Средние века Секрет исчезновения цивилизации майя

Жуковская Д.

     Внезапное исчезновение  майя, имеет специальный термин в исторической науке, называемый коллапсом. Эта романтическая легенда ведет свое начало с середины XIX века, времени нового открытия цивилизации майя американцем  Джоном Л. Стефенсом и англичанином Фредериком Катервудом.  Начиная с 1838 г. эти исследователи прочесывают джунгли Центральной Америки в поисках затерянных городов майя. Результатом работы явились два тома приключений, написанных в 1841 и 1843 гг. Авторы подробно  описывают свои путешествия на Юкатан.  Книги были прекрасно иллюстрированы Катервудом и внедрили в сознание людей овеянный мифами и легендами  образ народа, исчезнувшего с лица Земли  чуть ли не в один день.  К сожалению, этот миф продолжает благополучно существовать и в наши дни.
     Чтобы понять загадку жизни и исчезновения майя необходимо отрешиться от устоявшихся версий, возникших в XIX веке и рассматривать цивилизацию в контексте всей истории данной территории. Майя относятся к культурному ареалу, получившему название Мезоамерика и простирающемуся на север от 21 параллели до Коста- Рики, включающему в себя центральную и восточную Мексику, а также практически всю территорию Центральной Америки, перешеек Теуантепек вплоть до региона Сан-Хосе в Коста-Рике. Территория майя как раз-таки и входит в полном составе в этот конгломерат.  Таким образом, история майя не отделима от истории освоения и развития этого региона.  Если вырвать ее из данного географического и исторического контекста, она предстает перед нами загадочной и абсолютно необъяснимой. Получается, что для ее  понимания нужно просто расширить кругозор.
     Мезоамерика – это большая мультикультурная территория, где на протяжении многих лет сосуществовали разные народности, говорившие каждый на своем языке и имевший каждый свою культуру.  Особенность мезоамериканской цивилизации в том, что она произошла от слияния кочевой группы народов  Науас и коренным оседлым населением, к которому и принадлежали майя и отомис.  Науас, не имевшие оседлой территории обитания, рассыпались по всей Мезоамерике, тесня местное населения и смешиваясь с ним. В конечном итоге кочевой народ и послужил цементом для конструирования единой этнической идентичности данного региона.
     В течение 3 столетий культура майя развивалась под тенью владычества  Науас. Завоеватели способствовали расцвету городов майя, таких как Копан, Тикал, Яксуна, Яксатун, Уксмаль, Бекан до такой степени, что некоторые современные археологи, базируясь на результатах раскопок, полагают, что первые правители майя в действительности были выходцами из народа Науас. С 450 г. н. э. культура майя переживает  свой наивысший расцвет, понемногу она освобождается от общего мезоамериканского влияния, открывая для себя все новые и новые горизонты в индивидуальном развитии.  Но только с VII в. н.э.  майя имеют доступ к управлению и власти.  В течение двух веков с 650 по 850 гг. н. э. идет так называемый технический прогресс: строятся пирамиды, реконструируются места культа, расширяются городские улицы, благоустраиваются жилища. Мириады скульпторов наперегонки стараются запечатлеть в камне лица властителей при их жизни, знать строит пышные мавзолеи.  Керамика достигает небывалого совершенства. Развивается письменность и искусство, доступные, однако, в основном, только представителям власти.  Каждый город культивирует свой, непохожий на другие, архитектурный стиль. Кажется, что города употребляют все возможные средства, чтобы как-то выделится из общей массы и захватить долгожданную власть и право, называться первыми среди равных. К сожалению, такой всплеск  культурной активности привел к культурному же перекосу. После 850 г. майя никогда более не удалось достичь такого расцвета.

 

 

 

постройки майя 

 

Это самая первая фотография развалин построек майя. Ею мы обязаны французу Дезире Шарне, который в 1859 г. вместе с тяжелейшим фотографическим оборудованием проник в сердце Чичен Итца, покинутого столетия назад. На снимке запечатлен фасад пристройки Ноннес, практически полностью  скрытый джунглями.

