Законодательство о военном деле в Риме
Древний Рим. На развалинах этого исполина возникло и сформировалось большинство западноевропейских государств.
Из глубины Древнего Рима пришли многие учреждения, зачатки современной литературы и юриспруденции, шедевры архитектуры.
Но особую славу взыскала римская армия. Она существовала в течение всего периода существования римской цивилизации – от эпохи царей до падения Римской империи, постоянно развиваясь и совершенствуясь.
Профессиональная армия была создана на основе стремления римлян к охране своей территории и ведению войн, что, в общем-то, свойственно практически всем государствам. Однако именно римская армия долгие века поражала и продолжает поражать воображение не только соседних с Римом государств, но и современных исследователей.
Речь в данной статье больше идет о реформах, проводимых в организации военной службы. Однако история Рима знает и юридическое закрепление норм в источниках права – в Дигестах Юстининана, но это произошло уже в последний (третий) период римской истории – при Римской империи.
Военные законы Древнего Рима определяли порядок призыва на службу и увольнения с нее, льготы и обязанности воинов, устанавливали состав правонарушений и виды ответственности за них, а также регулировали иные отношения, связанные с прохождение военной службы.
1. Государственное управление и армия
Древние римляне принадлежали к народности, обитавшей на западе и в средней части Италии (Аппенинский полуостров). Здесь же располагалась область, именующаяся Лациумом, к северу от которой проживали этруски (неарийские племена), а к югу – греческие колонисты, представители наиболее развитой в культурном и экономическом отношении народности.
Римское государство сложилось поначалу из городской общины (civitas) и первоначально очень походило на типичный древнегреческий полис – с народным собранием, царем и знатью. Римское государство, представшее последовательно царством, республикой и империей, просуществовало двенадцать веков.
В истории римского государства различают три основных периода. Первый – древнейший царский, от основания Рима его первым царем Ромулом до изгнания последнего царя Тарквиния по прозвищу Гордый в 509 году до н.э.. Второй период – республиканский, охватывает примерно пятивековую историю (509-27 г.г. до н.э.). И третий – имперский, распадается на два подпериода: период принципата, когда принцепс (первый в списке сенаторов) становится самой первой величиной в государстве и совмещает властные функции многих высших должностей республики – главного жреца (понтифика), главнокомандующего армией, трибуна и др., и период домината, который знаменуют дальнейшую эволюцию властной и территориальной структуры империи.
В царский период власть осуществляли три учреждения: царь, сенат и народное собрание. Царь командовал войсками, осуществлял руководство повседневным управлением и считался посредником между богами и римским народом. То есть, в его деятельности присутствовали элементы духовной и светской власти, однако самой важной здесь была власть военного командования и власть с правом применения принуждения.
Сенат в царский период являлся формально совещательным учреждением власти при царе. Однако истиной властью обладал только царь.
В народное собрание входили все взрослые мужчины, способные нести военную службу. Собрание обладало правом наделять выбираемого им царя высшей властью, оно же утверждало все принимаемые законы.
В период республиканской истории основными учреждениями власти стали магистраты, сенат и народные собрания.
Магистратами в Риме называли различных должностных лиц (консулы, преторы, цензоры и т.п.), имевшие определенный круг деятельности: командование войсками, управление провинцией, отправление правосудия и др. Два консула возглавляли всю систему магистратуры и были поначалу наследниками царских полномочий и функций. Впоследствии их полномочия были сведены к военному командованию со всеми вытекающими отсюда полномочиями и заботами: подбор и укомплектование войска, распряжение казной и др.
Финал республиканского мира был ознаменован правлением Гая Юлия Цезаря, который не только провел ряд значительных реформ в области военного дела, однако не поставил военную власть выше гражданской.
Следующие значимые изменения в военном деле и законодательстве были совершены в период Римской империи при власти Диоклетиана (с 284 г н.э.). Диоклетиан не только провел военную реформу, но и реорганизовал управление римскими управлениями. Так, вся империя стала делиться на 12 диоцезов, которые подразделялись на провинции. Территория Италии вобрала в себя два диоцеза. В армии производится специализация функций отдельных войск: были созданы пограничные войска, мобильные внутренние и утверждена преторианская гвардия.
Император командовал армией и флотом, обладал правом назначения на командные военные должности. Его власть в значительной мере зависела от армии, которая приносила ему присягу и нередко была главной силой, поддерживавшей его восхождение к верховной власти (период правления так называемых солдатских императоров). В области внешнеполитической императоры присвоили себе исключительное право на объявление войны и мира.
