Новости истории

29.08.2019
В изображении, скрытом под картиной Леонардо "Мадонна в скалах" из Лондонской национальной галереи, обнаружились новые детали.

подробнее...

28.08.2019
Археологи обнаружили в Перу останки более 250 принесенных в жертву детей.

подробнее...

27.08.2019
Хорватские археологи обнаружили останки подростков, черепа которых при жизни были намеренно деформированы.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 

Религиозные течения в Великом княжестве Литовском в 16 веке.

     В Польше и Литве в 16 веке активно распространялись протестантские идеи (лютеранство, кальвинизм, гуситство и т.д.). Так, первые лютеранские проповедники появились в этих странах в 1525 - 1526 гг., и новые вероучения пользовались у местного населения большим успехом, несмотря на ряд запретов, изданных польским королем Сигизмундом I.

     Смерть Сигизмунда и восшествие на престол его наследника Сигизмунда Августа дали еще больший простор распространению в Литве лютеранства и кальвинизма, несмотря на то, что и Сигизмунд Август издавал (в 1556 и 1557 гг.) эдикты против протестантов.

     Как предполагает С.М. Садковский, Сигизмунд сам сочувствовал идеям Реформации (в чем его обвинял, например, в переписке Папа Римский) (Садковский С.М. Артемий, игумен Троицкий. М., 1892 С. 94.), и стал к ним охладевать только к концу своего правления, о чем свидетельствуют постановления 1564 и 1565 гг. против реформаторов и появление во время его правления в Литве иезуитов.

     Лютеранство в Литве пользовалось меньшей популярностью, чем кальвинизм, активным сторонником которого являлся, например, Николай Радзивилл Черный, родственник короля, имевший на него большое влияние. По примеру Радзивилла в кальвинизм стали переходить и другие литовские дворяне, либо связанные с ним родством, либо стремящиеся к личной выгоде. Так, к числу знатных родов, исповедовавших кальвинизм, принадлежали Ходкевичи, Вишневецкие, Сапеги, Воловичи, Огинские и многие другие. При этом знать, принимая реформаторские вероучения, старалась распространить их и среди простого народа – так, именно для «простых людей» был предназначен кальвинистский катехизис, изданный в Несвиже в 1562 г. на русском языке протестантским пастором Симоном Будным.

 

 

 

     Кроме того имела быстрое распространение особая секта, которая, отделилась от протестантизма – это так называемое социнианство (или «антитринитарианское учение социан – получило свое название по имени Фауста Социна»( Брокгауз и Ефрон. Т.ХХХI. С.-Петербург. 1900. С.18) , являющееся одним из направлений в учении антитринитариев (т.е. тех, кто отрицает догмат о Троице)). В Литве антитринитарии нашли себе покровителя в лице Яна Кишки, близкого родственника Н. Радзивилла (хотя сам Радзивилл активно противился распространению антитринитаризма ); первые упоминания об антитринитариях в Литве датируются 1558 годом. В социнианство обратились многие литовские семейства лютеранского и кальвинистского вероисповеданий; также представители данного учения «вели обширную работу обращения среди эмигрировавших русских»( Die Kirche in ihrer Geschichte: Ein Handbuch, Bernd Moeller. Vandenhoeck & Ruprecht, 1967. С.55) .

     Благодатную почву в Литве нашло и близкое к социнианству учение Феодосия Косого, бежавшего туда из Москвы после своего осуждения в 1554 г. Первая проповедь Феодосия и его спутников в Витебске вызвала неприязнь к ним со стороны православных жителей города, вследствие чего им пришлось направиться «в глубь Литвы» (хотя община сторонников Феодосия в Витебске продолжала свою деятельность).

 

 

 

 

Автор: Борисенко В.