Новости истории

05.02.2020
В результате деятельности черных археологов, охотящихся за сокровищами генерала Ямаситы, на филиппинском острове Панай увеличился риск оползней.

подробнее...

03.02.2020
При строительстве автомагистрали в Восточной Чехии обнаружен древний колодец, которому больше 7,5 тысяч лет. Это древнейшее из достоверно датированных деревянных сооружений в мире.

подробнее...

01.02.2020
Еще одна находка из трюма затонувшего в XVII в. голландского судна. На этот раз фрагмент шелкового ковра.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 
 
Сообщество читателей. Обсуждение книг и фильмов

Афины в эпоху эллинизма

Афины в эллинистическую эпоху сохраняли значение большого культурного центра; их философские школы привлекали юношей со всех концов эллинистического мира. Феофрастом была основана школа близ Ликефона, Эпикуром — в садах у Дипилона. В эту эпоху различные меценаты и правители, стремившиеся прославить свое имя украшением древнего греческого города, создали целый ряд зданий. 
Царь Пергама Аттал I устроил парк при Академии, так называемый Лакидейон (в последней трети III века до н. э.). Другие пергамские цари также отметили свое покровительство к Афинам различными постройками. Так, Евмен II воздвиг у театра Диониса огромную стою; его брат Аттал II не только соорудил стою, но и подарил Афинам большую многофигурную группу, копию пергамской. Царь Антиох IV Эпифан строил, но не закончил храм Зевса Олимпийского, начатый еще Писистратом. 
Стоя Евмена II (197—159 годы до н. э.) имела длину 163 м при ширине 16 м. От нее сохранились части фундаментов четырехугольных баз внутренних колонн и остатки стен с цоколем из гиметского мрамора. В задней стене обнаружены неглубокие ниши, перекрытые арками. 
Как показали последние раскопки, стоя Аттала II (159—138 годы до н. э.) была одной из стой, построенных на афинской агоре в эпоху эллинизма (рис. 351, 13, 14, 16). Эти стой не были связаны между собой и представляли собой отдельные прямоугольные здания. Стоя Аттала занимала восточный край площади; она была такого же типа, как и стоя Евмена, но меньших размеров, и сохранилась лучше. При длине 142 м и ширине 19,50 м, она была двухэтажной; в нижнем этаже она имела два нефа, в верхнем — один (рис. 352). Нижний этаж ее снаружи имел сорокапятиколонный дорический портик; внутри потолок поддерживали 22 колонны с пальмовидными капителями, тип которых был, по-видимому, заимствован из Пергама. К задней стене стой примыкало большое число  
складочных помещений. 
 
 
 
 
Башня ветров. Несколько позднее к комплексу агоры была добавлена Башня Ветров, построенная в середине I века до н. э. на средства ученого-мецената Андроника из Кирры (Сирия). Она расположена на западной стороне агоры, около Керамика. Это монументальное сооружение было предназначено для часов (горологий). Оно представляет собой восьмигранную башню на трехступенчатом основании. Высота ее 12,10 му внутренний диаметр 6,81 м. Снаружи на верхних частях стен были устроены солнечные часы (гномон), а внутри башни находился механизм водяных часов — клепсидра (табл. 151). 
В плане башня представляет восьмиугольник, стороны которого ориентированы по странам света. С северо-востока и с северо-запада в башню ведут две двери, перед которыми стояли невысокие портики, теперь почти полностью разрушенные. С южной стороны к башне примыкала апсида, представляющая в плане три четверти круга. Водяные часы стояли в центре башни. В апсиде помещался водяной бак, который снабжался водой по подземному трубопроводу (табл. 152, фиг. 1—3). 
 
 
 
Главным украшением башни является скульптурный фриз, опоясывающий ее под карнизом и отделенный от глади стены профилем. Фриз был заполнен рельефными фигурами, по одной на каждой грани башни. Такое решение встречается впервые в греческом зодчестве: здесь рельефы не только не связаны с ордером, но даже нарушают основное архитектурное членение здания: изображенные на них фигуры ветров (от которых башня получила название) переходят на зону архитрава и прикрывают его легкие горизонтальные членения своими формами. 
Главный карниз башни отличается малым выносом и измельченными формами (табл. 152, фиг. 4). 
 
 
 
 
В верхней части этот карниз имеет гусек, украшенный львиными головами, по три на каждую из восьми граней башни; профили под ним состоят из полочек, каблучка и эхиноподобных валиков. 
Пирамидальная крыша была покрыта мраморной черепицей. На вершине ее находился флюгер. Витрувий так описывает завершение постройки Андроника: «Сверху этой башни он сделал мраморный конус, поставив на него медного тритона, с вытянутой в его правой руке палочкой, и устроил так, что он вращался ветром и указывал на изображение дующего ветра» (Витрувий, 1, IV, 4). 
Каннелированные колонны входных портиков стояли непосредственно на ступенях основания, как это принято в дорическом ордере; но стволы имеют по 20 каннелюр с притуплёнными углами; капители пальмовидного типа сочетаются с карнизом, ионическим по общим формам. 
 
Рис. 351 
 
Капители эти отличаются от пальмовидных капителей в пергамском портике около храма Афины и от капителей стой Аттала (табл. 152, фиг. 5). Они усложнены введением добавочного венца аканфовых листьев, что приближает их к римской трактовке пальмовидных капителей в пергамском Траянее. 
Поверхности стен здания, мало расчлененные снаружи, сильно расчленены внутри. Здесь введен, примерно на высоте 2 м от пола, простой карниз с большим выносом, а наверху выделена еще полоса с малыми, расставленными по углам колоннами, игравшая ту же роль, что и обычное венчание при членении стен на три зоны (табл. 152, фиг. 7—8). Здесь, однако, введена еще четвертая зона, и в небольшом интерьере композиция труднее воспринимается. Однако в целом достигнут определенный композиционный эффект — подчеркнута большая высота помещения. Это особенно ясно при сопоставлении разреза с фасадом — здание снаружи кажется гораздо менее высоким, чем внутри. Башня становится значительной только вблизи: широкий фриз с громадными фигурами над гладкой, нѳрасчлененной стеной издали скрадывает масштаб и двенадцатиметровый монументальный октогон кажется на площади рынка небольшим зданием. Как указано выше, в Арсинойоне на острове Самофраке сильно размельченной верхней частью достигнут обратный эффект. 
 
 
 
Олимпиейон. Замечательным памятником эллинистических Афин является достроенный при римском императоре Адриане (117—138 годы н. э.) Олимпиейон (храм Зевса Олимпийского). Здесь впервые в мировой архитектуре коринфский ордер выступает как монументальный ордер большого масштаба. Антиох IV Эпифан, задумав достроить храм, начатый в VI веке Писистратом, поручил эту работу, как сообщает Витрувий, римскому гражданину Коссутию. Олимпиейон является одним из самых крупных греческих храмов. Это диптер с 8 x 20 колоннами по фасадам; размер его — около 41,10 x 107,75 м (рис. 353). Начатые в 174 году работы были прерваны в 163 году до н. э. в связи со смертью Антиоха, и храм остался незаконченным. Сулла увез в 86 году до н. э. несколько колонн Олимпиейона как военную добычу. 
 
 
 
Колоннада храма выполнена из пентелийского мрамора и замечательна своим величественным великолепием и, вместе с тем, строгой красотой (табл. 149). 
Эллинистические капители Олимпиейона принадлежат к лучшим образцам коринфского ордера в его зрелой, классической форме (табл: 150). Нижнюю часть колокола окружают два венца аканфовых листьев, занимающих несколько более половины всей высоты. При этом задний ряд листьев вдвое выше переднего. Мощные завитки угловых волют и малые внутренние завитки доходят до сильно изогнутого абака с острыми углами (сравни храм в Бассах). Как в некоторых греческих и как в римско-коринфских капителях времени империи, каждая пара волют вырастает из того же широкого и сильно каннелированного стержня, что и сопутствующая ей пара аканфовых листьев, один из которых поддерживает угловую волюту. В целом, богатая, но строгая по рисунку капитель отмечена характерными для всего храма чертами великолепной и могучей зрелости. 
 
 
 
 
Театр Диониса подвергался перестройке в самом начале эллинистической эпохи. Ликургом (328—326 годы до н. э.) была заново сооружена скена, впервые был устроен логейон (эстрада для актеров), приподнятый над уровнем орхестры. Позднее, в I веке до н. э., было поставлено 67 мраморных кресел (проэдрии). В центре проэдрий против алтаря (фимелы) помещалось богато украшенное рельефными орнаментами кресло жреца Диониса Элевфера. Дальнейшие перестройки театра относятся уже ко времени римской империи. 

 
Таблица 151
 
Таблица 152