Таким образом, следует отметить, что во всех периодах римской истории войска и управление ими в целом практически полностью находились во власти первого лица (или лиц) государства. И это неудивительно – с самых ранних лет своего образования Рим вел бесконечные войны. По-видимому, это и стало причиной того, что впервые в истории военная реформа была проведена именно в Риме.
2. Реформа Сервия Туллия
Если быть более точным, следует сказать не о реформе, а о реформах, проведенных царем Сервием Туллием.
В сущности, военная реформа не была самостоятельной по форме – она вытекала из преобразований, проводимых в гражданском обществе Рима.
Дело в том, что древнеримский общественный и государственный строй был всецело рассчитан на коренных, изначальных жителей общины, опирался на их родовую организацию. Позднейшие переселенцы, плебеи, стоя вне патрицианских родовых связей, стояли и вне политической жизни: они не принимали участия в решении общественных дел, но зато не несли и общегражданских повинностей – военной, податной и т. д. Это были своего рода «захребетники», для которых de jure Рим оставался чужбиной.
Из таких людей рано создалась «толпа» - группа населения, значительная количественно, вовсе не состоявшая в приниженном положении и экономически, но не имевшая законом обеспеченных прав. По-прежнему эти люди могли действовать перед судом только через посредство какого-нибудь гражданина. Граждане, в свою очередь, начинали чувствовать тягость того, что они исполняли военную службу и несли потери на войнах.
Выходом из сложившейся ситуации стала реформа Сервия Туллия, ставшая одновременно и военной, и податной.
По вновь введенному порядку воинской повинностью были обязаны жители Рима уже не происхождению, а по владению землей. Все, кто имел землю, должны были нести военную службу.
Для этого был установлен соответствующий способ для учета поземельных владений. С этой целью вся римская территория была разделена на известное количество округов, которые называются также трибами (tribus). Являясь «земской» единицей, триба избирала себе особого «старосту» – tribunus aerarius, на обязанности которого лежало участие в определении имущественной состоятельности граждан, собирание податей и уплата жалованья.
Затем все граждане распределялись на пять классов, которые являлись в то же время и различными по степени вооружения разрядами войск: более состоятельные должны были являться и с более полным собственным вооружением. Имущественные нормы, служившие основанием для распределения по классам, переданы позднейшими римскими историками в виде известных денежных норм: первый класс от 100 тысяч ассов, второй от 75 до 100 тысяч и т. д. Скорее всего, вначале это были нормы землевладения. К первому классу причислялись граждане, владевшие свыше 20 югеров земли, ко второму от 15 до 20, к третьему от 10 до 15, к четвертому от 5 до 10 и к пятому лица, владевшие менее 5 югеров.
Каждый из классов выставлял известное количество военных отрядов, центурий: первый класс 80, второй, третий и четвертый по 20 и пятый 30. Все эти центурии разделялись на centuriae juniorum и centuriae seniorum, в каждом классе по равному числу. В centuriae juniorum входили лица в возрасте от 17 до 46 лет, в centuriae seniorum лица от 46 до 60 лет; первые составляли основную боевую линию, вторые – резерв. Кроме этих классных центурий, в состав армии входили 18 центурий всадников, набиравшихся из граждан первого класса, 2 центурии мастеров, 2 центурии музыкантов и, наконец, 1 центурия из лиц, не входивших в классы, не землевладельцев, так называемые proletarii (пролетарии – буквально: имевшие только потомство). или capite censi.
Таким образом, каждый гражданин должен был являться со своим оружием; для других надобностей народной обороны каждый, опять-таки сообразно своему имущественному положению, должен был платить подать, которая называлась tributus или tributum. Всадники получали, по общему правилу, лошадь от государства (equites equo publico), содержание же ее оплачивалось лицами, не подлежавшими воинской повинности (вдовы и самостоятельные несовершеннолетние); они платили особую подать – aes equestre и aes hordearium (hordeum – ячмень). Взимание податей и уплата содержания самим государством не производились: всадник должен был обратить свое взыскание непосредственно или к tribunus aerarius или к тем лицам, которые были для него, как плательщики, назначены.
Эта реформа имела громадное и принципиальное и практическое значение для дальнейшей римской истории. Несмотря на то, что она не уничтожала старого патрицианского строя с его comitia curiata, несмотря на то, что она имела в виду prima facie цели воинские, – она создала форму, в которую вошла затем незаметно и крупная реформа политическая.
Благодаря ей образовался, прежде всего, новый вид общенародной организации – comitia centuriata. Первоначально, конечно, это было не что иное, как только собрание войска, расположенного боевым строем на Марсовом поле. Однако, в силу фактических условий жизни, comitia centuriata стали новым органом, при посредстве которого весь римский народ (с плебеями включительно) мог выражать свою волю. Первоначально, вероятно, голос такого собрания, то есть войска, имел значение только для вопросов войны и военного дела, но затем, вследствие более или менее тесной связи с ними и других вопросов политики, компетенция (поскольку вообще для того времени можно говорить о компетенции) comitia centuriata постепенно расширялась в ущерб старым comitia curiata.
Вместе с тем существенно изменилось и положение плебеев: участвуя в войске, они приобрели теперь возможность участвовать и в народном собрании. Правда, первое время они не могли фактически играть в нем влиятельной роли: граждане первого класса, в большинстве состоявшие еще из патрициев, давали 98 центурий и, следовательно, обладали 98 голосами из общего числа 193; они, таким образом, при единогласии в своей среде всегда имели перевес. Важно, однако, уже то, что патриции преобладают уже не как патриции, а лишь как более состоятельные землевладельцы. Попасть же в число последних и плебеям дорога не закрыта. Плебеи вышли, таким образом, из своего прежнего изолированного положения, втянулись в общенародную организацию.
3. Военная организация Рима в III веке до н.э.
Своим возвышением Рим обязан был во многих отношениях крепкой дисциплинированной армии.
Римская армия представляла собой народное ополчение и комплектовалась путем набора граждан с 17-ти летнего возраста. Все римляне обязаны были служить в армии, стаж военной службы был необходим для получения государственных должностей.
Военная служба считалась не только обязанностью, но и честью: к ней допускались только полноправные граждане. Пролетарии, в соответствии с конституцией Сервия Туллия, не несли боевой службы, рабы в армию вообще не допускались.
Уклонение от воинского долга каралось весьма сурово: виновный мог быть лишен гражданских прав и продан в рабство.
В ранний период республики армия в случае военной опасности набиралась по распоряжению сената и консулов, а после окончания военных действий распускалась. Формально такое положение сохранялось довольно долго, но уже в IV, а тем более в III веке вследствие почти беспрерывных военных действий армия фактически становится постоянной.
Служба в армии в ранние годы республики не оплачивалась: каждый воин сам должен был заботиться о своем вооружении и продовольствии, только всадники получали от государства коней или соответствующую сумму на их приобретение.
В зависимости от своего имущественного положению римляне служили в коннице, в тяжело- или (наименее состоятельные) легковооруженной пехоте.
В конце V века до н.э. была проведена военная реформа, приписываемая полулегендарному герою Вейентинской и Галльской войн Марку Фурию Камиллу, в соответствии с которой устанавливалось жалованье воинам, выдавалось казенное вооружение и продовольствие, а также изменялось построение армии.
Римская армия подразделялась на легионы, численный состав которых колебался от 4200 до 6000 человек. До реформы легион представлял собой фалангу тяжеловооруженных пехотинцев до восьми рядов в глубину. Конница и легковооруженная пехота размещалась обычно на флангах и использовались преимущественно как резервы. Реформа заключалась в реорганизации этой малоподвижной фаланги и введении так называемого манипулярного строя. Каждый легион был разделен на 30 тактических единиц – манипулов, а каждый манипул делился на две центурии.
К высшему командному составу принадлежали консулы, которые были главнокомандующими, их помощники – легаты и командиры легионов - военные трибуны. В случае особой опасности для государства высшее командование передавалось диктатору. Особенно большое значение в армии играла дисциплина. Она не подрывалась политической и социальной борьбой, происходившей в Риме. В походе солдат был всецело подчинен своему начальнику. Дисциплина поддерживалась суровыми наказаниями. Командующий армией, консул или претор, а тем более диктатор мог по своему усмотрению передать виновного смертной казни – за пределами города Рима не было апелляции к народному собранию, не действовала здесь и власть трибунов. Центурионы могли наказывать по своему усмотрению солдат за всякие проступки: широко применялись в армии телесные наказания.
4. Гай Юлий Цезарь
Римская военная сила ко времени правления Цезаря находилась почти в таком же упадке, как карфагенская ко времени Ганнибала.
По закону существовала всеобщая воинская повинность, но наборы производились самым несправедливым образом, всякий сколько-нибудь состоятельный человек избегал службы в армии. Только в кавалерии в младших чинах служили и знатные молодые люди.
