Религиозные течения в Великом княжестве Литовском в 16 веке.
В Польше и Литве в 16 веке активно распространялись протестантские идеи (лютеранство, кальвинизм, гуситство и т.д.). Так, первые лютеранские проповедники появились в этих странах в 1525 - 1526 гг., и новые вероучения пользовались у местного населения большим успехом, несмотря на ряд запретов, изданных польским королем Сигизмундом I.
Смерть Сигизмунда и восшествие на престол его наследника Сигизмунда Августа дали еще больший простор распространению в Литве лютеранства и кальвинизма, несмотря на то, что и Сигизмунд Август издавал (в 1556 и 1557 гг.) эдикты против протестантов.
Как предполагает С.М. Садковский, Сигизмунд сам сочувствовал идеям Реформации (в чем его обвинял, например, в переписке Папа Римский) (Садковский С.М. Артемий, игумен Троицкий. М., 1892 С. 94.), и стал к ним охладевать только к концу своего правления, о чем свидетельствуют постановления 1564 и 1565 гг. против реформаторов и появление во время его правления в Литве иезуитов.
Лютеранство в Литве пользовалось меньшей популярностью, чем кальвинизм, активным сторонником которого являлся, например, Николай Радзивилл Черный, родственник короля, имевший на него большое влияние. По примеру Радзивилла в кальвинизм стали переходить и другие литовские дворяне, либо связанные с ним родством, либо стремящиеся к личной выгоде. Так, к числу знатных родов, исповедовавших кальвинизм, принадлежали Ходкевичи, Вишневецкие, Сапеги, Воловичи, Огинские и многие другие. При этом знать, принимая реформаторские вероучения, старалась распространить их и среди простого народа – так, именно для «простых людей» был предназначен кальвинистский катехизис, изданный в Несвиже в 1562 г. на русском языке протестантским пастором Симоном Будным.
Кроме того имела быстрое распространение особая секта, которая, отделилась от протестантизма – это так называемое социнианство (или «антитринитарианское учение социан – получило свое название по имени Фауста Социна»( Брокгауз и Ефрон. Т.ХХХI. С.-Петербург. 1900. С.18) , являющееся одним из направлений в учении антитринитариев (т.е. тех, кто отрицает догмат о Троице)). В Литве антитринитарии нашли себе покровителя в лице Яна Кишки, близкого родственника Н. Радзивилла (хотя сам Радзивилл активно противился распространению антитринитаризма ); первые упоминания об антитринитариях в Литве датируются 1558 годом. В социнианство обратились многие литовские семейства лютеранского и кальвинистского вероисповеданий; также представители данного учения «вели обширную работу обращения среди эмигрировавших русских»( Die Kirche in ihrer Geschichte: Ein Handbuch, Bernd Moeller. Vandenhoeck & Ruprecht, 1967. С.55) .
Благодатную почву в Литве нашло и близкое к социнианству учение Феодосия Косого, бежавшего туда из Москвы после своего осуждения в 1554 г. Первая проповедь Феодосия и его спутников в Витебске вызвала неприязнь к ним со стороны православных жителей города, вследствие чего им пришлось направиться «в глубь Литвы» (хотя община сторонников Феодосия в Витебске продолжала свою деятельность).
Автор: Борисенко В.