Жуковская Д.
XX в. стал продолжением Нового времени. Начавшись с революций в Англии и Франции, войн Кромвеля и Наполеона, войной за независимость североамериканских колоний Англии, Новое время продолжилось в XX в. не только раскрепощением личности, колоссальными успехами научно-технического прогресса, материального производства, значительным увеличением населения земного шара, но также и мировыми войнами, "холодной войной" с разделением мира на враждующие блоки, наконец, подвело человечество к грани экологического кризиса.
Объективно действующие в мире процессы интеграции в своей основе опираются на стремление народов к сотрудничеству в преодолении экономических, военных, экологических, природно-ресурсных проблем и трудностей. Вместе с тем зачастую интеграционные процессы направлялись и использовались экономически могущественными странами для установления прозрачности границ государств, ограничения их суверенитета и еще большего расширения своего экономического и политического влияния.
Процессы интеграции, искажаемые политикой глобализма, приходят в противоречие с установленным природой многообразием цивилизаций, своеобразием народов, различием их возрастных состояний. Экономические процессы грозят подавить человеческое содержание мировой истории, государства и права. Экономические законы и новые технологии буквально взрывают национальные границы и в то же время порождают широкое движение народов за сохранение своей самобытности и государственного суверенитета, о чем свидетельствует, в частности, образование в XX в. большого числа новых независимых государств.
Неравномерное развитие народов с выделением "золотого миллиарда" (население стран, эксплуатирующих сырьевые ресурсы и втягивающих в себя интеллектуальный потенциал всего мира) увеличивало разрыв между экономически передовыми и "догоняющими" странами, консервировало отсталость последних, их зависимое, приниженное положение. Гуманитарная помощь таким странам сглаживала остроту конфликта, но не решала проблему, а то и усугубляла негативные процессы.
Разрушение колониальных империй лишь отчасти разрешило конфликт, поставив молодые развивающиеся страны в экономическую, финансовую и политическую зависимость от стран, ранее вступивших на путь экономического прогресса. Однако локально, в отдельных регионах, например в Западной Европе, процесс интеграции привел к сглаживанию ранее существовавших противоречий, способствовал укреплению мира, демократии и продвижению западной цивилизации на Восток при посредстве идеологических, финансовых рычагов, а то и с помощью военной силы НАТО.
Англия и Франция как колониальные империи
В Новой истории государства и права стран Азии, Африки, Латинской Америки отражается колониальная политика западных держав, колонизация ими территорий, населенных народами с менее развитыми социальными и экономическими структурами; образование огромных колониальных империй, например Англии, Франции .
В самом начале XVII в. появляется первая колония Англии в Северной Америке. Правда, в ходе войны за независимость тринадцать североамериканских колоний Англии обрели независимость и образовали собственное государство - Соединенные Штаты Америки. Но Англия утверждает свою власть над значительной частью территории Индии, захватывает Гибралтар. К середине XIX в. Англия становится крупнейшей колониальной державой, властвующей в Индии, Австралии, Новой Зеландии, на Цейлоне. В конце века под английским господством оказались Южная Африка, Нигерия, Кения, Южная и Северная Родезия. Англия захватывает Суэцкий канал и устанавливает свое владычество в Египте, над Кипром, завершает завоевание Бирмы. В конце XIX — начале XX в. Англия захватывает новые территории в Африке (Нигерия, Гана, Кения, Сомали), превращает в свои полуколонии-протектораты Афганистан, Кувейт, Иран, утверждает особые права в Китае, Японии.
Колонии Англии не имели единообразного управления. "Переселенческие колонии", созданные в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, со временем получили автономию и статус доминионов. Здесь создаются представительные органы, копировавшие английский парламент, а место короля занимали назначавшиеся из Лондона генерал-губернаторы, которые, однако, в отличие от английского короля обладали реальной властью . Установленным для этих колоний статусом предусматривалось право их парламентов принимать свои законы, которые могли быть оспорены в случаях, когда они противоречили законам метрополии. Со временем права доминионов расширялись.
Иным было управление "завоеванными территориями", в частности Индией. Первоначально власть Англии в Индии осуществлялась Ост-Индской компанией. Но после восстания сипаев, направленного против английского господства (1857 г.), во главе управления Индией был поставлен генерал-губернатор ("вице-король"), наделенный в самой Индии всей полнотой власти и подчиненный специально созданному министерству по делам Индии в составе британского правительства. Что же касается Ирландии, завоеванной еще при Кромвеле, то она считалась неотъемлемой частью королевства Великобритании и находилась под полным контролем английской администрации.
Становление французской колониальной империи относится ко времени абсолютизма. Но в результате военных поражений, также и в наполеоновских войнах, ряд колоний ею был утрачен. При реставрации Бурбонов за Францией сохранялись лишь такие сравнительно небольшие "старые колонии", как Мартиника, Гваделупа и некоторые другие. В последующем колониальная империя Франции значительно разрастается, уступая, хотя и значительно, Англии. Франции стали принадлежать обширные территории в Экваториальной, Западной, Северной Африке, в том числе Алжир, Тунис, Марокко, а также Мадагаскар, ИндоКитай (Кохинхина, Камбоджа).
В управлении колониями Франции размах изменений более широк. Так, якобинский Конвент отменил рабство в колониях и заявил об участии населения колоний в выборах Законодательного собрания Франции. При Наполеоне Бонапарте управление колониями осуществлялось назначаемыми из Франции чиновниками. Такое положение сохранялось и позже.
Относительно стабильное управление колониями наступает при Третьей республике. В 1894 г. было образовано министерство колоний, которое в своей деятельности учитывало особое положение каждой колонии, используя разные средства подчинения и властвования. Так, Алжир считался территорией Франции и, будучи поделен на департаменты и округа, управлялся префектами и супрефектами, а общее руководство принадлежало генерал-губернатору, подчиненному министерству внутренних дел. Управление Тунисом и Марокко было иным. Здесь сохранялись местные монархи, власть которых, однако, была номинальной и находилась под полным контролем французских чиновников. Также и в Индокитае: если Южным Вьетнамом Франция управляла непосредственно, то в Аннаме и Камбодже, хотя бы внешне, к управлению допускались представители местных династий.
Колонизация Латинской Америки западными странами начинается со времени открытия Америки Колумбом в XV в. Здесь от Мексики до южной оконечности Американского континента создаются колониальные империи Испании и Португалии. Используя силу оружия, колонизаторы (конкистадоры) истребили часть местного населения, а оставшиеся в живых были обращены в полурабское, в полукрепостническое состояние. Традиционная государственность индейских племен майя, ацтеков, инков, о которой мы очень мало знаем, была уничтожена.
Для управления испанскими колониями в самой Испании был создан специализированный централизованный орган колониальной администрации — Совет по делам Индии (первоначально Индией именовались испанские колонии в Америке). Совет издавал законы, назначал высших чиновников, был высшей судебной инстанцией для колониальных судов. В колониях верховную власть осуществляли вице-короли, в менее значимых колониях — генерал-капитаны. К концу XVIII в. в Латинской Америке было создано четыре вице-королевства, охватывавших территорию Мексики и Центральной Америки, Перу и Чили, Венесуэлы, Эквадора и Колумбии, Боливии, Парагвая, Уругвая и Аргентины. Колонии делились на административные округа — провинции во главе с губернаторами. Границы колоний и провинций впоследствии стали границами ныне существующих государств и их административных делений.
Вице-короли олицетворяли собой власть испанского короля. В колониях им оказывали почести, подобающие самому королю, они обладали и обширными полномочиями: издавали местные законы; руководили местной администрацией и контролировали сбор налогов; командовали вооруженными силами; закрепляли земли и индейские общины за испанскими переселенцами. Губернаторы руководили администрацией, судом, церковью провинций. Большую роль в колониальном управлении играла католическая церковь. Высшие должности в колониальной администрации занимали выходцы из испанской феодальной знати. Местное дворянство из потомков испанских переселенцев, "утративших чистоту крови" (креолы), допускалось к городскому управлению.
Окрепнув, колонии стали тяготиться опекой метрополии. Внешне выражая повиновение, они все чаще принимали самостоятельные решения. Складывавшаяся этническая общность новых народов вела к пробуждению их национального самосознания. В колониях растет движение за обретение государственной самостоятельности. Сильное идеологическое воздействие на подъем освободительного движения оказали идеи французской революции и войны североамериканских колоний Англии за независимость. С начала XIX в. в испанских и португальских колониях развертывается освободительная война против колониального подчинения и за государственную независимость, в результате которой в следующие три десятилетия в Латинской Америке образуются самостоятельные государства — Аргентина, Бразилия, Мексика, Перу, Чили, Уругвай и др.
Правящие круги новых латиноамериканских государств находились во многом под влиянием передовых для своего времени идей республиканизма и конституционализма . Лишь в Бразилии на сравнительно долгое время установилась монархия. В других государствах провозглашались республики и принимались конституции. Однако из-за подавленности и сравнительно низкого уровня развития народных масс, отсталости социально-экономической базы несовершенства государственного механизма ранних республик и в силу ряда других факторов республиканская форма правления показала свою малую эффективность в решении стоявших перед латиноамериканскими странами задач. Внешне республики сохранялись, конституции, наполненные либеральными идеями, принимались, но реальная жизнь шла мимо официального конституционализма. Военные перевороты следовали один за другим: одни конституции очень быстро заменялись другими. Так, в Эквадоре за сто лет конституции менялись 12 раз, в Боливии - 9, в Колумбии - 11 и т. д., а всего за это время в латино-американских странах сменилось не менее 120 конституций . Каждый раз после очередного переворота республика и конституция становились внешним украшением нового военного режима. Власть оказывалась в руках очередного диктатора-каудильо, опиравшегося на военную силу. Каудилизм как прикрытая конституционными одеждами неограниченная власть военных диктаторов приобретает значение специфической системы государственного управления и на долгое время становится характерной чертой многих латиноамериканских стран.
Иначе развивалась государственно-правовая жизнь Китая в XIX в. Страна древней и высокого уровня культуры вместе с тем сохраняла многие черты традиционного общества . В Китае сохранялась монархия во главе с императором, судебная власть не была строго отделена от административной. Достижением китайской культуры признавалась экзаменационная, конкурсная система замещения государственных должностей.
Социально-экономическая и военная отсталость Китая позволила западным державам начать завоевание страны. С 1839 г. англичане предпринимают серию "опиумных войн" против Китая и, не имея возможности сразу подчинить страну, добиваются заключения с ней ряда неравноправных договоров, права экстерриториальности для своих подданных. К Англии отходит остров Сянган (Гонконг).
Вслед за Англией заключения неравноправных договоров добиваются США и Франция.
Военные и политические поражения императорского Китая показали отсталость многих феодальных порядков, слабость режима, создали в стране революционную ситуацию . Развивается мощное революционное движение тайпинов, до основания потрясшее китайскую государственность. Внутренняя слабость императорского Китая создала благоприятные условия для захвата иностранным капиталом важнейших позиций в экономике страны, превращения Китая в полуколонию. Одновременно разворачивалась и агрессия Японии против Китая. Подавляя новое народное восстание в Китае, войска ряда европейских государств с участием России и США заняли Пекин. Китайское правительство вынуждено было подписать унизительные условия "заключительного протокола" и выплатить вторгшимся державам огромную контрибуцию. Унижение Китая, умаление его суверенитета, в целом сложившаяся в стране обстановка подготовили объективную необходимость буржуазно-демократической революции.
Крушение колониальных империй и образование независимых государств
Наряду с усилившимся процессом интеграции, сближения народов в мире интенсивно развивался и процесс образования национальных государств, сопровождавшийся разрушением мировых колониальных империй.
Рост национального сознания прежде отсталых народов пришел в противоречие с системой опеки, устанавливаемой колониальными державами. Народы колоний и стран, опутанных кабальными соглашениями (почти колоний), больше не желали мириться с превращением своих стран в источник сырья рабочей силы и рынок сбыта готовой продукции. Протест выразился в требовании самостоятельности и создания собственной государственности. Первая мировая война и подъем революционного движения в мире нарушили стабильность и более или менее ровное течение мирового исторического процесса, стали тем пусковым механизмом, который привел в действие рост национально-освободительного движения и обозначил кризис колониализма.
В 1918—1923 гг. в ряде стран Азии и Арабского Востока проходили широкие народные выступления под национальными лозунгами. В это же время были осуществлены меры по корректировке системы колониального управления, выразившиеся, в частности, в расширении представительства местного населения в совещательных органах при колониальных администрациях. Но в то же время более существенные изменений произошли в Британской империи . В 1921 г. англо-афганский договор зафиксировал принцип независимости Афганистана. Несколько позже Англия вынуждена была формально признать суверенитет Египта, Ирака, предоставить статус доминиона Ирландии. Английские доминионы Канада, Австралия, Новая Зеландия и другие добиваются признания самостоятельности в проведении своей внешней политики.
Важной вехой в преобразовании Британской империи стала Имперская конференция 1926 г. и Вестминстерский статут - 1931 г. Доминионы наравне с Англией признавались автономными государственными единицами, равными по статусу, ни в каком отношении не подчиненными друг другу и свободно объединившимися в Британском содружестве наций (так официально стала называться бывшая Британская империя). Вестминстерский статут признавал, в частности, верховенство доминионов в области законодательства (Законы Англии действовали в доминионах лишь с их согласия, а законы доминионов не могли быть изменены или отвергнуты британским парламентом). Генерал-губернаторы в доминионах стали назначаться по совету правительства доминиона. Роль генерал-губернатора в системе государственных органов доминиона стала схожей с положением монарха в Англии.
Крушение колониальной системы стало одним из крупнейших событий послевоенного времени и XX века в целом. Уже в начале XX века система прямого колониального подчинения исчерпала свои возможности. В межвоенный период и в годы второй мировой войны ряд государств Востока добились отмены неравноправных соглашений и признания их независимости (Афганистан, Иран, Турция, Китай).
После Второй мировой войны наблюдался новый подъем национально-освободительной борьбы народов, который в конечном счете привел к распаду колониальных империй.
Первоначально он охватил Азию и Северную Африку. Здесь к концу 50-х годов образовалось 14 независимых государств. С 1960 года центром освободительного движения стала Африка, к середине 80-х годов здесь обрели независимость 50 стран. В 1990 году получила независимость Намибия, в 1997 году под юрисдикцию Китая вернулся Гонконг. Колониальные империи ушли в прошлое.
Интересно отметить, что в Британской империи (Содружестве наций), как и в самой Англии, преобразования осуществлялись в основном мирно. Так, в 1948 г. Ирландия объявила себя независимой республикой. В 1950 г. Индия официально была провозглашена "суверенной и демократической республикой". В Содружестве было упразднено и само понятие "доминион". Зато в другой крупнейшей колониальной державе - французской, как и в самой Франции, преобразования осуществлялись далеко не так мирно и сопровождались затяжными войнами - во Вьетнаме и в Алжире.
На протяжении трех следующих десятилетий после окончания Второй мировой войны от колониальной зависимости освободилось более 2 млрд. человек. Однако молодые независимые государства столкнулись с большими экономическими, политическими, демографическими трудностями. В экономике этих стран отражались неравномерность развития различных отраслей народного хозяйства, неразвитость промышленности, рутинное низкопроизводительное сельское хозяйство, и вместе с тем отмечался быстрый рост населения, что вело к дефициту продовольствия, а иногда и к голоду.