 


     Естественным будет вопрос: почему майя, практически ассимилированные и порабощенные кочевым народом, произвели поистине уникальный культурный взрыв в 600 г.? Возможно, это связано именно с тем, что прежние династии Науас пришли в упадок, и коренное население получило возможность  принять бразды правления? И, действительно, мы наблюдаем, что с VII в. основные культуры и народы центральной Мексики  - Теотиуакан и Монте Альбан исчезают практически за одно поколение. Кризис власти или религиозный, вырождение династических фамилий, владевших регионом на протяжении 18 веков – возможно все это вместе и послужило основой выступления майя на первый план в иерархии всех народностей этого региона. Таким образом, биполярность власти (кочевники – оседлое население) постепенно уходит, уступая место народу майя, исконно жившему на этих землях.  Единственный раз в своей истории они, наконец, могут выйти за рамки своего ареала обитания и распространиться по всей центральной Мексике.
     Спустя всего лишь 200 лет панорама резко меняется. Начиная с 850 г. вся строительная активность замирает. Стеллы, с хронологическими записями  событий, пунктуально сооружавшееся каждые 20 лет,  появляются теперь нерегулярно, а затем и вновь исчезают из обихода.
     Последняя дата  так называемого «длительного периода летосчисления», известная нам,  была найдена на стелле из Тонина в Чиапасе. На ней выбито: 10.4.0.0.0., что в нашем летосчислении соответствует 909 г. н.э.  Некоторые города в Нижних землях Центральной Америки, в сердце гватемальского Петена были просто оставлены. Что же произошло? Именно с этого вопроса и берут  начало все невероятные легенды об исчезновении майя.
     Одна из гипотез, очень модная в последнее время в связи с вопросом глобального потепления, - климатическая. Она была высказана в конце прошлого века Ричардсоном  Б. Гиллем. Однако, нам она представляется очень спорной. Суть гипотезы в том, что народы майя постиг период колоссальной засухи, продолжавшийся длительное время. Засуха повлекла за собой нехватку самого необходимо для пропитания, что, в свою очередь, привело к большой смертности среди населения.  Автор данной теории полагает, что засуха была вызвана не только естественными причинами, но также явилась результатом деятельности людей.  Коренное население увеличивалось, вместе с ним, для сооружения новых городов,  усилилась вырубка леса. Уменьшение лесной массы и повлекло за собой уменьшение осадков в регионе, приведшее к засухе.
     Далее автор гипотезы полагает, что майя из Петена, те, которые не умерли на месте, скорее всего отправились на север Юкатана, либо на юг в Верхние земли Гватемалы,  не такие засушливые, где можно было спастись от голода.  Однако, давайте разберемся. Не стоит думать, что доиспанская Америка совсем не знала засух и была не готова к ним. Наверняка, бывало, что весь урожай гиб из-за недостатка влаги.  Но и социальная система, сложившаяся в то время повсеместно в Мезоамерике предполагала и такой вариант. Вот почему амбары и чердаки во многих найденных городах были буквально забиты кукурузой, имеющая свойство сохранятся до 400 лет  без каких-либо вредных изменений.  Она-то и служила средством пропитания в годы менее урожайные, когда основной запас продовольствия был съеден.
     Давайте  зададим себе вопрос: возможно ли, что в Петане засуха продолжалась в течение 30 лет, не давая возможности собрать ни одного урожая?  Сама гипотеза, кстати, базируется на результатах работ , проводимых на озере Юкатан специалистами-климатологами Ходеллем, Куртисом и Бреннером.  Целью работ было исследование эволюции климата на протяжении длительного периода времени. Ученые  пришли к выводу, что действительно период с 800 по 1000 гг. н.э. был более сухим по сравнению с прошлым и последующим. Напомним, тем не менее, что данный метод  очень хорошо применим для изучения динамики климата в рамках тысячелетий, однако, в нашем случае он не может служить релевантным, поскольку погрешность его, и о ней говорят сами ученые, порядка 1 века.  Получается, что мы не можем точно сказать, началась ли засуха в 700 г., либо в 1100 г.
     Географические изыскания также противорчеать гипотезе о засухе, погубившей цивилизацию майя. Для начала отметим тот факт, что полуостров Юкатан ежегодно получает достаточную долю осадков, приблизительно 1 м в районе Мериды, на севере, 2 м во Флоресе, в центре и 4 м на юге в Петане. Это в 6 раз больше годичной нормы осадков во Франции.  Территория Мезоамерики также сильно отличается, например, от пустынных и каменистых южных побережий Перу, где климатические феномены похожие на «Эль Ниньо» серьезно влияют на население и посевы.  Основываясь на метеорологических данных истории и современности,  мы с чистым сердцем можем исключить период невиданной засухи, поразивший цивилизацию майя  в средние века. Также если мы взглянем на карту центральной и южной части полуострова Юкатан, то обнаружим на ней довольно значительную систему рек.  Рио Мотагуа на юго-западе, рио Усумачинта на юго-востоке – две достаточно сильные реки со множеством притоков. На востоке, со стороны Карибских островов, рио Хондо и рио Белиз судоходны круглый год, на востоке две реки впадают в Мексиканский залив – рио Канделария и рио Шампотон. И, несмотря на то, что на севере полустрова нет ни одной значительной реки, это большое карстовое плато омывается огромным количеством подземных вод, расположенных в различных местах на глубине от 2 до 75 м ниже уровня земли. Вся эта пресная вода вполне доступна для использования благодаря многочисленным провалам земной коры, получившим у майя названия «дзонот», перешедшее затем в испанское “cenote” , что означает «подземное озеро».  Все известные и до наших дней поселения на севере Юкатана находятся в непосредственной близости от таких подземных озер.  Кроме того, майя строили большое количество гидравлических сооружений:  распределительных и ирригационных каналов, ям для дренажа, резервуаров для сохранения дождевой воды,  так называемых поддонов, на дне которых выдалбливались циркулярные колодцы или ямы в виде купола, обложенные камнями, называемые «чултун». Кроме всего прочего, север и центр Юкатана включают в себя множество озер и лагун, таких, например, как Петен Итца.  Ни одно из проводимых клматических исследований до сих пор не показало пересыхания всех этих водоемов в какое бы то ни было время.
     В конечном итоге, загадка исчезновения майя рассыпается в прах, как только мы начинаем рассматривать историю этой цивилизации в контексте исторического развития всего полуострова. Нам представляется верным считать, что майя стали жертвой все того же кочевого народа Науас, который не появлялся на сцене практически 2 столетия. В этот раз завоеватели  пришли из центральной Мексики, где к власти приходят народы из центрального Алтиплано, известные в истории под именем Толтеков. Толтеки забрали власть у науас и создали своего рода федеративное государство, поглотившее и науас и майя.
     Вероятнее всего история развивалась по двум сценариям. Те города, которые покорились новой власти без сопротивления, разрушены не были и затем вновь начался период их расцевета. Так случилось в большей части северного Юкатана, город Уксмалоуа Чичен Итза  - остался нетронутым, не были разорены и Верхние земли в Гватемале. Однако, центры майя оказались разрушенными.  Скорее всего это произошло потому, что население не захотело вновь покорится кочевникам.  Вначале, имена военноначальников науас появляются на стеллах. Полководец Сейбал, например, изображен на стелле со свитком в руке, что означает, что скульптор приравнял его к мексиканскому  «тлатоани»  (начальнику города-государства).  Понемногу глифы майя становятся все менее и менее многословными. Общий стиль городов беднеет. Затем прекращается возведение стелл: больше нет правителей майя, все действия которых необходимо запечатлеть для истории. Начинается массивный отток населения майя из Петена на север или юг полуострова. По подсчетам только десятая часть жителей решила не покидать обжитых мест.

 

 

стелла майя 

 

В Копане (на фото), также как и в других городах, стеллы воздвигались на месте жертвоприношений. На них были выбиты дата и имя правителя, которого они олицетворяли. Последняя из стелл, найденная при в Тонине, подтверждает оставление города его жителями в 909 г. н.э. 

 


     Многочисленные разрушения в городах майя свидельствуют, что новая власть всеми силами старалась подавить сопротивление коренного населения, особенно это заметно в Петене.  Миграция мирных жителей всегда сопутствует военным победам неприятеля.  Таким образом, мы видим, что майя вовсе не исчезли в одночасье с лица Земли. Разрушались символы их цивилизации: пирамиды, дворцы, каменные свитки, на коих начертаны были завоевания майя. Между 850 и 900 гг. майя старательно ассимилируются всем населением Мезоамерики, контролируемой теперь науас. С этого момента народ майя вынужден рассеиваться и смешиваться с другими народами.
     С прибытием в Америку испанцев земли майя остаются густонаселенными. По нашим подсчетам все население, говорившее на языке майя в то время составляло порядко 7-8 млн. человек.  Именно майя дольше всех сопротивлялись испанской коллнизации, до такой степени, что город Тайсал, относящийся к доколумбовому периоду, просуществовал практически в своем первозданном виде вместе с коренным населением до 1697 г.

 

 

Автор: Жуковская Д.