История и современность Апофигизм на постсоветском пространстве

Сергей Мальцев

[email protected]

Интересный эпизод показал в день празднования в Киеве 30-летия украинской «незалежности» наш телеящик.

 Парад на Крещатике в День Независимости Украины. Фото 24 августа 2021 г. Источник: Виталий Носач/РБК-Украина

 

 

Корреспондент одного из украинских телеканалов подкатил к участнику торжеств в военной форме с вопросом, что тот понимает под незалежностью? Военный осклабился и сказал: – Незалежность, это когда ты приезжаешь в Антарктиду и говоришь пингвинам – Привет от Украины! – а пингвины в ответ: – Ур-ра! Логично, нет? – Дальше между собеседниками следует ритуал с обменом бандеровскими лозунгами: «Слава Украине!» – «Героям слава!»

Довольно странная реакция необандеровца на вопрос. Не правда ли? От него ожидаешь какого-нибудь ура-патриотического взрыва эмоций и восторженности по поводу «незалежности» своей страны, а он, напротив, вроде как насмехается над ней. Значит, участвует в нацистских сборищах и карательной операции на Донбассе не по убеждениям, а по корыстному расчету.

Этот эпизод раскрывает апофигистское мироощущение значительной части граждан бывших советских республик, их отношение к истории своих стран. Им наплевать на исторические свершения героев прошлого, высокую трагедию или высокую мораль. Живи сегодняшним днем, делай то, что требует власть плутократов. Глядишь, и тебе что-то обломится с барского стола. Подобные настроения провоцируют сами власти своим подходом к историческим событиям, в том числе, к государственным юбилеям.

Исторический период существования украинской незалежности – карликовый. Отсюда стремление накрутить себе солидный исторический стаж, отсюда поиски корней украинской самобытности в далекой древности. Но во всей воображаемой многовековой истории Украины наибольшую ценность представляют для необандеровцев именно последние тридцать лет. Как же? Именно в этот период государство было надолго поставлено на службу плутократам, толстосумам и их челяди.

Потому-то из истории Украины вычеркивается советский период, когда страна достигла процветания, не имевшего аналога в прошлом и будущем. Мусолится лишь пресловутый «голодомор», вызванный трагической необходимостью ускоренного перехода экономики на социалистические рельсы из-неспособности частнособственнического хозяйства города и деревни обеспечить потребности индустриального развития и обороноспособности СССР.

Но и само тридцатилетие незалежности бандеровцы трактуют произвольно. По праву они должны были бы отмечать 7-летие существования Украины под их правлением, которое началось с кровавого майдана на рубеже 2013-14 г.г. Может, с вкраплением срока президентства Ющенко (с 2005 по 2010 год), тогда набежит, по крайней мере, 11 лет. Но, учитывая, что правление Ющенко, еще не спровоцировало распад страны, хотя и рассматривается жителями республики как печальный эпизод в ее 23-летнем развитии до майдана, то его включение в 7-летнюю историю выглядело бы искусственным. А ведь предыдущие 23 года страна жила более или менее сносно, вместе с Крымом и Донбассом. Она не укладывалась безоглядно под Запад и не допускала непоправимого разрыва с Россией.

 Майдан 2014 г.

Даже деликатный Янукович не допускал этого, хотя не меньше своих предшественников на посту президента, а также лидеров других советских республик, включая Россию, стремился соответствовать стандартам Запада. И не меньше их был корыстолюбив.

Почему он отсутствовал на торжествах в Киеве в отличие от Кравчука, Кучмы, Ющенко и Порошенко, понятно. Уроженец Донбасса, сторонник равноудаленности Украины от России и Запада, Виктор Федорович не вписался в бандеровскую свору, подрядившуюся осуществлять планы американского империализма на постсоветском пространстве.

Истинная незалежность, отмеченная безудержным пресмыкательством перед хищным Западом и НАТО, насчитывает все-таки 7 лет. И здесь я не могу не выразить свое сочувствие фрау Меркель, посетившей незалежную Украину накануне празднования фальшивого юбилея. Посочувствовать в связи с награждением канцлера ФРГ украинским орденом Свободы президентом Владимиром Зеленским.

 Ангела Меркель и Владимир Зеленский в ходе официального визита канцлера на Украину. Фото: 22 августа 2021 г. Источник: president.gov.ua

Какое может иметь понятие о свободе 7-летний уродец украинской государственности под властью, запятнавшей себя кровавыми злодеяниями против собственного народа и почитающей бандеровцев за прошлые преступления! Я понимаю, должность обязывает, но все-таки не могу отделаться от мысли, что фрау внутри себя, должно быть, тяжело переживала присвоение ей награды от бывшего кэвээнщика, вознесенного на президентский пьедестал глупостью или отчаянием несмышленого электората. Такая награда руки жжет, а носить ее на груди рядом с сердцем просто опасно.

Чуть раньше, в выходные дни 21-22 августа отмечалось 800-летие Нижнего Новгорода. Юбилей тоже праздновался под знаком выпячивания постсоветской судьбы городов России в духе жадного до удовольствий Вавилона и вымарывания воспоминания о созидательном, героическом периоде жизни города под названием Горький.

Я случайно набрел в телеящике на показ грандиозного шоу в связи с юбилеем. На экране происходила невразумительная пляска молодых парней с веревками, очевидно, призванная выразить в постмодернистском духе нелегкую жизнь волжских бурлаков. Пляску сопровождало пение известной народной песни «Эй, ухнем» в исполнении какого-то баса. Голос у певца недурной, но, конечно, уступает великому Федору Шаляпину.

Впрочем, Шаляпин, хотя и волжанин, уроженец Казани. Но он тоже не сразу хватал звезды с неба. Где то я читал, что в давние дореволюционные времена, когда Шаляпин и его тогдашний соучастник бродяжничества по Руси нижнегородец Максим Горький проходили в Тбилиси прослушивание вокальных данных с целью выступления на сцене, то пригодным для пения был признан Горький, а Шаляпин забракован. Такие вот бывают курьезы!

 Шаляпин (слева) и Горький. Фото: 1920-е гг. (?)

Пляска с веревками была, кажется, единственным напоминанием о тяготах дореволюционной жизни. В целом культурная программа юбилейных торжеств была посвящена прославлению князей и прочих монархов, купцов, продолживших инициативу по спасению России «говядаря» Минина, наладившего до своего подвига успешный бизнес солеварения с князем Пожарским. В основном же, праздник посвятили светлому настоящему, погруженному в потребительство, вещизм и шоу-бизнес, которые при здравом размышлении кажутся предвестниками вымирания человечества.

Список знатных людей города велик. Всех не упомнишь. Но поискав в Интернете ответ на вопрос, кого считают знатными нижнегородцами современники, диву даешься. Почти все – те самые предвестники. И это прямой результат забвения или искажения советского прошлого. Один из юзеров Интернета под ником «Василий» удивляется: «А как же Горький, Нестеров, Добролюбов и многие другие. Зато Водянова есть».

На этом фоне более или менее объективно выглядит статья «Российской газеты» – Федеральный выпуск № 27(8378), которую привожу с собственными примечаниями курсивом.

Нижегородцы обижаются, говорится в статье, когда их город путают с северным старшим братом – Новгородом. А вот определение «горьковский» горожанам часто приходится по душе – ведь большая часть жителей города родились в Горьком.

Имя своего знаменитого уроженца Нижний Новгород носил с 1932 по 1990 год. Великий пролетарский писатель переименование застал при жизни: ряд исследователей считает, что этим фактом он был очень недоволен. Это делает честь скромности великого писателя, равного которого по таланту, на мой взгляд, вряд ли можно найти в истории ХХ века.

Инициатором, как утверждает официальная версия, стал сормовский рабочий по фамилии Овсянников. Тогдашний партийный руководитель Нижегородского края (а был и такой) Андрей Жданов порыв пролетария поддержал, и писатель получил письмо со следующим текстом: «Мы заверяем тебя, рабочий класс города твоего имени, пролетарии, колхозники и трудящиеся-единоличники Горьковского края с еще большей энергией, еще большим большевистским упорством и настойчивостью будут бороться за великое дело построения социализма…»

Замечанием в скобках (а был такой) автор статьи, видимо, хочет преподнести как курьез молодым современникам, знающих только мэров и губернаторов, что в городе Горьком существовала верховная партийная власть. Да, существовала. Она олицетворяла смычку между местными и общегосударственными интересами, моральную и нравственную экспертизу исполнительной власти.

Что касается Андрея Александровича Жданова, то это был выдающийся партийный и государственный деятель Советского государства, весьма культурный и образованный человек, взявший на себя ответственность проводить культурную политику национальную по форме и социалистическую по содержанию.

Некоторые упрекают его за то, что он обозвал Анну Ахматову «монахиней, мечущейся между будуаром и молельней». Может, он выразился чересчур резко. Но даже в этом отступлении от куртуазности и этики ощущается печать изысканного ума. Однако продолжим чтение статьи РГ.

В течение двух недель все формальности были улажены, и Нижний Новгород стал Горьким. Произошло это 7 октября 1932 года.

Старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН Роман Гоголев в разговоре с «РГ» высказал мнение, что переименование города в Горький напрямую сказалось на его позиционировании в стране. Из провинциального патриархального городка, оплота старообрядческого купечества он вырос в индустриальный и научный центр, миллионник и мегаполис.

Вопрос о возвращении исторического названия городу возник, как ни странно, задолго до «ветра перемен» 90-х годов прошлого века. Еще в 50-е годы прибывший в областной центр Никита Хрущев назвал жителей «нижегородцами». За историческое название ратовали, как ни странно, все те же писатели. Но до конкретики дело дошло лишь к концу века.

 Хрущев и сопровождающие его лица идут мимо строящихся домов в городе Горьком. Фото:1958 г. Источник: РГАСПИ

– Где-то в самом начале 1990 года я и мои коллеги провели мини-опросы среди своих знакомых. Мнения разделились примерно пополам с небольшим преимуществом за переименование, – вспоминает в интервью «РГ» Александр Косариков, возглавлявший в 1990 году Городской совет народных депутатов.

Закон о референдумах к тому моменту еще не был принят. Поэтому ко дню выборов в Верховный Совет РСФСР 4 марта 1990 года решили приурочить и голосование по возвращению исторического названия городу. «Поскольку это не было запрещено (а что не запрещено, как мы тогда думали, то разрешено), так и сделали», – замечает Александр Косариков.

Мнения горожан совпали с результатами тех самых личных мини-опросов.

Результаты доложили на заседании горсовета, который хоть и с небольшим перевесом, но поддержал переименование.

– Я подписал отношение в Верховный Совет РСФСР, его отправили, и долгое время никакой информации оттуда не приходило, – вспоминает Александр Косариков.

Утверждение решения Горьковского городского совета за подписью первого заместителя председателя Верховного Совета РСФСР Руслана Хасбулатова пришло 22 октября 1990 года. И город Горький снова стал Нижним Новгородом.

Позволим себе еще одно отступление. Не думаю, чтобы Н.С. Хрущев намекал на возвращение городу Горького прежнего названия. А круг «все тех же писателей», ратовавших за возвращение исторического названия города, образовался в горбачевскую перестройку, породившую смуту в стране. Полагаю, именно это, а не зависть к славе и влиянию гениального художественного и публицистического наследия А.М. Горького определила образование этого круга, а также соответствующее «общественное мнение».

Каким образом переименовывались тогда города известно по Собчакс-Петербургу. Лишь в Москве эта практика не имела смысла. Зато здесь признают уместным переименование и лишение площади Дзержинского ее эстетически безупречного архитектурного оформления и, с другой стороны, демонстрацию дегенеративной скульптуры Урса Фишера, похожей на кучу дерьма.

Апофигизм и искажение истории в интересах плутократов – две стороны одной медали. Это и продемонстрировали юбилейные торжества на Украине и в России.



Понравилась статья? Отправьте автору вознаграждение: