Приена
Яркое представление о планировке и застройке небольшого эллинистического города дают развалины Приены (табл. 120, 121). Город был разбит на склоне горы во второй половине IV века до н. э.
Приена имела хорошо укрепленный природой акрополь, расположенный на скале высоко над городом. Внизу у подножья крутого ската раскинулся нижний город; общая разница в уровнях достигала 250 м, и связь с акрополем осуществлялась по крутой, высеченной в скале лестнице. Крепостная стена объединяла акрополь и город; она следовала рельефу местности и имела неправильный, ломаный контур. Несмотря на крутой уклон местности, город был разбит по «системе Гипподама»: восемь продольных улиц и шестнадцать поперечных разделяли его на небольшие прямоугольные равные кварталы. Крутое падение уровня, особенно в западной части города, привело к тому, что улицы, шедшие вдоль склона, были устроены в виде лестниц, обрамленных подпорными стенками (табл. 121, фиг. 2). Стены города хорошо сохранились. Образуемые ими зигзаги дали возможность уменьшить число крепостных башен. Кладка башен не связана с кладкой стен, чтобы при разрушении последних башни оставались в целости. Дороги из пригородов в Приену у самых городских ворот переходили в вымощенные пандусы. Главные, восточные ворота фланкировались двумя башнями, расположенными внутри стен, а проезды были перекрыты клинчатыми арками, датируемыми самым началом III в. до н. э.
Жилые кварталы города имели слегка вытянутую форму; их размер в среднем 47 x 35 м. Средняя ширина улиц равнялась 4,40 м, иногда меньше. Главная улица имела в ширину 7,36 м. Общественные здания обычно занимали площадь, кратную кварталам. Центр города находился в центре уличной сети города, где располагались агора и главные общественные здания. Для них были сооружены большие искусственные террасы. На верхней террасе, лежащей непосредственно под скалой акрополя, высилось святилище Деметры; на среднем ряде террас находились: храм Афины, театр, верхний гимнасий (табл. 121, фиг. 1 и 4); на нижней террасе — агора с примыкающим святилищем Зевса, экклесиастерием и пританеем; на южном склоне, у городских стен, располагались стадион и нижний гимнасий.
Храм Афины Полиады, построенный в IV веке до н. э. архитектором Пифеем, оставался и в эллинистическое время главным святилищем Приены (табл. 122; рис. 255—258). В течение III, II и I вв. до н. э. около него был воздвигнут целый ряд зданий. Площадка святилища Афины Полиады поддерживалась с востока и юга подпорными стенами (табл. 121, фиг. 3). Их мощная рустованная кладка, отчасти сохранившаяся, была выполнена искусно и тщательно. Узкие ряды чередуются с широкими, причем каждый пятый ряд выдвинут вперед из общей плоскости стены и имеет более выпуклый профиль. Высота рядов уменьшалась к верху стены.
Раскопками части теменоса обнаружены пропилон, сокровищница, ряд постаментов статуй, алтарь перед храмом и однонефная стоя. Большая часть этих построек относится ко II веку до н. э. Стоя, воздвигнутая над подпорной стеной святилища, открывалась на юг и имела тридцать две колонны дорического ордера.
Ионический пропилон был добавлен уже при Августе (30 год до н. э. — 14 год н, э.). Он сдвинут с оси площадки теменоса и носит черты снижения мастерства и огрубения вкуса, что нередко наблюдается в эпоху позднего эллинизма.
Алтарь храма Афины относится к тому же новому парадному типу, как и алтари Магнесии и Пергама, но он значительно скромнее по своим размерам (рис. 259).
Театр. К северо-востоку от святилища Афины находился театр, самое раннее из известных нам эллинистических каменных сооружений этого типа (рис. 260, табл. 124). Он был построен не сразу. Древнейшая часть относится еще к концу IV века, скена — к III веку до н. э., а проэдрии и каменный проскений — к началу II в. до н. э. Скена перестраивалась ок. 150 г. до н. э. (табл. 124, рис. 262) и в римское время.
