Мавзолей в Галикарнассе
Среди сооружений Галикарнасса особого внимания заслуживает гробница Мавзола (Мавзолей). Постройка была начата этим правителем и завершена после его смерти вдовой — Артемисией (ок. 353 года дон. э.). Строителями Мавзолея были архитекторы Пифей (или Пифий) и Сатир. Богатые скульптурные украшения исполнили лучшие скульпторы того времени: Скопас, Тимофей, Бриаксис и Леохар. Грандиозная гробница Мавзола считалась в древности одним из семи чудес света и стала нарицательным наименованием монументального надгробного сооружения (мавзолей).
Галикарнасский Мавзолей представлял в плане слегка вытянутый прямоугольник размером 66 x 77,5 м. Первый, цокольный этаж служил усыпальницей Мавзола и Артемисии. Квадровая кладка этого этажа увенчивалась сплошным рельефным фризом, над которым проходил карниз. Мавзолей имел три таких фриза, но их расположение точно не установлено.
Над первым этажом возвышалась колоннада второго яруса. Число колонн на различных реконструкциях не совпадает. Обычно принято считать, что на коротких сторонах было по девяти, а на более длинных по одиннадцати колонн ионического ордера. Форма капителей этих колонн повторяет старую ионическую традицию, но пропорции их изменены: вынос волют значительно меньше, а глазки их лишь слегка выступают за линию ствола колонны, что придает капители более компактный и сжатый облик (рис. 242, фиг. 4).
В интерколумниях второго яруса стояли мраморные статуи. Колонны поддерживали антаблемент с фризом, покрытым сплошными барельефами. Карниз имел ряд зубчиков. Если принять наличие в антаблементе фриза наряду с зубчиками, то это означает удвоение одного и того же элемента ордера, отвечавшего триглифно-метопному фризу дорики (т. е. концам балок потолочного перекрытия). Такое удвоение, не встречавшееся в ранних образцах ионического ордера, свидетельствует о некоторой утрате зодчим чувства тектоники и вместе с тем показывает на усиление интереса к декоративному эффекту, стремление придать зданию пышный, парадный облик. Над вторым ярусом возвышалась ступенчатая пирамида, служившая крышей Мавзолея. Ее очертания реконструируются по-разному. Между колоннами были расположены статуи львов, вверху находились колоссальные мраморные статуи Мавзола и Артемисии, стоявших в колеснице, запряженной четверкой коней (табл. 103, фиг. 1). У подножия грандиозного сооружения располагались статуи львов и скачущих всадников. Рельефные фризы, с изображением амазономахии, опоясывавшие Мавзолей, отличались напряженным движением и выразительной передачей бурного пафоса борьбы (табл. 103, фиг. 2, 3). За колоннадой второго яруса находилось обнесенное стеной прямоугольное помещение, предназначенное для культа героизированных покойников.
Потолок внутреннего помещения нижнего яруса, вероятно, поддерживали пятнадцать расположенных в три ряда столбов дорического стиля. В помещении второго яруса потолок, возможно, опирался также на пятнадцать коринфских колонн, стоявших в таком же порядке, как и столбы первого этажа. Так, в Мавзолее, как и в ряде других построек IV столетия, совмещались элементы всех трех ордеров. Более того, помимо чисто эллинских форм ионической колоннады, зодчие Мавзолея ввели ступенчатую пирамиду, свойственную архитектуре классического Востока, и высокий цокольный этаж, характерный для надгробных сооружений Малой Азии.
Развивая ту же композиционную схему, что книдская «Львиная гробница», галикарнасский Мавзолей превосходит последнюю в несколько раз своими размерами и далеко оставляет позади богатством и сложностью своей архитектуры. Будучи греческим памятником по ряду своих деталей (ордер, скульптура и т. д.), Мавзолей своими необычными размерами и назначением роднится с монументально-грандиозными гробницами древневосточных деспотий. Если монументальное эллинское зодчество имело основной задачей сооружение общественных зданий, удовлетворявших потребности граждан республиканского полиса, то Мавзолей, предназначенный служить не только надгробным памятником, но и местом заупокойного культа обожествленного правителя, в своем идейном содержании и художественном образе отражает переход от рабовладельческой демократии предшествующего периода к рабовладельческим монархиям восточного типа, — переход, получивший свое завершение в последующий, эллинистический период греческой истории.
Мавзолей, стоявший еще во всем великолепии в XII веке, был разрушен рыцарями-иоаннитами в начале XV века. В настоящее время мы располагаем лишь фрагментами архитектурных и скульптурных частей монумента Мавзола, которые недостаточны для исчерпывающей и не вызывающей сомнений реконструкции. Одна из последних реконструкций (1923 г.) дана на рис. 241; на рис. 242 представлены еще некоторые из многочисленных реконструкций разных авторов, опубликованные в различное время.
Среди ионических построек IV века до н. э. в Малой Азии, как и в предшествовавшем столетии, важное место занимали огромные псевдодиптеры, строительство которых растягивалось на многие десятилетия. К числу таких сооружений относится храм в Сардах.