Некоторые из вновь возникших государств достигли в последующие годы заметных успехов в экономическом развитии, например Южная Корея, Сингапур, Тайвань . В группу со средним уровнем экономических достижений вошли Египет, Сирия, Алжир и др. К сожалению, в большом числе освободившихся стран наблюдались низкие темпы экономического роста, отставание от передовых стран постепенно увеличивалось. Становилось очевидным, что эти страны в обозримом будущем не могут и не желают следовать западному варианту технологической цивилизации. Поиск иного пути, который бы сочетал в себе ценности Востока и Запада, выразился в активизации деятельности государства, что нередко вело к установлению тоталитарных и авторитарных режимов . Зачастую наблюдалось также заимствование чужих образцов государственности, которые, не соответствуя условиям жизни и традициям своего народа, не приживались на местной почве, имели лишь декоративное значение и порождали нестабильность, усугубляя экономические и политические трудности.
Несмотря на то, что причины падения колониального господства были своеобразными для каждой страны, можно выделить ряд общих причин, характерных для всех бывших колоний. Это, прежде всего усиление недовольства колониальным режимом, вызванное ростом налогов, ввозом иностранных товаров, вывозом продовольствия и сырья, дискриминацией местного населения в повседневной жизни, в сфере образования, при приеме на работу. В сравнительно развитых странах Азии усилилось противоречие между иностранным капиталом и национальным сектором, окрепшим за годы войны. Все это привело к формированию антиколониального союза основных социальных слоев: крестьянства, мелкобуржуазных слоев города, национальной буржуазии, рабочих, интеллигенции.
Однако далеко не всегда участники движения протеста выдвигали требования независимости. Важная роль в объединении всех антиколониальных сил под знаменем национального освобождения принадлежала местной интеллигенции. Лишенная возможности применять свои знания на родине, обостренно воспринимающая неравноправное положение своих стран, знакомая с жизнью западного мира, она сумела убедить население в том, что только независимость является средством преодоления отсталости и гарантией вхождения в мировое сообщество на равноправной основе. Заслуга интеллигенции состоит еще в том, что ее пропаганда способствовала зарождению национального самосознания и росту чувства национальной гордости. Именно интеллигенция создала национальные политические партии, пользовавшиеся к концу второй мировой войны авторитетом среди всех слоев населения. Тем самым антиколониальное движение получило идеологию и программу борьбы и располагало структурами, способными ее возглавить.
Подъему освободительного движения содействовал разгром фашистского блока. Свое влияние оказало укрепление авторитета СССР и создание социалистического лагеря, поддерживающего национальные движения, как в политическом, так и при необходимости в военно-экономическом отношении.
Преимущественно деколонизация прошла сравнительно мирно (большинство британских колоний и африканских владений Франции). Однако в ряде стран борьба за независимость приобрела вид либо быстро прекратившихся (Индонезия), либо продолжительных и кровавых (Индокитай, Алжир) боевых действий.
Это относительная легкость обретения независимости объяснялась изменением отношения к колониям со стороны метрополий. Сохранение колониальных порядков по мере усиления освободительного движения требовало все больших расходов, что лишало метрополии, и без того ослабленные войной, средств, необходимых для внутреннего развития. Колониальным державам не удалось получить поддержку США, стремящихся получить доступ на рынки колоний и привлечь на свою сторону освободившиеся страны, а потому активно выступавших за деколонизацию. Военно-политическое господство становилось все более бесполезным и дорогостоящим. Практика показывала, что в выигрыше оказываются страны, делающие упор на внутреннее развитие . Интеграция в Европе становилась более выгодной, чем сохранение связей с колониями. Все это содействовало постепенному преодолению «имперского комплекса» в сознании, как политиков, так и населения метрополий.
Однако деколонизация породила и ряд проблем. Одна из них — проблема границ, часто повторяющих линии колониальных владений (87% государственных границ в Африке и 45% - в Азии). Это стало источником постоянной напряженности и межгосударственных конфликтов.
Крупной внутренней проблемой многих молодых государств стало объединение в их составе народов с разными языками, культурой и религией, что, естественно, привело к внутренним противоречиям (Эфиопия, Нигерия, Судан, Чад). В Индии такая неоднородность породила в 1947 году раскол страны на две части по религиозному признаку: мусульманский Пакистан и индуистский Индийский союз.
Обретение независимости позволило бывшим колониям стать субъектами мировой политики, вступить в ООН. Однако политическая независимость еще не гарантировала полную самостоятельность молодых государств. Низкий уровень экономического развития большинства освободившихся стран вынудил их идти на сотрудничество с развитыми державами, в том числе и с бывшими метрополиями, что в конечном итоге способствовало трансформации колониализма в неоколониализм — новый вид зависимости, при котором на смену прямому политическому подчинению приходят финансовые, экономические и другие средства подчинения.
Элементами неоколониальной политики стали кредиты и займы, предоставление различных видов помощи, контроль цен на сырье, промышленную и сельскохозяйственную продукцию на мировых рынках, создание филиалов крупнейших западных компаний и смешанных предприятий в бывших колониях, поставки вооружений и т. д. Это позволило экономически развитым странам закрепиться на внутренних рынках бывших колоний, выкачивать из молодых государств ресурсы и валютные средства, использовать дешевый труд местного населения, влиять на внутреннюю и внешнюю политику этих стран, а в некоторых и устанавливать там нужные режимы.
Неоколониализм породил ответные действия молодых государств, направленные на укрепление экономической самостоятельности, среди которых — протекционистские законы, ускоренное развитие импортозамещающей продукции, национализация иностранной собственности, усиление контроля за деятельностью иностранных предпринимателей. На межгосударственном уровне главным проявлением стремления к экономической деколонизации стало Движение за новый мировой экономический порядок, возникшее в 1974 году. Своей целью движение провозгласило равноправное экономическое сотрудничество с учетом особых интересов молодых государств, создание для них ряда льготных условий, расширение доступа к современным технологиям и т. д.
В 70-е годы казалось, что энергетический и сырьевой кризисы позволят освободившимся странам добиться выполнения своих условий. Однако переход развитых стран к сберегающим технологиям, заинтересованность молодых государств в иностранных кредитах, несовпадение интересов освободившихся стран позволили ведущим странам мира полностью блокировать реализацию основных положений и сохранить контроль за мировыми экономическими отношениями.
Вместе с тем с начала 80-х годов исследователи все реже говорят о неоколониализме и иногда даже ставят под сомнение само это понятие. Жизнь показала, что экономическое сотрудничество молодых государств с мировыми лидерами имеет ряд положительных моментов: создание современных отраслей в бывших колониях, ускорение модернизации их промышленности, насыщение рынков товарами, создание новых рабочих мест. Второй этап НТР резко усилил интеграционные процессы в мире и поставил вопрос о переходе от экономического самообеспечения к специализации в рамках единой мировой экономики. Новые индустриальные страны показали, что далеко не всегда использование иностранной помощи ведет к усилению политической зависимости и отсталости. В последнее время большинство специалистов видят главную причину отставания освободившихся государств не в неоколониализме, а в недостаточной модернизированности и неумении правительств проводить реалистичную политику усиления своих стран.
Процессы интеграции приходят в противоречие с установленным природой многообразием цивилизаций, своеобразием народов, различием их возрастных состояний. Неравномерное развитие народов увеличивало разрыв между экономически передовыми и "догоняющими" странами, консервировало отсталость последних, их зависимое, приниженное положение. Разрушение колониальных империй лишь отчасти разрешило конфликт, поставив молодые развивающиеся страны в экономическую, финансовую и политическую зависимость от стран, ранее вступивших на путь экономического прогресса.
Вместе с усилившимся процессом интеграции, сближения народов в мире интенсивно развивался и процесс образования национальных государств, сопровождавшийся разрушением мировых колониальных империй. Первая мировая война и подъем революционного движения в мире нарушили стабильность и более или менее ровное течение мирового исторического процесса, стали тем пусковым механизмом, который привел в действие рост национально-освободительного движения и обозначил кризис колониализма.
Крушение колониальной системы стало одним из крупнейших событий послевоенного времени и XX века в целом. После Второй мировой войны наблюдался новый подъем национально-освободительной борьбы народов, который в конечном счете привел к распаду колониальных империй. Обретение независимости позволило бывшим колониям стать субъектами мировой политики, вступить в ООН.
Автор: Жуковская Д.