Мальцев С. В. Политика через репортажи и интервью Проблема Карабаха: есть ли выход из тупика?
(Репортаж передан на зарубежные страны по радиостанции «Мир и Прогресс» 30.03.1991 г.)
ДИКТОР: Нагорный Карабах – автономная территория в составе Советского Азербайджана, большинство населения которой составляют армяне, остается более двух лет «горячей точкой» Советского Союза. Здесь завязан узел проблем, затрагивающих не только население Нагорного Карабаха, но также Азербайджана, Армении и Союза в целом. Отсюда покатилась лавина национальных конфликтов, сотрясающих страну. Отсюда началась «война законов» и «парад суверенитетов».
Но, как возникла проблема? Имела хождение версия о том, что конфликт в Нагорном Карабахе и вокруг него спровоцировали силы вчерашнего дня – воротилы местной теневой экономики, рвущиеся к власти, и подыгрывающие им партократы. Они, дескать, почувствовали в перестройке угрозу своему существованию. Теперь говорят, что сторонники этой версии явно недооценили сложную природу межнациональных отношений в Закавказье, взаимосвязь национальных и социальных факторов. Как бы то ни было, на волне конфликта произошли радикальные перемены в общественно-политической жизни Азербайджана и Армении, сам же конфликт не угасает.
Многих людей волнует вопрос: есть ли выход из тупика конфликта в Нагорном Карабахе? В поисках ответа на этот вопрос наш корреспондент пришел 15 марта этого года в постпредство Республики Армения в Москве, где была организована пресс-конференция председателя Совета министров республики Вазгена Манукяна для советских и зарубежных журналистов. Вот его рассказ о пресс-конференции, которому предпосылается (sic!) несколько предварительных замечаний.
ДИКТОР II: Прежде чем познакомить слушателей с позицией Армении по проблеме Нагорного Карабаха, я хотел бы сказать следующее. Наша радиостанция уже передавала в эфир репортаж с пресс-конференции, посвященной этой проблеме, в постпредстве Азербайджана и организованной вскоре после трагических событий в Баку в январе 1990 года. Мне кажется, что высказанная тогда азербайджанской стороной оценка причин конфликта в Нагорном Карабахе и сегодня составляет фундамент позиции Азербайджана. А оценка состоит в том, что карабахский конфликт буквально с первых дней начал разрастаться, чему в немалой степени способствовала неопределенная позиция Центра по этой проблеме. Несмотря на неоднократные обращения руководства Азербайджана, различных общественных организаций республики, центральная власть, по мнению азербайджанской стороны, не проводила в этом вопросе твердой линии, соответствующей духу и букве Конституции, что, в конечном счете, привело к резкому обострению ситуации.
Теперь настала очередь познакомить слушателей с тем, как видит карабахскую проблему армянская сторона. Вот что сказал по этому поводу Вазген Манукян:
(пленка)
МАНУКЯН: Здесь важно обратить внимание на суть карабахской проблемы. Она возникла бы даже в том случае, если бы не существовало бы Республики Армения. Карабахская проблема – это движение народа, который, исходя из принципов самоопределения, хочет самостоятельно решать свою судьбу. Так как там живут наши соотечественники, мы беспокоимся за их судьбу. Мы не хотим, чтобы их жизням и имуществу угрожала опасность. Мы хотим, чтобы там развивалась экономика. Но карабахскую проблему все же должен решать сам карабахский народ.
ДИКТОР: Такая постановка вопроса, на мой взгляд, довольно реалистична. Особенно, если учесть, что азербайджанцы составляют значительную часть карабахского народа. Тут важно исходить из реальностей, отметил в недавнем обращении к народу Азербайджана и жителям Нагорного Карабаха президент СССР Михаил Горбачев. Нагорно-Карабахская автономная область, - подчеркнул он, - неотъемлемая часть Азербайджана. Здесь действует Конституция СССР и Азербайджанской республики, вместе живут и трудятся армяне и азербайджанцы. Так распорядилась история. И от этого никуда не уйдешь. А это означает, что надо, как можно быстрее, вернуть жизнь в нормальное русло. И начать с проведения демократических выборов, формирования законных органов власти.
Но вот как отнеслась к этому обращению армянская сторона. У микрофона – Вазген Манукян:
(пленка)
МАНУКЯН: По-моему, это обращение имеет конъюнктурный оттенок. Он связан с тем, что Центру нужно было вырвать у Азербайджана больше голосов в ходе референдума по вопросу сохранения Союза. Ведь в Азербайджане проходили забастовки. Некоторая часть азербайджанского народа была против того, чтобы Азербайджан участвовал в референдуме 17 марта. С другой стороны, в обращении содержится призыв к выборам. Но ведь не Азербайджан принял решение о ликвидации местной власти в Карабахе. Это сделал Центр. Естественно, было бы ожидать, что Центр восстановит местную власть и поручит ей проведение выборов в местные Советы.
ДИКТОР II: Я не думаю, чтобы призыв президента СССР к национальному согласию и выборам законных органов власти в Карабахе носил конъюнктурный характер. Без этого невозможно решение проблемы. Что касается введения режима чрезвычайного положения в Карабахе, то всем очевидно, что это – вынужденная мера. Все же полагаю, что последние два года не прошли даром для сторон, вовлеченных в кризис. В течение этого периода сузилась сфера деятельности сил, стремящихся использовать карабахскую проблему в качестве козырной карты политической игры. В позициях разных сторон появились ростки реализма, позволяющие надеяться на выход из тупика. И это нашло отражение в ходе пресс-конференции председателя Совета министров Армении. Во всяком случае, он не поддался на попытки отдельных представителей СМИ, претендующих на звание «демократических», превратить карабахскую проблему в объект политических спекуляций. Вот, например, его ответ на вопрос о том, будет ли требовать Армения присоединения Карабаха в случае выхода из Союза:
(пленка)
МАНУКЯН: Вопрос, связанный с Карабахом, относится к компетенции Верховного Совета Армении. Но, по-моему, так вопрос ставиться не будет. Мы неоднократно разъясняли свою позицию на встречах с представителями Азербайджана и Центра. Мы хотим, чтобы в Карабахе была восстановлена местная власть, чтобы жители Карабаха пользовались теми же правами и свободами, что и жители других автономных образований. Вот цель, которую мы считаем реальной, и к которой стремимся.
.
Понравилась статья? Отправьте автору вознаграждение: