Анита
1. АФИНЕ — ЭХЕКРАТИД
Здесь стой отныне, копье, — смерть людская и мрачная!
Больше
С медного пусть острия кровь не стекает врагов.
Но помещенное в храме, как дар величайший Афине,
Эхекратида яви, с Крита, отвагу в бою.
2. АФИНЕ — КЛЕОБОТ
Этот огромный котел; посвятил его Эриаспида
Сын Клеобот, кто рожден мощной Тегеею был,
В дар богине Афине, а сделал его Аристотель
Из Клиторейской земли, тезка отцу своему.
3. ПАНУ И НИМФАМ — ФЕОДОТ
Пану косматому дар и пастушеским нимфам поставил
Здесь под горой Феодот, стадо пасущий овец;
Ибо в летнюю сушь ему, истомленному зноем,
Силы вернули они влагой протянутых рук.
4. ЭПИТАФИЯ ВОИНУ
В битве отвага, Проарх, тебя погубила, и смертью
Дом ты отца своего, Фидия, в горе поверг;
Но над тобою поет эту песню прекрасную камень,
Песню о том, что погиб ты за отчизну свою.
5. ЭПИТАФИЯ ФИЛЕНИДЕ
Часто над девичьей этой могилою скорбно рыдала
Клина — мать и звала рано умершую дочь:
Душу звала Филениды, — она, не изведав и брака,
По Ахеронта-реки бледным волнам отошла.
6. ЭПИТАФИЯ АНТИБИИ
Плачу о девушке я Антибии. Плененные ею,
Многие свататься к ней в дом приходили к отцу.
Скромность ее и красу разгласила молва, но надежды
Всех их отвергнуты прочь гибельной были судьбой.
7. ЭПИТАФИЯ ЭРАТО
Перед кончиной, обняв дорогого отца и роняя
Горькие слезы из глаз, молвила так Эрато:
«Я не живу уже больше, отец мой. Уже застилает
Мне, умирающей, смерть черным покровом глаза».
8. ЭПИТАФИЯ ФЕРСИИ
Вместо счастливого брака и гимнов торжественных
свадьбы
Деву над мраморной здесь мать водрузила плитой.
Ростом с тебя и красой на тебя похожей, Ферсия;
Ты — это, и говорить можно и с мертвой с тобой.
9. ЭПИТАФИЯ КОНЮ
Памятник этот поставил Дамид своему боевому,
Павшему в битве коню. В грудь его ранил Арес;
Темной струей потекла его кровь по могучему телу
И оросила собой землю на месте борьбы.
10. ЭПИТАФИЯ ОХОТНИЧЬЕЙ СОБАКЕ
Вот и погибла Локрида под кустиком корневетвистым,
Самой быстрой была ты между лающих псов.
Но незаметно в твои столь резвопроворные члены
Неумолимый свой яд пестрая змейка влила.
11. ЭПИТАФИЯ ПЕТУХУ
Больше не будешь уж ты, как прежде, махая крылами,
С ложа меня поднимать, встав на заре ото сна;
Ибо подкравшийся хищник убил тебя, спавшего, ночью,
В горло внезапно тебе острый свой коготь вонзив.
12. ЭПИТАФИЯ ДЕЛЬФИНУ
Больше, резвясь и ликуя среди судоходного моря,
Шею не высуну я, из глубины появись,
И перед носом опять корабельным красивым не пряну
С шумом в волну, услажден изображеньем своим:
Нет, на берег сухой меня темное бросило море, —
Вот и лежу я вблизи кромки волнистой его.
13. ПОДПИСЬ ПОД КАРТИНОЙ ИЛИ СКУЛЬПТУРОЙ
Мальчики красной уздечкой козла зануздав и намордник
На волосатый ему рот наложивши, ведут
Около храма игру в состязание конное, чтобы
Видел сам бог, как они тешатся этой игрой.
14. ТО ЖЕ
Видишь, как важно и гордо на свой подбородок лохматый
Смотрит, уставя глаза, Вакхов рогатый козел?
Чванится тем он, что часто в горах ему нимфа Наида
Космы волос на щеке розовой гладит рукой.
15. СТАТУЯ АФРОДИТЫ У МОРЯ
Это — владенье Киприды. Отсюда приятно богине
Видеть всегда пред собой моря зеркальную гладь;
Ибо она благосклонна к пловцам, и окрестное море
Волны смиряет свои, статую видя ее.
16. НАДПИСЬ У РОДНИКА
Кто бы ты ни был, садись под зелеными ветвями лавра,
Жажду свою утоли этой прозрачной струей.
Пусть легкокрылый зефир, навевая повсюду прохладу,
Члены твои освежит в трудные знойные дни.
17. СТАТУЯ ГЕРМЕСА
Здесь стою я, Гермес, средь сада с его ветерками
На перекрестке дорог, пенного моря вблизи,
Утомленным мужам обещая отдых с дороги,
А кристальный родник тихо журчит подо мной.
18. НАДПИСЬ У РОДНИКА
Странник, под этой скалою дай отдых усталому телу;
Сладко в зеленых ветвях легкий шумит ветерок.
Выпей холодной воды из источника. Право ведь, дорог
Путникам отдых такой в пору палящей жары.
19. СТАТУЯ ПАНА
«Пан-селянин, отчего в одинокой тенистой дубраве
Ты на певучем своем любишь играть тростнике?»
«Чтоб, привлеченные песней, подальше от нив хлебородных
Здесь, на росистых горах, ваши паслися стада».
20. ЭПИТАФИЯ КУЗНЕЧИКУ И ЦИКАДЕ
Этой акриде, певунье полей, и древесной цикаде
Здесь погребенье одно соорудила Миро;
Девочка слезы над ним пролила: ведь обе забавы
Отнял разом у ней неумолимый Аид.
21. ЭПИТАФИЯ ВОИНУ
В недрах Лидийской земли схоронен сын Филиппа
Аминтор,
В битве железной не раз силу явивший свою;
И не мучительный недуг унес его в царство Аида,
Но, покрывая щитом друга, в бою он погиб.
22. ЭПИТАФИЯ ТРЕМ ДЕВУШКАМ
Не допустив над собою насилия грубых галатов,
Кончили мы, о Милет, родина милая, жизнь,
Мы, три гражданки твои, три девицы, которых заставил
Эту судьбу разделить кельтов жестокий Арес.
Так нечестивых объятий избегнули мы, и в Аиде
Все — и защиту себе и жениха обрели.
23. ЭПИТАФИЯ РАБУ
Маном — рабом при жизни он был; а теперь, после смерти,
Дарию стал самому равен могуществом он.
АНИТА (конец IV — начало III в., г. Тегея)
1. «Здесь» — храм Афины в Тегее (Аркадия).
2. Клитор — город в Северной Аркадии.
3. Рельеф, изображающий Пана и нимф над посвященным им родником.
5. Ахеронт — одна из трех мифических рек смерти.
12. Фигура дельфина обычно украшала нос или корму греческих судов.
13-14. Описание (экфраса) статуи или картины. Козел — священное животное Диониса.
16. Повествователь — статуя Пана, стоящая возле родника или ручья.
17. Возле родника стояла герма или статуя Гермеса, покровителя дорог.
22. Милет был захвачен галлами (палатами) в 277 г. до н. э.
23. Псевдоэпитафия, содержащая знаменитую доктрину всеобщего посмертного равенства, принадлежит более позднему времени. Ман — типичное имя раба. Дарий — персидский царь (522-486).