Последствия Второй Мировой войны для экономики США
Первой и Второй мировым войнам удалось ликвидировать любое экономическое соперничество или вызов американским корпорациям. Вторая мировая война помогла Соединенным Штатам оправиться от последствий Великой депрессии и захватить экономическое лидерство в мире на долгие годы. В то время, когда Европа и Азия были разорены войной, США, напротив, имели экономический рост. Индустриальная мощь США росла не по дням, а по часам, в то время как промышленный потенциал Европы и Азии был уничтожен союзниками во время Второй мировой войны, равно как союзниками и центральными державами в Первой мировой войне.
К концу Второй мировой войны США в буквальном смысле принадлежала половина глобальной экономики через предоставление займов, американские иностранные инвестиции и военные долги. Экономическая экспансия США и американский экспортный бум в беспрецедентных масштабах, которые имели место в период с 1910-1950 годов, все были связаны с евразийскими войнами. Кроме того, только США имели экономические ресурсы на восстановление экономики и промышленного потенциала Европы и Азии, которые они выдавали с определенными условиями. Эти условия включали благоприятный режим для американских корпораций, торговые преференции США и создание американских дочерних отделений.
В 1945 году начался «Пакс Американа» или Американский век. Большая часть даже той иностранной помощи, которая предоставлялась правительством США (с одобрения Конгресса) в целях содействия восстановлению европейских государств, направляясь обратно на частные банковские счета владельцев корпораций США, поскольку американские компании держали многие связанные с реконструкцией контракты. Война непосредственно питала индустриальную мощь Соединенных Штатов, одновременно ликвидируя других конкурентов, таких как японцы, которые являются одной из основных экономических угроз для американских рынков в Азии и Тихоокеанском регионе.
Кроме того, империи Великобритании, Франции и других западноевропейских стран были демонтированы не только потому, что все они деградировали в результате Второй мировой войны, но и во имя англо-американских экономических интересов. Империалистическая политика этих европейских государств обязывала колонии делать торговые преференции для них, что шло против политики открытых дверей, которая позволила бы американским корпорациям проникнуть в другие национальные экономики, особенно те, которые были опустошены в результате войны и тем самым идеально подходили для внедрения американских корпораций.
Несмотря на катастрофические последствия Второй мировой войны для всего мира, она стала благоприятным моментом для реконструкции и развития экономики Соединенных Штатов Америки.
Экономика США перед Второй мировой войной
Говоря об экономическом положении Соединенных Штатов перед Второй мировой войной, прежде всего необходимо сказать о Великой Депрессии, как важнейшей вехе в истории развития американской экономики.
Экономика США в 20-е годы ХХ века росла как на дрожжах. Первая мировая война обогатила Америку. Немецкая экономика, которая в начале 20-века догоняла по объемам американскую, была подорвана поражением страны в первом мировой войне. Страны-победители из числа промышленно развитых стран – Англия и Франция также понесли существенные потери из-за затяжной войны и были вынуждены потесниться на мировом рынке.
В 1929 году американская промышленность выпустила около 5 млн. автомобилей, а использовалось в самих США в тот же год около 26 миллионов автомобилей, и это при населении США в 1929 году в 122 миллиона жителей, т.е. автомобилем владел почти каждый пятый американец. Индекс Доу Джонса за семь лет вырос в три раза. Простой американец смотрел, как акции большинства американских компаний неудержимо росли. Небольшой спад сменялся уверенным ростом. Многие стремились заработать на этом росте и вкладывали свои сбережения в различные акции, брали кредиты на покупку акций. Активно скупалась земля, которую можно использовать для постройки жилья.
Сборочный цех компании Паккард. Детройт. Фото 20-х годов
Развязка наступила 24 октября 1929 года, когда акции американских компаний стали падать. Индекс Доу-Джонса упал с рекордных 381 пунктов в сентября 1929 года до 41 пункта в июне 1932 года. Кстати, уровень 381 пункта индекс Доу-Джонса снова достигнет только в 1958 году, спустя почти 30 лет.
Историки и экономисты до сих пор спорят об истинных причинах кризиса. По одной из самых распространенных теорий кризис вызвала нехватка денежной массы. Доллар был привязан к золотому запасу страны, который рос недостаточно быстро и не успевал за быстрым ростом промышленности. Нехватка денежной массы вызвало дефляцию – падению цен на продукцию, и, как следствие, банкротство многих производственных предприятий. Роль денег из-за нехватки денежной массы стали служить различные расписки, векселя, что еще больше запутало банковскую систему страны. Марксисты указывают на главную причину кризиса – банальное перепроизводство.
Крах Уолл-стрит. Фото 1929 г.
После начала кризиса американское правительство попыталась принять меры (сейчас бы их назвали антикризисными), защищающие собственное промышленное производство. В 1930 году был принят закон Смута-Хола, который повышал таможенные пошлины на иностранные товары. Но данные протекционистские меры привели к обратному результату – пострадал американский экспорт, так как остальные страны стали вводить подобные ответные пошлины на американские товары. А многие американские компании, лишившись благодаря этому закону сильных зарубежных конкурентов, стали повышать цены на свою продукцию, что отрицательно сказалось на покупательной способности американского потребителя.
В 1929 году министерство финансов США «закачало» в банковскую систему страны 150 млн. долларов. Результат, однако, оказался нулевым.
Сильно пострадало сельское хозяйство США. Небольшие фермерские хозяйства, часто бравшие кредиты под залог будущего урожая, пали жертвой кризиса первые. За четыре года разорилось почти 900 тысяч фермерских хозяйств. Молоко сливали в канавы, так как цена не него была настолько низка, что перевозка его на рынок не окупал даже бензина на перевозку. Более предприимчивые фермеры впрягали лошадей в автомобили, для того, чтобы хоть что-то заработать на продаже продуктов. Фермеры мрачно шутили, называя это транспортное средство – «телегой Гувера», в честь тогдашнего американского президента Герберта Губера. Но миллионы и миллионы фермеров разорились, а фермы, продававшиеся до кризиса за 100 и более тысяч долларов, после 1929 года выставлялись на продажу за скромные 3-7 тысяч долларов. Миллионы фермеров и фермерских рабочих пополнили огромную армию безработных.
Фермеры перекрыли дорогу к рынку в Сиу Сити. Фото 30-х годов
Тяжелый удар получило промышленное производство, которое в целом сократилось в два раза, а в некоторых отраслях и более. К примеру, производство автомобилей сократилось в пять раз. Реальная зарплата рабочих упала на 50-60%. Выживали более сильные, крупные корпорации, которые поглощали мелкие фирмы. Так, фирма «Студебеккер», известная многим по простым и надежным грузовикам, поставляющимся в годы войны в Советский союз по ленд-лизу, была поглощена компанией «Дженерал Моторс».
Безработица в США в 1933 г., на пике Великой Депрессии, составила около 17 миллионов человек, а это был почти каждый четвертый трудоспособный американец. При такой безработице стоимость рабочей силы упала до минимума, любой безработный был согласен работать чуть ли не за еду. Это, конечно, было выгодно владельцам предприятий. Но с другой стороны, при таких минимальных зарплатах покупательная способность большинства американцев была также минимальна, что била по самой промышленности.
Очередь безработных в США. Фото 30-х годов
Именно поэтому одной из действенных мер «нового» курса нового президента США Франклина Рузвельта, который был избран в 1933 году, была организация трудовых лагерей для молодых людей возрастом от 18 до 25 лет. Они обеспечивались бесплатным питанием, одеждой и жильем и зарплатой в 1 доллар в день. В 1934 году литр молока стоил 11 центов, а буханка хлеба – 8 центов. Рабочие из трудовых лагерей рыли каналы, асфальтировали дороги, осушали болота.
Выбор возраста рабочих, которых забирали в такие лагеря, не случаен. Молодые, холостые рабочие были достаточно мобильны, им не требовались деньги на содержание семьи и именно они сбивали цену на рабочую силу, заставляя рабочих с семьями жить впроголодь. Фактически вырвав из рынка рабочей силы молодых рабочих, Рузвельт добился того, что средняя зарплата рабочих стала медленно увеличиваться.
Работники трудового лагеря на прокладке дороги. Фото 1933 г.
От голода и болезней за 5-7 лет погибли тысячи американцев. В больших городах были различные религиозные и правительственные организации, которые снабжали нуждающихся бесплатной едой и одеждой. Количество самоубийств выросло также незначительно, на 5-7% по всей стране. В большей степени тот ужас падения для американца – современника Великой депрессии был вызван именно чрезвычайно высоким уровнем жизни, достигнутым к 1929 году. Более-менее США оправилось от последствий кризиса только к 1939 году, спустя 10 лет с начала Великой депрессии, т.е. к началу Второй мировой войны.
Экономика США в период Второй мировой войны
Разразившаяся в сентябре 1939 года в Европе Вторая мировая война стала началом военно-хозяйственной конъюнктуры США. До того, как Германия напала на Польшу, хозяйство США еще не оправилось от кризиса 1937-11939 гг.
Первые четыре года Второй мировой войны (осень 1939 – осень 1943) привели к непрерывному увеличению промышленного производства США. Промышленность выросла почти в 2,5 раза, что было следствием большого количества военных заказов.
В США стремительно проходил процесс замещения обычного рыночного хозяйства регулируемым рыночным хозяйством (с тенденцией увеличения жесткости регулирования). Набор органов по регулированию экономики в военных условиях включал (помимо органов по управлению собственно производством вооружений и военной техники):
1. Органы, контролировавшие производство, импорт и распределение дефицитного непродовольственного сырья и материалов, включая продукцию ТЭК и черные металлы.
2. Органы, контролировавшие производство, импорт и распределение продовольствия.
3. Органы, занимавшиеся нормированием потребления продовольственных и непродовольственных потребительских товаров (нормировалось, в частности, потребление бензина, автопокрышек, сахара, кофе).
4. Органы, контролировавшие цены (Конгрессом США был введен в действие закон о жестком контроле над ценами).
5. Органы, контролировавшие мобилизацию, распределение и использование рабочей силы.
Война резко увеличила инвестиционные риски и, соответственно, понизила склонность частных инвесторов к инвестициям. В этой ситуации государство было вынуждено взять на себя функции стратегического инвестора во всех воюющих странах, включая США.
В США с 1940 г. по 1945 г. доля государства в капвложениях в обрабатывающую промышленность составила 2/3. Авиапромышленность была создана почти целиком на госсредства. Всего за счет государства было построено 3 тыс. промышленных предприятий. В результате примерно за 12 лет (1933-1944 гг.) производственный аппарат экономики США был радикально обновлен при очень значительном государственном участии и на основе разделения инвестиционных функций между государством и частным сектором.
В строительном ангаре компании Vultee Aircraft . Фото 40-х годов
Приблизительно так же обстояло дело и в других воюющих странах. С той лишь разницей, что в годы войны в Германии и Японии (в меньшей степени во Франции, Англии и Италии) в результате бомбардировок и военных действий были уничтожены огромные массы частной производственной собственности. Что, в конечном счете, также способствовало росту значения экономической деятельности государства как во время войны, так и после войны.
В условиях Второй мировой войны США также как и в период Первой мировой войны прибегли к дефицитному финансированию бюджета. Дефицит бюджета США за 1941-1945 бюджетные годы составил 58,5% к расходам.
Вместе с тем, Вторая мировая война привела к очень серьезным изменениям в мировой валютно-денежной сфере. В ее конце около 70% мирового золотого запаса оказалось сосредоточено в США. После войны практически повсеместной нормой стало резкое превышение массы банкнот и монет в обращении по сравнению с золотовалютными резервами. В этих условиях либерализация валютного обращения для большинства стран была невозможна без крупных негативных экономических последствий. Отсюда - необходимость жесткого регулирования валютного обращения.
Экономика США в период реализации «Нового курса» и затем в период Второй мировой войны прошла ту фазу развития, которую экономики Западной Европы и Японии оказались вынуждены проходить в 1945-1965 г. В период «Нового курса» государство в США произвело огромные вложения в инфраструктуру, а сельское хозяйство превратило в регулируемую отрасль. В годы Второй мировой войны вся экономика США превратилась в регулируемое смешанное хозяйство. Машиностроение и ряд других отраслей обрабатывающей промышленности были в этот период созданы на базе государственных инвестиций практически заново. Для способности экономики США к эффективному функционированию в либерализованном режиме огромное значение имело то, что в годы «Нового курса» (и затем во время войны) система финансовых рынков была приведена в работоспособное состояние.
Американское государство, таким образом, за 1933-1945 гг. полностью отреставрировало всю рыночную систему и значительную часть производственного фундамента экономики. Частный сектор вновь приобрел способность финансировать капиталоемкие проекты. После этого стала экономически оправданной приватизация значительной части производственных активов, созданных государством в годы войны. В итоге степень либерализованности экономики США после завершения послевоенной перестройки экономики была весьма высокой. Но она, все же, была далеко не такой высокой, как в 1928 г. Теперь это было регулируемое хозяйство с заметным присутствием государства в сфере собственности, особенно инфраструктурного характера.
Даже в 1980 г. государству в США принадлежало около 25% электроэнергетики и железных дорог. В конце 1980-х годов, несмотря на весь рейгановский либерализм, бюджетные затраты на сельское хозяйство составляли около трети его конечных продаж. Американское же государство с 1945 г. по 2000 г. вложило в НИОКР средства, равные нескольким триллионам долларов. Оно же еще в 1930-е годы установило жесткую систему контроля над финансовыми рынками и кредитной системой.
К присутствующим в США элементам экономики развития, фундамент которой закладывался в период Второй мировой войны, следует добавить:
1. постепенную бюджетную делиберализацию экономики (практически непрерывный рост с конца 1940-х годов доли бюджетного перераспределения ВВП),
2. огромную роль частично финансируемых государством инновационных программ,
3. громадную систему госзаказа и госзакупок, выходящую далеко за рамки ВПК.
Экономика США после Второй мировой войны
США — единственная страна мира, чья экономика вышла из Второй мировой войны значительно окрепшей. Более того, за годы войны национальный доход страны возрос в два раза. После войны на долю США приходилось 60% промышленной продукции, 2/3 золотого запаса и 1/3 экспорта капиталистического мира.
Соединенные Штаты вышли из войны определенно усилившимися. Поэтому сразу после войны страна смогла быстро и успешно переориентировать свою экономику на выпуск мирной продукции. К середине 1947 г. этот переход был завершен. Основу его составили следующие факторы:
• хорошая организация государственного управления,
• программы реконверсии для солдат, возвратившихся с фронта,
• быстрый рост частного потребления,
• быстрое расширение инвестиций в запасы и оборудование,
• развитие под воздействием правительственной политики экспорта благ и услуг.
На Манхэттэне. Фото 40-х годов
Увеличился индекс валового национального продукта (ВНП) США. Технологическое превосходство и самая высокая производительность труда, обильные прибыли позволяли финансировать новые капиталовложения как внутри страны, так и за ее пределами.
В послевоенной внешнеэкономической политике США особое место занимает Западная Европа. В своих связях с этим регионом США прошли за послевоенный период путь от патронирования до взаимоотношений относительного равенства.
На этом этапе США прилагали значительные усилия по социально-экономической стабилизации своих западноевропейских союзников. 5 июня 1947 г. в качестве «программы возрождения Европы» после Второй мировой войны был представлен план Маршалла, названный так по имени его разработчика — госсекретаря США Дж. Маршалла. Планом предусматривалось выделение на определенных условиях займов и кредитов. В плане Маршалла согласились участвовать 16 европейских стран. С апреля 1948 г. по февраль 1952 г. страны Западной Европы (Англия, Франция, Голландия, Испания, Западная Германия) получили 17 млрд. долл. по плану Маршалла. Одновременно с этим американский бизнес выгодно скупал западноевропейские предприятия.
Для проведения в жизнь плана по укреплению позиций западноевропейского капитализма, утверждения в регионе американского влияния была создана специальная Организация Европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), осуществлявшая контроль за распределением средств и условиями их использования.
Определенное влияние на американскую экономику оказала война в Корее (1950—1953): увеличился объем промышленности, работающей на военные нужды, возросла занятость населения. В промышленность США было инвестировано до 30 млрд. долл., т. е. больше, чем за всю Вторую мировую войну.
Несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, война в Корее, принесшая США 54 тыс. погибших и 103 тыс. раненых, была непопулярна в стране. Это привело к поражению демократов на выборах 1952 г.
Американские морские пехотинцы читают телеграмму о прекращении огня в Корее. Фото 1953 г.
Республиканская администрация опиралась в экономике на монетаристскую политику. С помощью финансовых очагов регулирования удалось преодолеть экономический спад 1953— 1954 гг. и третью послевоенную рецессию 1957—1958 гг.
В первые послевоенные десятилетия лидирующее положение США в мировом капиталистическом хозяйстве было бесспорно. Но экономический подъем Западной Европы и промышленный рывок Японии существенно изменили это положение.
Во второй половине 50-х гг. на экономику США оказала большое влияние научно-техническая революция. Составляющими НТР стали автоматизация производства, использование ЭВМ, интенсификация и концентрация производства. Как следствие этого — ускоренное развитие производства и улучшение качества жизни, с одной стороны, рост безработицы, снижение темпов экономического роста.
Новые задачи, стоящие перед государством, нашли отражение в программе «Новые рубежи» Дж. Кеннеди в начале 60-х гг. Программа была разработана группой неолиберальных экономистов. Они предусматривали последовательный курс на поддержание равновесия между предложением товаров и услуг и совокупным спросом с целью обеспечения непрерывного сбалансированного экономического роста при высоком уровне занятости и необходимости стабильности цен. В основе программы лежала кейнсианская идея дефицитного финансирования. В 1962—1963 гг. проводились мероприятия в области социальных программ. Были сделаны уступки представителям крупного бизнеса.
В целом политика «Новые рубежи» дала положительные результаты. Индекс промышленного производства в 1964 г. превысил уровень 1961 г. на 20%. Доля США в валовом внутреннем продукте (ВВП) снизилась с 44% в 1960 г. до 27% в 1980 г., в промышленном производстве — с 35,4 до 32,9%. Заметно снизилась доля США в мировом капиталистическом экспорте: с 18 до 12% за этот же период. Большинство ведущих капиталистических стран, отстававших по уровню производительности труда от США в 1950 г. в два-пять раз, к началу 80-х годов уже почти полностью ликвидировали этот разрыв.
Работницы фабрики Кэдберри. Фото 50-х годов
Угроза лидирующей роли США в мировом капиталистическом хозяйстве способствовала принятию комплекса мер, направленных на изменение отраслевой структуры производства, перестройки промышленности в пользу наукоемких отраслей, увеличения расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), стимулирование научно-технического прогресса.
В течение примерно 20 лет после Второй мировой войны (1948—1966) производительность труда в США увеличивалась довольно высокими темпами — в среднем на 3,2% в год. Однако в период 1966—1973 гг. эти темпы резко снизились. Далее в динамике производительности труда наступает наиболее неблагоприятный период (1973— 1981), после чего последовало некоторое оживление темпов роста производительности труда в 80-е годы.
В январе 1981 г. президентом США стал Р. Рейган. Проводившаяся им экономическая политика, получившая название «рейганомика», явилась вариантом неоконсервативной политики, которая на протяжении 80—90-х годов применялась во всех развитых капиталистических странах. Она включала в себя:
1. сокращение социальных программ и всех видов налогов,
2. борьбу с инфляцией с помощью жесткой кредитно-денежной политики,
3. дерегулирование предпринимательской деятельности.
Сфера деятельности федерального правительства, особенно в социальной области, была сокращена — из 46 социальных программ 44 были отданы в ведение штатов.
В 1986 г. был принят закон о подоходном налоге, предусматривающий сокращение подоходных налогов граждан с 50 до 28%, налога на прибыли с корпораций — с 46 до 34%. Принятие этого закона способствовало стимулированию инвестиционной активности. В стране проводилась глубокая структурная перестройка экономики, связанная с новым этапом НТР, наблюдался рост реального объема личного потребления и рост государственного долга другим странам.
В 80-х годах позиции США в мировом капиталистическом хозяйстве вновь упрочились: в 1986 г. на долю США приходилось около 34% промышленного производства развитых капиталистических стран (по сравнению с 32% в 1970 г.) и 20% их внешнеторгового оборота (1970 г. — 18%).
В конце 80-х гг. экономика США вступила в период резкого замедления темпов роста. Среди американских экспертов нет единого мнения о причинах снижения темпов роста производительности труда и отставания по этому показателю от Японии и стран Западной Европы. США уступают Японии и почти всем странам Западной Европы и по ВНП на душу населения.
Острой экономической проблемой начала 90-х гг. стал дефицит государственного бюджета — 290 млрд. долл., растущий государственный долг — около 4 млрд. долл.
Выход из сложившейся ситуации правительство президента США Б. Клинтона, заступившего на пост в ноябре 1992 г., увидело в умеренной по масштабам бюджетно-финансовой программе стимулирования экономического роста.
План стабилизации экономики включал три программы:
1. программу стимулирования экономики через увеличение числа рабочих мест, на которую предусматривалось 30 млрд. долл.;
2. инвестиционную программу, которая предлагала льготное финансирование для частных инвесторов и целевые капиталовложения. На это выделялась 140 млрд. долл.;
3. программу сокращения бюджетного дефицита. Для выполнения этой программы администрация Клинтона намечала одновременное сокращение правительственных расходов и повышение налогов. Программа правительства включала 150 конкретных предложений по бюджету на 1993 г.
С целью привлечения капиталов в производственную сферу наряду с налоговой реформой резко поднимались в случае необходимости учетные ставки на банковский кредит. Это отразилось на движении капиталов в международном масштабе, стимулировало интенсивный приток в американскую экономику капиталов из многих стран мира, что позволило США финансировать модернизацию своей экономики во многом за «чужой счет». Американский экономист М. Фридмен, основатель монетаризма как направления в экономической теории, отмечал, что высокий курс доллара способствовал притоку капитала и позволил модернизировать производство в США. В итоге неоконсервативная стратегия в целом содействовала США в осуществлении структурной перестройки и технологическом перевооружении экономики в значительной степени при помощи иностранных капитальных вложений, однако во многом за счет резкого снижения конкурентоспособности продукции. Затем наступила следующая фаза кредитной политики — снижение процентных ставок. В результате удалось обеспечить модернизацию экономики страны и довольно устойчивые темпы экономического роста.
Автор: Иванова С.