Новости истории

05.02.2020
В результате деятельности черных археологов, охотящихся за сокровищами генерала Ямаситы, на филиппинском острове Панай увеличился риск оползней.

подробнее...

03.02.2020
При строительстве автомагистрали в Восточной Чехии обнаружен древний колодец, которому больше 7,5 тысяч лет. Это древнейшее из достоверно датированных деревянных сооружений в мире.

подробнее...

01.02.2020
Еще одна находка из трюма затонувшего в XVII в. голландского судна. На этот раз фрагмент шелкового ковра.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 
 
Сообщество читателей. Обсуждение книг и фильмов

Бубонная чума

“Сторонись дружбы сумасшедшего, еврея или прокажённого” гласила надпись на кладбище Невинных в Париже. На дворе стоял 1321 год. Указом короля Филиппа V было разрешено преследование прокажённых, которых в христианских королевствах обвиняли в преднамеренном заражении, а следовательно, убийстве здоровых горожан.

Гонения, которым подвергались несчастные, распространялись и на их детей. Неоднократными были случаи массового заключения больных под стражу и поджоги их домов, в которых гибли целые семьи. До нас дошло свидетельство одного из инквизиторов, Бернарда Гая, предупреждавшего горожан, что «прокажённые, больные и телом, и душой», вознамеревшись завладеть городами, отравили ядовитым порошком реки и колодцы с питьевой водой.

В списки притесняемых, кроме больных проказой, были включены также и бродяги, нищие, преступники, умалишённые и евреи, у которых в ходе преследования изымалось имущество.
Всем этим маргинальным слоям населения предписывалось носить особые отличительные знаки, по которым их можно было бы распознать в толпе. Так, например, с начала XIII века евреи обязаны были носить на своих одеяних в качестве отличительного знака вышитый круг жёлтого, красного или зелёного цвета. Прокажённых же опозновали по серому или чёрному плащу, пунцовому капюшону, а также трещотке, звуком которой они извещали о своём приближении.

Невзирая на отчаянные гонения и истребление, которым подвергались больные, проказа продолжала своё триумфальное шествие по городам Европы, которой ещё предстояло появление чумы.

Новая напасть появилась с Востока.

В октябре 1347 летописец Микель ди Пиацца пишет: «Двенадцать генуэзских галер прибыли в порт Мессины. Матросы галер привезли с собой страшную, болезнь, въевшуюся в самую их плоть. Она передаётся любому, кто заговорит с ними. Смерть от этой болезни мгновенна...»

В следующем, 1348, году чумой уже поражено всё население Италии, Франции, королевства Арагон, Германской империи, Англии и Португалии.

В «Декамероне» Джиованни Бокаччо находим следующее описание смертоносной чумы: «в начале  болезни  у  мужчин  и  женщин показывались в пахах или  подмышками  какие-то  опухоли,  разраставшиеся  до величины обыкновенного яблока или яйца,  одни  более,  другие  менее;  народ называл их gavoccioli (чумными бубонами); в короткое время  эта  смертельная опухоль распространялась от указанных частей тела безразлично и на другие, а затем признак  указанного  недуга  изменялся  в  черные  и  багровые  пятна, появлявшиеся у многих на руках и бедрах  и  на  всех  частях  тела,  у  иных большие и редкие, у других мелкие и частые..»

Считалось, что так же как и проказа, чума была своего рода наказанием Господним, и что Сатана таким образом правил бал на земле, которой суждено было в скором времени опустошиться.

На самом же деле причина столь масштабного распространения заболевания была гораздо прозаичнее – её носителями являлись крысы и блохи, которые легко и быстро размножались в антисанитарных условиях жизни города. Отсутствие гигиены, а также беспорядочные половые связи, практикуемые в средневековой Европе, ещё более способствовала повальному заражению.

Чума была подобна стихийному бедствию. Живые не успевали хоронить мёртвых. В период с 1347 по 1350 население Европы сократилось на треть, что по приблизительным подсчётам составило 25 млн человек. В одной лишь Флоренции, эпидемия которой описана у Бокаччо, чума унесла 100 тысяч жизней.

В свидетельстве летописца Аноло ди Тура читаем: «отец оставлял на произвол судьбы сына, жена – мужа, брат – брата.. Я сам своими собственными руками похоронил своих пятерых детей».
В хронике с севера Испании, датируемой 1350 годом, находим ещё одну запись: «наша епархии за время эпидемии лишилась двух третей своих  священнослужителей и прихожан».

Вопреки здравому смыслу многие в ту пору считали, что болезнь можно победить, ублажая себя всеми доступными способами, включая чревоугодие, пьянство и любовные утехи. Таким образом, кроме бубонной чумы на население обрушился и другая болезнь –сифилис, получивший после открытия Америки название «испанского недуга».

Единственным медицинским методом лечения чумы в ту пору считалось кровопускание, ещё более обессиливавшее умирающих.

Справедливости ради надо заметить, что не все европейские территории одинаково пострадали от чумы. Север Польши, к примеру, остался практически нетронутым. В меньшей степени, чем другие регионы, пострадали и графства Бирн и Брабанте в западной Европе, графство Артуа и Милан, в то время как Англия потеряла порядка 20-25% своего населения, а французская провинция Иль-де-Франс – около 50%.

Многие населённые пункты были заброшены своими обитателями.
В городах и сёла появились процессии людей, несших хоругви. Это были так называемые флангелланты - проповедники самобичевания.  По своей сути, это движение было спровоцировано массовой истерией, воцарившейся во время эпидемии. Флангелланты выступали с суровой критикой церкви и духовенства, провозглашая их нечестивцами и главными виновниками обрушившихся несчастий. В 1349 году это движение было признано еретическим и запрещено.

Эпидемии бубонной чумы, начавшиеся в XIV веке, свирепствовали в Европе вплоть до 1722 года. Одной из самых разрушительных стала эпидемия 1665 года в Лондоне, описанная впоследствии в «Дневнике чумного года» Даниэля Дефо.

 Н. Линник