Высшие классы доставляли офицеров – и офицеры, храбрые и годные к военному делу, считались единицами. Повышения покупались за деньги, вся армия была дезорганизована, от прежней дисциплины не осталось и следа.
Цезарь взял на себя обязанность серьезно «подтянуть» армию.
Для начала, чтобы заставить и высшие классы, он ввел закон, что получить какую-либо должность и заседать в общинном совете может лишь тот, кто прослужил три года офицером или шесть лет солдатом.
Набор начали производить более справедливо, а срок службы в солдатах был сокращен.
Существенные перемены были произведены и в организации высшего управления армией. Император стал высшим начальником всех военных сил государства, непосредственно ему были подчинены наместники, по-прежнему командовавшие военными отрядами в провинциях.
Одной из очевидных целей Цезаря при возрождении армии стало стремление к борьбе с внешними врагами – гетами и особенно парфянами, план войны с которыми он тщательно обдумывал.
Цезарь распустил свои галльские легионы. Войска он размещал не в Риме, и даже не в Италии, а по границам. То есть, Цезарь все же хотел сохранить могущественную армию, но не желал ее влияния на политическую жизнь. Однако сила обстоятельств оказалась сильнее гения Цезаря: основанная им монархия все-таки превратилась в военную.
5. Военная система Римской империи
Своим могуществом и славой Рим изначально был обязан великолепной военной системе, по совершенству и эффективности намного превосходящей все, что мог противопоставить ей любой потенциальный противник.
На протяжении первых 350 лет в деталях системы было произведено немало изменений, в том числе и законодательных – одни из них носили характер естественный, эволюционный; другие принимались под давлением внутренних социальных и политических процессов; третьи были переняты у врагов.
Превосходство римской военной системы, а лишь благодаря ему и продолжала существовать Римская империя, в первую очередь основывалось на неизменно прагматичном, логичном подходе римлян к решению любых практических проблем. Уважая традиции, они не были их рабами и проявляли удивительную гибкость и восприимчивость во всем, что касалось военного дела. Поэтому тот факт, что с 50 года до н.э. по 300 год н.э. римская военная система не претерпела никаких фундаментальных изменений, красноречиво свидетельствует об основательности, с которой римляне времен республики приспособили существующую технологию к искусству и науке ведения войн.
В период правления Августа были заложены основы военной политики, которые уже практически не были изменены его наследниками. Главнейшим из них было четкое осознание того обстоятельства, что безопасность империи зависит от ее экономического положения в той же мере, как от ее военного превосходства.
Август стремился сделать вооруженные силы возможно меньшими, чтобы облегчить бремя, накладываемое необходимостью содержания армии на экономику Империи. Благодаря организации и выучке даже небольшая армия могла действенно выполнять основные оборонительные функции.
Август унифицировал численность легиона, установив ее равной 6 тысячам человек. Легион состоял из 10 когорт. Командование, по большей части, было организовано так же, как и во времена Цезаря. В распоряжении Августа имелось 25 таких легионов.
В среднем легионеры, за некоторыми исключениями, вербовались на 20 лет. Трудностей с рекрутированием не возникало: в большинстве своем новобранцы являлись сыновьями ветеранов.
Хотя Август и запрещал солдатам жениться, в его намерения отнюдь не входило мешать им обзаводиться семьями. Забота о семьях, живших, как правило, вблизи от главных лагерей легионов, была продуманной и организованной, хотя легализовались семейные связи лишь после отставки ветерана. Часть его пенсии обычно составлял земельный надел, расположенный в окрестностях того пограничного поста, где он нес службу, и впоследствии сын чаще всего завербовывался в часть, где раньше служил отец.
Мораль легионов поддерживалась esprit de corps, строгой дисциплиной и суровой профессиональной школой.
На протяжении веков стандарты солдатской выучки и дисциплинированность колебались, а в более поздний период, несомненно, падали. Тем не менее, даже в худшие времена никто из противников не приближался к этим римским стандартам.
Нововведения Адриана, Марка Аврелия и Септимия Севера, в сущности, не намного изменили существующую систему.
Адриан увеличил Дунайскую и Рейнскую речные флотилии, а также развил и расширил уже существовавшую разведывательную сеть, раскинутую на варварских территориях за пределами Империи.
Служа примером императорского руководства и разумного приложения политики к стратегии, Марк Аврелий произвел мало перемен. Тем не менее, он увеличил действующую армию на два легиона и даже большее количество вспомогательных войск.
Что касается Септимия Севера, то на его реформах стоит остановиться подробнее.
Во времена до Севера римский солдат вел жизнь холостяка; о женитьбе он мог думать только после окончания службы, то есть после 20 лет, но на практике бывало и позже.
Реформа Септимия заключалась в том, что он разрешил солдатам, правда, не совсем юридически законное супружество. Солдат получил право на совместную жизнь с женщиной, которая официально называлась «оберегающая очаг».
Дети от такого «квазибрака» получали имена не отца, а матери; мальчики со временем получали профессию солдата.
Постепенно лагерная жизнь приобрела совершенно иной внешний вид. Правовые ограничения были сняты и из хранительницы очага женщина стала полноправной супругой.
Следует упомянуть еще одну реформу Септимия: солдаты уже во время службы получали право на земельный надел. Таким образом, защищая границы государства, они охраняли и свой надел.
Кроме этого, служба в армии была сокращена с 20 до 15 лет, солдаты получали двойное жалованье.
В хаотическое время середины III века стало очевидным, что вся политика Августа в военной области, пусть даже модернизированная, нуждается в решительном пересмотре. И свои изменения она нашла в реформах Диоклетиана, законченных Константином.
Чтобы образовать мобильный резерв, армия была разделена на две главные составляющие: постоянно расквартированные пограничные войска и мобильные полевые силы. Приблизительно две трети общей численности вооруженных сил составляли пограничные войска. Мобильные же соединения императоры держали поблизости от центров находящихся под их властью территорий. Мобильные силы получали плату настолько большую, нежели пограничные войска, что впоследствии не единожды становились причиной беспорядков. Количество мобильных легионов было сокращено.
Диоклетиан также ликвидировал пост префекта претория – должность, сочетавшую в себе обязанности, в какой-то мере аналогичные обязанностям начальника генерального штаба, с непосредственным командованием преторианской гвардией. Власть этих перфектов слишком часто использовалась для свержения императоров или для занятия трона.
Теперь каждый август и каждый цезарь имели по два главных военных подчиненных: командующего пехотой и командующего кавалерией. Это не только дробило военную систему, уменьшая таким образом политическую опасность, но и указывало на возрастающее значение кавалерии в римской армии.
6. Законодательное закрепление военной организации Древнего Рима
Римляне создали самую совершенную для своего времени военную организацию, высшим воплощением и основой которой были легионы. Эта организация в течение ряда веков позволяла им удерживать военное превосходство над своими соседями.
Однако первые письменные сведения об организации римской армии, ее оснащении, содержатся в источниках II-III века нашей эры. Одним из таких источников являются Дигесты Юстиниана.
В составе Дигест Юстиниана сохранились фрагменты сочинений римских юристов конца II – начала III века н.э., посвященных военному праву.
В них разбираются воинские преступления, правовой статус военнослужащих, их служебные обязанности.
Авторы трактатов – не только теоретики права, но и государственные деятели, изучавшие предмет своих сочинений и в теории, и на практике.
В качестве источников права использовались воинские уставы Августа и Адриана, императорские постановления и другие документы.
В книге «О венном деле» Дигестов Юстиниана содержатся трактаты римских юристов. Для удобства изложения, рассмотрим фрагменты из трактатов, изложенных юристами:
Арий Менандр определял, что вступление в военную службу такого лица, которому это возбраняется, является тяжким преступлением и (кара за него) усиливается точно так же, как и при других преступных деяниях в зависимости от (присвоенной) должности, ранга и вида войск.
Он же писал, что согласно распоряжению императора (имелся в виду Септимий Север), те лица, которые после дезертирования вступили добровольно или по вербовке в воинские части, подлежат воинскому наказанию. Однако более тяжким преступлением являлось уклонение от военной службы. Раньше уклонявшиеся от призыва отдавались в рабство как предатели свободы, но во времена Римской империи от смертной казни отказались.
Не все дезертиры подлежали одинаковому наказанию. Принимались во внимание вид войск, срок службы, ранг, должность, характер возложенных обязанностей и поведение. Также учитывалось, не был ли военный дезертиром раньше, был один или еще с кем-нибудь.
Устанавливалось, что дезертирство, совершенное в мирное время, наказывалось понижением в должности или переводом в другой вид войск. Если же это преступление было совершено во время войны, то оно каралось смертью.
Воинским преступлением являлись такие действия, которые нарушали требования общей дисциплины: трусость, неповиновение, праздность. Поднявший на командира руку подлежал смертной казни. Неповиновение командующему или наместнику провинции также каралось смертью.
Если кто-то, находясь в строю, обратился в бегство, то он должен быть казнен в целях назидания в присутствии всех воинов.
Также смертная казнь устанавливалась за измену, причинение ранения сослуживцу мечом.
Покушение на самоубийство рассматривалось со следующей точки зрения: при таком факте следовало выяснить мотивы его действий, и если окажется, что обвиняемый действовал под влиянием невыносимых страданий, разочарования в жизни, болезни, то он не подвергается смертной казни, но с позором исключается из рядов армии.
Наказания за преступления были предусмотрены следующие: телесное наказание, денежное взыскание, наложение нарядов, перевод в другой вид войск, разжалование, порочащая отставка. Военнослужащие не могли быть приговорены ни к работе на каменоломнях, ни к работе в рудниках, не подвергались пыткам.
Юрист Макр определяя, что в обязанность командующих войском входит не только установление дисциплины, но и наблюдение за ее соблюдением. Как писал Паттерн, тот, кто осознает, что он командует войском, должен чрезвычайно редко быть в отпуске, не может позволять себе уводить за пределы провинции воинских лошадей, не имеет права посылать воинов на частные работы, на рыбную ловлю или охоту.
Данный запрет был основан на положениях Наставлениях Августа: «Хотя я осведомлен, что не запрещается использовать воинов на ремесленных работах, тем не менее я опасаюсь, что если бы позволил воину что-нибудь сделать для моей или твоей надобности, то мера, которая в моих глазах являлась бы допустимой в этом отношении, не оказалась бы превзойденной». Иными словами, Август проводил разницу между статусом воинов и граждан.
К обязанностям трибунов, или тех, кто командует военным отрядом, относилось: содержание воинов в лагере, производить с ними учения, хранить ключи от ворот лагеря, время от времени обходить сторожевые посты, присутствовать при раздаче воинам продовольствия, проверять их пищу, карать в пределах установленной компетенции за преступные деяния, принимать жалобы, осуществлять надзор за больными.
Существовало три вида отставки: почетная, уважительная и порочащая. Почетная давалась при выслуге лет полного срока службы, уважительная, если воин объявлялся непригодным к военной службе вследствие физического или психического заболевания; порочащая наступала тогда, когда воин освобождался от присяги вследствие совершенного преступления.
Уволенный в отставку по позорящим основаниям не мог оставаться ни в Риме, ни в окружении императора, и даже если он был уволен без указания в приказе порочащего его обстоятельства, тем не менее он считался позорно отставленным из армии.
Непочтительный воин мог быть наказан не только трибуном или центурионом, но и принципалом.
Как считал юрист Павел, продажа оружия являлась тяжелым преступлением и приравнивалась к дезертирству, но только в том случае, если было продано все оружие. Если же была продана только часть, то наказание устанавливалось в зависимости от количества проданного.
В связи с этим, если виновный продавал поножи или нарукавники, то его подвергали телесному наказанию. Но если он продал панцирь, щит, меч, шлем, то это приравнивалось к дезертирству.
Как устанавливал юрист Таррунтен Паттерн, некоторым воинам их положение давало освобождение от наиболее тяжелых работ. Такими были весовщики, опцион лазарета, лекари, изготовители ящиков, специалисты по проведению водоотводных канав, ветеринары (http://www.biocontrol.ru), строители, кормчие, судостроители… Все они принадлежали к иммунам – воинам, освобожденным от обязательных для других легионеров работ в силу выполнения особых функций.
7. Правовой статус войск и воинов
Воинские силы состояли из трех частей: конницы, пехоты и флота. Отряды конницы назывались крыльями, поскольку они наподобие крыльев прикрывали с двух сторон боевой строй. Но был и особый отряд конницы – легионарные, так как они входили в состав легиона.
Флот состоял также из двух видов: одни корабли называются либурнскими, другие – крейсерами.
Всадниками должны были охраняться долины, флотом – моря или реки, пехотой – холмы, города, ровные и обрывистые местности.
Таким образом, наибольшее значение для армии составляла пехота, которая была разделена на два вида: на вспомогательные отряды и легионы. Вспомогательные отряды посылались племенами, находящимися в союзных или договорных отношениях, а вот легионы состояли из римлян.
Очевидно преимущественное отношение к легионам. Вспомогательные отряды считались чуть ли не просто поддержкой, тогда как легионы – элитой армии. В сущности, это имело основания, так как вспомогательные отряды были легковооруженными, а легион имел полное число когорт в тяжелом вооружении, то есть принципов, гастатов, триариев, антесигнатов, а также отряды легковооруженной пехоты, то есть метателей дротиков, стрелков, прапорщиков, баллистариев, легионарных всадников и т.п.
Призыв на военную службу осуществлялся следующим образом. Отбирались молодые новобранцы, выдающиеся мужеством и физическими данными. Они обучались военному делу в теории и на практике в течение «четырех или более» месяцев. В дальнейшем «по приказу и при счастливом руководстве нашего непобедимейшего государя» создается легион.
На руке воина каленым железом выжигалось особое клеймо, после чего воины заносились в списки и приносили клятву, которая называлась военной присягой. Сущность присяги состояла в том, что воины давали клятву старательно выполнять то, что прикажет император, не покидать военной службы и не отказываться от смерти во имя римского государства.
В легионе ранги определялись следующим образом. Старший военный трибун назначался по усмотрению императора, а младший достигал своего положения «по высоте».
Имелись орлоносцы, то есть носившиеся знамя (орел), и имагинарии – те, которые несут изображения императора. Тессерарии сообщали по палаткам воинов «тессеры» - приказы военачальника, в силу которых войско вступало на работу или войну.
Кампигены и кампидокторы – опытные воины, занимавшиеся муштровкой новобранцев и молодых солдат. Их «усилиями и доблестью улучшается военная выручка на плацу». Разметчики, идя спереди, выбирают место для лагеря. Бенефициарии выдвинулись вперед благодаря расположению (beneficium) к ним трибунов.
Либрариями называли писцов, которые заносили в книги рационы, подлежащие выдаче воинам. К началу сражения сигналы давали трубачи, горнисты и играющие на рожках труб или изогнутых медных инструментов и рогов.
Менсоры – те, которые в лагере по футам размеряли места, где воины разбивали палатки, а в городах менсоры искали жилье для простоя. Были двойные цепеносцы и ординарные цепеносцы.
Далее следовали кандидаты-дупляры, кандидаты-симпляры: все это «принципалы, которые награждаются привелегиями».Вегеций включает в число в число принципалов всех, кто был освобожден от обычных воинских нарядов и работ. Остальные назывались служащими (munifices), потому что несли служебные обязанности.
Что касается управления в легионе, то из первого манипула легиона выделялся центурион первого ранга, который не только стоял во главе орла, но еще командовал четырьмя центуриями, то есть четырьмя сотнями воинов в первом ряду. Он, как глава всего легиона, получал соответствующие привилегии.
Первый центурион гастатов командовал во втором строю двумя центуриями, то есть двумя сотнями воинов. Центурион первой когорты (принципов) командовал полутора центуриями, то есть 150 человеками. Таким же числом воинов управлял и второй центурион.
Первый центурион триариев руководил сотней воинов. Так, 10 центурий первой когорты руководились пятью ординариями. Имелись также центурионы, которые руководили отдельными центуриями.
Во главе каждой палатки были поставлены десятники, которые руководили десятью воинами.
Вторая когорта и далее до десятой имела пять центурионов. Во всем легионе было 55 центурионов. Кроме штатных в легионе было еще несколько внештатных центурионов, которых наместники провинций использовали для административной и полицейской службы. Императоры посылали к войску легатов из консуляров, которым подчинялись и легионы и все вспомогательные отряды.
Однако высшим военным лицом был префект легиона, который обладал полномочиями высшего начальника первого ранга, и ему в отсутствие легата как его заместителю принадлежала высшая власть. Его требования выполняли трибуны, центурионы и другие воины. Также на него возлагалась обязанность (и право) давать пароли и «распоряжения по страже». В своем лице префект осуществлял и функции наказания: в случае допущения воином правонарушения, последний по санкции префекта легиона отправлялся трибуном для наказания.
В ведении префекта также находилось: оружие всех воинов, кони, одежда, пайки. От его предписаний зависела суровая дисциплина в войске, а также обучение пехотинцев и всадников, приписанных к легиону.
Префект обязан быть справедливым, старательным, сдержанным. Он должен был доводить вверенный ему легион до совершенства и «постоянными трудами внушая ему преданность (к делу) и всяческое умение, зная, что доблесть подчиненных отражается на славе перфекта».
Также было звание префекта лагеря; правда, его полномочия были меньше, хотя и занимался он не менее важными делами. Прежде всего, префект лагеря руководил распоряжением лагеря, определял размер вала и рва. С «его соизволения» устраивались палатки и бараки солдат со всей поклажей.
Под его контролем также было оказание врачами медицинской помощи больным воинам, а также все финансовые и хозяйственные заботы, связанные с этим.
Префект лагеря должен был заботиться о повозках, вьючных животных, об инвентаре и материалах для укрепления лагеря.
Как правило, на место префекта лагеря выбирался воин, прослуживший несколько лет и достаточно опытный для того, чтобы научить других тому, что он «со славою делал сам».
Также легион имел обслуживающий персонал: плотников, каменщиков, изготовителей повозок, кузнецов, маляров и других ремесленников для постройки бараков на зимних квартирах. Они также изготавливали осадные орудия, деревянные башни и все остальное, что было необходимо для «завоевания вражеских городов или для защиты своих», а также производили ремонтные работы.
Кроме этого, имелись мастерские для выделки щитов, панцирей, луков, стрел, метательных дротиков, шлемов и т.п.
То есть, главной задаче было полное обеспечения армии всем необходимым для ведения военных действий. Имелись даже минеры, которые «проведя подземный ход и подкопавшись под фундамент стен, внезапно появлялись на свет по ту сторону стен», чтобы захватывать неприятельские города.
Главным знаменем всего легиона являлся орел, которого носил орлоносец. Кроме того, в отдельных когортах драконарии выносили в бой знамена с изображением драконов. Но, так как во время сражения ряды воинов смешивались, то когорты были разделены на центурии и у каждой центурии были собственные знамена, на которых было написано, из какой оно когорты и центурии.
У пехотинцев деления назывались центуриями или манипулами, а у всадников – турмами. Каждая турма состояла из 32 всадников, ею командовал декурион.
Большое значение римляне придавали военной стати. Так, в центурион должен был выбираться «человек большой физической силы, высокого роста, умеющий ловко и сильно бросать копья и дротики, постигший искусство сражаться мечом или манипулировать щитом…бдительный, выдержанный, подвижный, более готовый исполнять то, что ему прикажут, чем рассуждать об этом, умеющий поддерживать дисциплину среди своих товарищей по палатке, побуждать к военным упражнениям, заботящийся о том, чтобы они были хорошо одеты и обуты, чтобы оружие у них всех было хорошо вычищено и блестело». Такие же требования предъявлялись и к декуриону: «он должен быть ловким, чтобы уметь в панцире, в полном вооружении, всем на удивление, вскочить на коня, крепко сидеть на нем, искусно владеть пикой, умело метать стрелы; необходимо также, чтобы он мог научить своих турмовиков, то есть всадников, отданных под его наблюдение, всему, что требуется в конном сражении, и заставить их часто чистить и держать в полном порядке свои панцири или латы».
Не только военная деятельность, но и хозяйственная была под полным контролем. Так, велись специальные списки, кто когда получил отпуск и на сколько дней. Кроме этого, заслуживающей внимание была и система оплаты: из донатив , которые получали воины, половина задерживалась в кассе и сохранялась для самих воинов, чтобы они не истратили ее «на удовольствия или на какие-нибудь пустые траты среди товарищей».
Подводя итоги, нельзя не признать, что Древний Рим занимает одну из ключевых позиций в истории Древнего мира, и основу этого составили его мощная государственность и его завоевательные походы. Все это опирается на сильную армию и железную дисциплину.
Однако римская армия как профессиональная начиналась с необходимости защиты и ведения завоевательных войн. Постоянное реформирование военного дела и привело к созданию могучей военной структуры, живущей по собственным строгим правилам.
Первые два периода римской истории стали правовым полем для «утряски» существующих порядков в армии, которые впоследствии – в период Римской империи, наши свое законодательное отражение в Дигестах Юстиниана и других исторических документах.
В основном военные законы Рима формировались за счет военных реформ – от Сервия Туллия до Диоклетиана. За это время была создана не только профессиональная армия, но и решены вопросы ее состава, материального технического обеспечения, установлены правила поведения воинов и наказания за их нарушение, решена «социальная» проблема (римским воинам разрешили иметь семьи и выделяли после ухода в отставку земельные наделы).
Военная структура и военное законодательство Древнего Рима оказались настолько удачными, что впоследствии этот институт нашел свое отражение в аналогичных системах и других, более поздних государств.
Таким образом, римское право, не только частное, но и военное, наметило те правовые пути, по которым и сейчас идет человечество.
Автор: Осокина И.