хотя он является памятником зарождающейся готики, скульптуры его более раннего, королевского портала завершают собой развитие романского стиля. Трое врат близко сдвинуты и почти соприкасаются. В тимпанах боковых арок помещены симметричные композиции: "Мария с младенцем" (справа) и "Вознесение" (слева). Тимпан центральных врат украшен традиционным "Христос во славе".
     Композиция тимпана - шедевр зрелого романского стиля. Фигуры, символизирующие четыре евангелия, свободно размещены вокруг изображенного в мандорле Христа. Плавный силуэт радует глаз спокойной одухотворенностью, утонченным изяществом игры легких, графически переданных складок одежды. 
     Фигура Христа красиво выделена на фоне декоративно выразительных взмахов крыльев и упруго изогнутых тел грузного быка и льва, а также расположенных над ними более легких фигур ангела и орла. Беспокойная, с глубокими сочными тенями орнаментальная резьба, покрывающая эти фигуры, еще более оттеняет изящество образа Христа. На фризе под центральным тимпаном в строгом и спокойном ритме изображены апостолы, а по сводам арки, обрамляющей тимпан, в три ряда помещены 24 старца, предстоящие перед Христом.

 

 

 


     Тимпан сочетает уравновешенность и четкость пластических форм порталов Прованса с тонкой и точной выразительностью графической резьбы, восходящей к бургундской школе, но освобожденной от свойственной ей сложности и запутанности. Самое важное художественное качество шартрских тимпанов - непередаваемый словами дух просветленной гармонии образа.
     Не менее интересны статуи пророков и предков Христа, расположенные по бокам трех входов западного фасада. Они размещены группами из трех и пяти фигур, подчеркивая такой группировкой нарастание торжественности композиций портала к центру. Статуи, помещенные на консолях, разделены тонкими стволами полуколонн. Удлиненные фигуры святых повторяют ритм столбов, драпировки их одеяний, вытянутые длинными тонкими параллелями, иногда расширяющимися по нижнему краю в скошенные складки воспринимаются почти как каннелюры или как продолжение резных узоров, которые заполняют поверхность пилястр между статуями.

 

 

 

 

 

     Повторение линий создает впечатление единства и устойчивости, соответствующее серьезной строгости общего замысла. Здесь мало движения, и по виду фигур понятно, что они не общаются ни с друг другом, ни со зрителем. Однако удлиненность и общая условность форм не делают их фантастически невероятными, гротескными. Мастер в своем стремлении подчинить человеческие фигуры архитектурным формам проявляет необходимый такт и чувство меры.
     Мастера, работавшие над скульптурным убранством Шартра в первой половине XIII века, мудро отказались от вмешательства в скульптурную композицию западного фасада, обретшую свой законченный вид в Королевским портале. Их творческая энергия нашла свою реализацию в своего рода беспрецедентном решении: оба боковых фасада, северный и южный, - каждый из них украшен трехпортальным скульптурным ансамблем с полным комплексом входящих в него пластических изображений, отражающих изменение вкусов.

 

 

 

 

     Тонкость и удлиненность, характерные для XII века, ушли в прошлое. На их место пришли острые складки, подчеркивающие пустоту пространства между ними. Фасады трансептов выдают почерк двух различных художественных мастерских, руководимых разными творческими индивидуальностями. Строгий северный фасад с прекрасными, молчаливыми, полными сдержанности статуями пророков и предков Христа, еще отдающими дань архаизирующей стилизации Шартрской скульптурной школы XII века, в целом противостоит более зрелому и классицизирующему стилю южного трансепта.
     Особенный интерес представляют статуи, украшающие боковые срезы портала южного фасада, отличающиеся, хотя и несколько схематичной, но весьма острой передачей характеров: таковы скульптуры святых Григория, Иеронима, рыцарственно благородного Стефана и сурового Мартина.
     Так, образ святого Мартина бесспорно отмечен чертами сдержанной энергии и сосредоточенной сильной воли; в болезненно нервном лице святого Григория в большей мере переданы оттенки печальной думы. Простые жесты рук этих трех святителей, ритмически сопоставленные, взаимно усиливают пластическую выразительность всей группы и каждой фигуры в отдельности.

 

 

 

     Центром второго этажа южного фасада является большая роза, вписанная в квадрат, как бы зажатая между двумя прямыми контрфорсами, увенчанными башенками. Роза покоится над пятью продолговатыми окнами с овальным завершением. Выше - простая по форме аркатура и небольшой фронтон.

 

роза 

 

     По сторонам центральной части расположены продолговатые окна, по четыре с каждой стороны. Надвратные арки разделены и фланкированы галереей, покрытой коническими крышами со статуями, стоящими между ее колоннами. Особенностью южного портала Шартра является облицовка стен верхнего этажа очень тонкими, поставленными близко одна от другой колоннами, создающими впечатление вибрирующей поверхности.
Эмоциональная взволнованность – наиболее характерная черта готических образов.

 

«Пятидесятница» – тимпан церкви Ла Мадлен.

 

     Романский стиль – стиль средневекового западноевропейского искусства X-XII вв. (в ряде стран также XIII в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству .
     Романскому искусству присуща острая выразительность. Трактовка фигур находится в прямой зависимости от форм архитектуры. Фигуры композиции находятся в пространстве, лишенном глубины. Любовь ко всему фантастическому.
     Романская культовая архитектура была неотделима от резьбы по камню и монументальной скульптуры, украшавших капители, порталы, иногда заполнявших весь фасад (Нотр-Дам-ла-Гран в Пуатье). Склонность к беспокойным композициям, плоскостность резьбы предопределили особенности пластического декора церквей Лангедока (Сен-Сернен в Тулузе, XI-XIII вв.), Бургундии (тимпаны соборов в Везле и Отене).

 

 

 


     В области монументальной живописи преобладает фреска, в скульптуре - рельеф (основной материал - камень). Произведения из дерева раскрашивались.
     К лучшим монументальным памятникам бургунской школы относятся тимпаны церкви Сен-Мадлен в Везеле и собора в Отене. Тимпан в Везеле изображает Христа, наставляющего апостолов, тимпан в Отене - изображение Страшного суда. Вся композиция более походит на резьбу, чем на скульптуру.

 

 

 

 

 


 «Пятидесятница» – тимпан церкви Ла Мадлен в Везле (Франция) примерно около 1130 г.

 

 

 

     Средневековье создало культуру, отличную от античной. Это было время господства в Византии и Западной Европе монотеистической христианской религии.
     Церковь занимала особое положение в структуре феодального общества и определяла основную направленность его духовных устремлений. Она была главным заказчиком художественных произведений.
     Средневековое искусство отразило новое понимание положения человека в мире (творение Божие и его раб, микрокосм и тлен), провозглашало новые моральные и духовные ценности и на их основе создало свою эстетику, утверждавшую примат духовного начала над материальным и стремившуюся к универсальности эстетической оценки "божественной вселенной".
     Восприятие и интерпретация христианских догматов менялись на протяжении столетий Средневековья (V - XV вв.). Они получили различную трактовку в учениях восточной и западной церквей, которая диктовалась различиями политических и социальных реалий этих двух больших регионов.
     От эпохи Средневековья сохранились в основном культовые памятники, а большинство светских произведений погибло. Это обстоятельство рисует во многом одностороннюю картину художественной жизни этого времени .
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки. Здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали и массивные гладкие стены с узкими проемами окон и ступенчато–углубленными порталами.

 

 

Автор: Жуковская Д.

 

 

В продолжение изучения данной темы рекомендуем вам следующие книги: