4. Ликийские гробницы
К наиболее позднему времени (VI — IV вв. до н. э.) относятся скальные гробницы Ликии. Они представляют особый интерес потому, что в них уже не схематически, как во Фригии, но чрезвычайно точно воспроизведены конструкции и формы деревянной архитектуры, получившие художественную обработку в камне.
Ликийские гробницы — двух типов. Первый из них—свободно стоящие, сделанные в форме здания или крупного столба гробницы, высеченные, однако, в большинстве случаев из монолитной скалы. Второй тип — это пещерные, скальные гробницы самых разнообразных типов, от простой погребальной камеры до богато обработанных небольших зданий, высеченных в скале. Подобные гробницы, игравшие роль семейных склепов, строились группами и иногда занимали всю поверхность горы. Таковы, например, расположенные террасообразными уступами гробницы в Мире (табл. 112, фиг. 1).
Среди свободно стоящих гробниц, связанных с архитектурными традициями Финикии и Персии, имеются две основные разновидности: гробницы в виде двухэтажных вытянутых ввысь зданий или одноэтажного кубического объема и гробницы-столбы. Наиболее интересные из них находились в долине Ксанфа.
Так называемый «монумент гарпий» (крылатых мифических женщин, демонов бури) в Ксанфе представляет собой столб в 6 м высоты, в верхней части которого находится небольшая погребальная камера (табл. 111, фиг. 5, памятник слева). Камера завершена сильно выступающей плоской крышей, образованной четырьмя нависающими одна над другой плитами. По-видимому, крыша завершалась скульптурной фигурой. Гробница-столб высечена из монолитной скалы. Рядом с этим памятником справа стоит более высокая гробница в форме двухэтажного здания, завершенного двускатной крышей и имеющего простую кубическую форму. Первый этаж, предназначенный для слуг, отделен от второго прямоугольными плитами, толщина и горизонтальные размеры которых нарастают от нижней к верхней. Последняя из них образует как бы постамент для верхнего этажа, где помещалась камера хозяина. Каркасная деревянная конструкция, переведенная в камень, выступает и здесь совершенно отчетливо. Но эта верхняя часть воспроизводит уже деревянной саркофаг, имитирующий деревянные постройки (табл. 111, фиг. 6).
В этих памятниках можно отметить чрезвычайно умелую и оригинальную переработку традиций, идущих как с Востока, так и из раннеклассической и классической Греции.
Свободное обращение строителя с камнем, имитировавшим деревянные конструкции, простая, но уверенная профилировка основных форм, тектоническая ясность свидетельствуют о том, что развитие местной деревянной архитектуры достигло большой высоты и было также обязано урокам архитектуры Греции. Последнее особенно ясно отражается в трактовке фронтонов, карнизов, в рельефной декорации цокольных частей и пр.
Большинство скальных гробниц имитируют высеченный в скале перед погребальной камерой фасад деревянного жилого дома, выступающий из поверхности скалы на толщину балки. Однако встречаются гробницы, в которых вырублены и боковые стены, выступающие на половину или на три четверти здания, например гробницы в Пинаре, Феллосе, Мире (табл. 112, фиг. 3 и 4). В таких случаях строители сносили всю окружающую часть скальной горы, оставляя лишь кубический объем, который обрабатывался под фасад и две боковые стены гробницы. Погребальная камера была устроена внутри скалы.
Эти гробницы имитируют каркасный деревянный дом, остов которого составлен из гладко отесанных, четырехугольных в сечении столбов и балок, соединенных между собой затяжками при помощи клиньев. В скале точно изображены «выступающие» примерно на 15 — 20 см концы поперечных балок. Закрытые дверные и оконные отверстия подражают в камне филенкам, а боковые стены—легкому сырцовому заполнению. Здание завершается сильно выступающей плоской крышей, поддерживающие балки и концы брусьев которой так же точно переданы в камне (табл. 112, фиг. 3 и 5). Встречаются и фронтоны двускатных крыш, а также арочные фронтоны, напоминающие перевернутый вверх килем корабль (гробница в Пинаре, гробница в Британском музее) (табл. 111, фиг. 6 и табл. 112, фиг. 2). Последняя форма чрезвычайно сильно напоминает фасады пещерных храмов в Индии. Обращают на себя внимание и входные отверстия («двери»), которые здесь, в отличие от Фригии и Пафлагонии, образуют прямоугольник, сильно вытянутый по вертикали.
Основной значение памятников Фригии и особенно Ликии заключается в том, что они сохранили для нас переведенные в камень формы и конструктивные приемы несохранившейся деревянной архитектуры этих стран — каркасный дом с двускатной крышей, образующей на узком фасаде фронтон, и каркасный дом с плоским перекрытием. Интересна архитектура этих стран и тем, что показывает связь между культурами Востока и Запада.