Тыловая часть двухэтажной скены выходила непосредственно на улицу, прилегающую к театру с юга (рис. 261). Облицованные мрамором места для зрителей расположены, как обычно, по склону холма (рис. 263). Проэдрии (привилегированные места) располагались полукругом на самой орхестре и отделялись от других мест своими спинками и проходом. Проэдрии имелись и в средних рядах, что было связано, вероятно, с переносом сценического действия с орхестры на проскений; в проходе возвышались статуи на круглых базах; с западной стороны была клепсидра — водяные часы. Здесь еще хорошо заметны следы водопровода и кювета для отвода воды.
По главной оси театра на линии проэдриев стоял алтарь Диониса, который в более ранних постройках располагался посредине орхестры.
Мощная подпорная стена (аналемма) ограничивала по концам ряды мест для зрителей. Проскений имел десять поставленных на низкий цоколь столбов с невысокими полуколоннами. Сохранилась раскраска некоторых фрагментов проскения: капители полуколонн и тении архитрава были пурпурно-красные, триглифы — светлосиние, метопы и гейсон оставались белыми.
Глубина проскения равнялась 2,11 м, высота ордера 2,06 м. Такие малые размеры проскения подчеркивали значение человеческой фигуры (актеров) в действии. Двухэтажное здание скены было разделено поперечными стенами на три части, двери которых располагались по осям третьего, шестого и девятого интерколумниев. Остальные интерколумнии закрывались во время представления пинаками. Перед проскением стояли многочисленные статуи.
Агора. Центром общественной жизни Приены была агора — место торговли, народных собраний и празднеств. Размеры агоры равнялись 75,6 х 46,3 м. Распланированная по ионическому типу, она с трех сторон была окружена непрерывным дорическим портиком (рис. 264); с четвертой (северной) стороны ее замыкала «священная стоя», сооруженная несколько позднее. Южный портик агоры был однонефным, но средняя часть его южного крыла была двухнефной; торговые помещения здесь отсутствовали. Наружные интерколумнии южного портика на протяжении двух третей его длины были заложены стеной на высоту более человеческого роста для защиты от холодных северных ветров; верхняя часть интерколумниев оставалась открытой. Внутренние колонны совсем не имели каннелюр, внешние — были каннелированы только у шейки капители. Наружный ордер завершался дорическим антаблементом с триглифным фризом. Северо-восточный вход на агору в начале II в. до н. э. был перекрыт аркой — первой известной нам декоративной аркой в античном зодчестве (рис. 265). Юго-восточный вход также был перекрыт аркой, но более простой формы (рис. 266). Площадь рынка отделялась от улицы рядом алтарей и статуй; с западной стороны к агоре примыкал рынок съестных припасов — небольшая площадь, ограниченная лавками.
С севера агора замыкалась «священной стоей» («Иера стоа»), имевшей в глубину 11,8 м. Она была сооружена около 150 г. до н. э. и представляла собою сорокадевятиколонную двухнефную галерею протяжением 115,14 м (рис. 267 и 268). Наружные дорические колонны были каннелированы. Абаки капителей завершались небольшими выступающими обломами (карнизами), а эхины подчеркивались тремя ремешками. Триглифы увенчивались маленьким каблучком и имели четырехгранные врезы; под гейсоном шел ряд сухариков (смешение ионических и дорических элементов). Карниз увенчивался симой с львиными головами и богатой порезкой (табл. 125).
Внутренние колонны (в количестве двадцати четырех) были ионического ордера; они стояли на базах аттического типа (с плинтами). Такие базы во второй половине II века до н. э. появляются в зодчестве Малой Азии. Стволы колонн на протяжении нижней трети высоты оставались гладкими, чтобы тонкие ребра каннелюр не отбивались в рыночной сутолоке. Конструкция двухскатной крыши оставалась открытой, о чем свидетельствует большая высота ионических колонн, достигавших непосредственно до конькового прогона. Священная стоя была своего рода почетным архивом города; на ее стенах и стоявших здесь стелах были записаны важнейшие постановления. Они сохранились и свидетельствуют о жизни города в промежутке между 130—50 годами до н. э. Так, большие надписи говорят о том, что галерея служила для пиршеств, которые устраивали городские чиновники для своих сограждан.
С северной стороны вдоль большей части стой располагались в ряд 15 комнат; три из них (вторая, девятая и последняя) были открыты и представляли собою экседры, со стенами, облицованными мрамором (в отличие от прочих — оштукатуренных); вдоль стен в экседрах стояли скамьи, мраморные ножки которых сохранились. К восточной части стой примыкали Экклесиастерий и Пританей.
Экклесиастерий и Пританей. Экклесиастерий — здание для народных собраний — в плане приближался к квадрату (рис. 269; табл. 123).
Места заседающих располагались не по кривой, как в театре, а вдоль трех стен в форме буквы «П»; две узкие лесенки, рассчитанные на проход одного человека, располагались по диагоналям зала, другие — вдоль аналеммы. Количество рядов мест в средней части было 16, а на боковых сторонах — 10; общее число мест достигало 640.
В середине зала, в центре прямоугольной площадки, стоял мраморный алтарь, украшенный порезкой. В южной стене зала, против алтаря, находилось полуциркульное окно, перекрытое клинчатой аркой. Цоколь выступал наружу по всей ширине проема, образуя плоскую, открытую сверху нишу с невысокими стенами и каменной скамьей внизу (рис. 271 и табл. 123, фиг. 2).
Зал был перекрыт деревянными стропилами; для сокращения пролета вдоль стен были поставлены столбы. Все же размер пролета велик и, возможно, указывает на применение висячих стропил, по-видимому, изобретенных в эту эпоху (рис. 270).
Подъем верхних мест с северной стороны был рассчитан так, что со стороны улицы Афины можно было войти прямо на верхние места зала. В переулке, с западной стороны, тоже имелся вход на верхние места. С юга, на самом нижнем уровне, здание имело два входа из священной стой, расположенных по сторонам упомянутой ниши (рис. 271). Экклесиастерий был сооружен в самом конце III века до н. э.
Рядом с Экклесиастерием располагался Пританей— дом городских властей, служивший для приема и угощения почетных гостей города (рис. 272). Приенский Пританей, являющийся лучшим примером зданий этого рода, в основном повторял формы обычного жилого дома; в нем можно различить остатки «общественного очага», в котором некогда горел неугасавший огонь.
Святилище Зевса примыкало к восточной стороне агоры, располагаясь непосредственно за обрамлявшим ее портиком. Маленький ионический храм Зевса размерами прибл. 12х7 м, сооруженный в IV—III в. до н. э., стоял посредине двора. По двум сторонам двора стояли колоннады (табл. 125, фиг. 1, 2; рис. 273).
Гимнасий. В Приене было два гимнасия, перестроенных в римскую эпоху. Лучше сохранился нижний гимнасий, площадка которого поддерживалась мощными подпорными стенами (рис. 274). Гимнасий состоял из палестры, — почти квадратного двора, окруженного колоннадами дорического ордера; за северным двухнефным портиком помещались три малых и одна большая комната, а также экседра, называемая эфебеем (рис. 275; табл. 120, 121, фиг. 4).
Экседра отделялась двумя большими ионическими колоннами в антах, поддерживавшими антаблемент с зубчиками и фризом, декорированным букраниями.
Верхняя часть стен экседры была обработана полуколоннами, вероятно, коринфского ордера. Они стояли на высоком цоколе и увенчивались богатым карнизом с зубчиками (В прежних реконструкциях колоннада на задней стене эфебея дополнялась большой аркой, будто бы опиравшейся на эти полуколонны. Новейшие исследования показали, однако, что арки там не было и что средний интерколумний не был шире остальных). Профилировка и рельефы верхней части высекались из камня, причем все наиболее тонкие части архитектурных элементов выполнялись в штукатурке.
Хорошо сохранился лутрон — умывальная комната (табл. 126, фиг. 2, 3). Вдоль нижней части ее стен проходил желоб, доставлявший чистую воду; он имел форму большого гуська с львиными головами, из которых вытекала струя; под ними размещались высеченные из камня корытообразные раковины. Вода непрерывно текла в эти три корыта, откуда она отводилась наружу за пределы гимнасия по каменным желобам. В полу лутрона имелись две довольно плоские ванны, к которым подводилась вода. Эти ванны, по-видимому, служили для мытья ног. Нижние части стен были облицованы мрамором, а верхние — оштукатурены. Полы вымощены мелким камнем.
Из восточной части палестры шел проход на площадку перед восьмиколонным портиком стадия (табл. 121). Приенский стадий построен только в конце II века до н. э. Его особенность — одностороннее расположение зрительных мест по склону. Скамьи для сиденья были облицованы мрамором. Беговая дорожка длиною в 190 м отделялась от них низкой стенкой.
Жилые дома. В Приене хорошо сохранились жилые кварталы. Каждый жилой квартал обычно .делился на четыре владения — дома. Регулярная кладка применялась на фасадных сторонах богатых домов. Иногда верхняя часть стен выкладывалась из сырцовых кирпичей.
Среди жилых домов обычного типа с простыми мощеными двориками выделяются немногочисленные богатые дома с перистилями· Более ранний тип в основе своей композиции сходен с древним мегароном, о котором напоминало его ядро, состоявшее из простады: простильного или антового портика и за ним главного помещения. Другой, более развитый тип жилого дома характеризуется четырехсторонним перистилем. Оба типичных варианта приенских жилищ можно проследить на доме № XXXIII («дом патриция»), первоначально являвшемся прекрасным примером простадного типа; затем он был объединен с соседним домом, а двор его обращен в перистиль (рис. 276; табл. 126, фиг. 1).
Но и в этой, более законченной поздней форме ясно выделяется северная, «мегаронная» часть дома, имевшая трехколонный портик в антах с колоннами значительно большего диаметра, чем на других трех сторонах перистильного двора.
Можно думать, что в Приене дома были большей частью двухэтажными; об этом говорят сохранившиеся кое-где следы лестниц; аналогичные примеры на о. Делосе подкрепляют это предположение.
С внутренней стороны стены штукатурились. В богатых домах Приены и других городов (Афин, Делоса, Пергама) отделка нижней части стен имитировала мраморную облицовку часто только живописными средствами, как это было уже в Олинфе; иногда квадры этой декорации имели небольшой рельеф. Стена нередко венчалась карнизом с сухариками и дорическим фризом, выполненным в рельефе. Дверные коробки делались из дерева и укреплялись в цокольных камнях. Двери обычно были двухстворчатые и вращались на бронзовых подпятниках, пороги — мраморные, полы — большей частью глинобитные. Окна имели очень малые размеры и обычно располагались высоко над полом. Их проемы часто защищались решетками из обожженной глины. Воздух и свет проникали в помещение главным образом из дворика, в силу чего дома имели замкнутый характер. Крыши покрывались глиняной черепицей.
Санитарное благоустройство стояло на высоком уровне, дома имели уборные с каменными стоками. Город щедро снабжался водой.
Таким образом, развалины Приены дают яркую картину эллинистического города с регулярной планировкой. Его общественные здания выделялись своими мраморными колоннадами на фоне скромной, единообразной застройки жилых кварталов. Этот скромный архитектурный фон из глухих, суровых стен жилых домов, часто обработанных рустами, лишь изредка оживлялся в некоторых местах маленькой нишей фонтана. Рельеф местности, умело учтенный при застройке, придавал особую живописность всему ансамблю.