Пропилеи
Единственный удобный доступ на Акрополь был с юго-западной стороны. Здесь, в верхней части склона, как мы уже упоминали, в VI веке находились Пропилеи (Пропилеи, равно как и целый ряд других памятников античного зодчества, были детально изучены и обмерены русским архитектором С. А. Ивановым («Архитектурные исследования» 1892 г.)) сооруженные при Пизистратидах и разрушенные персами в 480 году до н. э.
В ансамбле Акрополя, задуманном при Перикле, новые Пропилеи играли очень важную роль. Их постройка была произведена под руководством архитектора Мнесикла в 437—432 годах до н. э.
В течение этого времени была израсходована огромная сумма — в 2012 талантов золотом; очень большая стоимость работ, видимо, была вызвана исключительной тщательностью отделки.
Пропилеи представляют своеобразнейшее произведение эллинского зодчества. Материалом для них послужил, как и для Парфенона, пентелийский мрамор. Пологая крыша была сделана из мраморных плит («черепиц») особенной белизны, как это отметил Павсаний (1, 22, 4).
Центральная часть Пропилеев Мнесикла является дальнейшим развитием типа торжественного входа в святилище, встречавшегося уже в Трое и Тиринфе. В своей основе — это проход, образуемый двумя массивными отрезками стен, заканчивающимися мощными антами с колоннами между ними (рис. 118).
На каждом из торцовых фасадов стоят шесть дорических колонн. Внутри поперечная стена делит здание на два портика неравной глубины (глубина внешнего, или западного, составляет 16,52 м, глубина восточного, выходящего внутрь Акрополя, 7,36 м). По своим внешним пропорциям оба портика были одинаковы, но вследствие разницы уровней крыша восточной части была выше, и, таким образом, здание имело вид двух самостоятельных портиков, прислоненных друг к другу задней стороной. Это обстоятельство, однако, почти незаметно благодаря тому, что с запада Пропилеи видны только снизу и крыша более высокого — восточного— портика невидима (табл. 46, фиг. 1).
Западный портик поддерживается субструкцией, сложенной из плит. Он стоит на верхней площадке четырехступенной лестницы. В среднем интерколумнии лестница разрезана пандусом, проходящим через все здание внутрь Акрополя. По его сторонам в западном портике стоят шесть ионических колонн, поддерживающих потолок Пропилеев.
Восточный портик стоит на уровне западного края площадки Акрополя (табл. 46, фиг. 2). Разница в уровне пола между западным и восточным портиком составляет 1,43 My поэтому внутри Пропилеев устроены пять довольно крутых ступеней (0,32 — 0,27 м) (рис. 119). Вдоль стен западной части Пропилеев были расположены скамьи. Следы их на полу и стенах показывают, что ширина их составляла 0,55 м и высота — 0,38 м. Поперечная стена массивной кладки, разделявшая Пропилеи, имела пять проемов разной высоты и ширины. Центральный проход, через который шел пандус, обрамленный ионическими колоннами, был предназначен для прохода (Лестница, поднимающаяся к Пропилеям, сооружена в позднейшее время) жертвенных животных; он был шириной в 4,18 м и высотой 7,37 м, соответственные размеры соседних проемов — 2,92 х 5,47 м и крайних — всего лишь 1,47 х 3,44 м. Для облегчения перекрытия среднего проема вверху поперечной стены устроено отверстие (Отверстие было скрыто от наблюдателя, так как располагалось выше потолка восточного портика. Подобные отверстия для облегчения кладки были в храме Конкордии в Акраганте). Расстановка колонн на фасадах была неравномерной. Среднему интерколумнию, для свободного проезда в Акрополь, была придана большая ширина (3,85 м), что вызвало необычную длину блоков архитрава (5,43 м) над ним.
Фриз над центральным интерколумнием восточного портика, вмещавший, вследствие большой ширины пролета, два триглифа (вместо обычного одного), был своеобразно сконструирован для уменьшения нагрузки архитрава. Большие блоки, составляющие фриз, располагались таким образом, что не весь их вес воспринимался архитравной балкой. Концы блока, уложенного над колонной, работали как консоли, и нагрузка от этого блока передавалась непосредственно самой опоре (Так же, как в храме Деметры в Посейдонии, блоки фриза опирались на архитрав лишь над колоннами). Триглифы были врезаны в лицевую поверхность блоков, закрывшая швы между ними. Вероятно, так же был перекрыт центральный интерколумний западного портика. Ширина боковых интерколумниев 1,80 м. В обычное время средний проход запирался решетчатой двухстворной дверью из бронзы, следы от которой сохранились на плитах пола восточного портика.
Центральная часть Пропилеев строго симметрична, но крылья, примыкающие к ней с южной и северной стороны, совершенно различны и по композиции и по размерам, что делает сооружение в целом асимметричным. Северное крыло, значительно большее по площади и протяжению фасада, состоит из большого, почти квадратного зала (10,76 х 8,96 м), когда-то украшенного картинами — так называемой Пинакотеки. Перед нею находился неглубокий (3,92 м) портик, отделенный от зала стеной с дверным проемом (4,5 м высотой и 2,35 м шириной) и двумя окнами. Три дорические колонны (меньших размеров, чем на главном фасаде) стоят между двумя антами, расположенными под прямым углом один к другому. При этом крайняя восточная колонна поставлена на одной линии с колоннадой главного портика. Так осуществлена здесь трудная задача связать главный фасад с фасадом пристройки и соединить две колоннады с разными размерами ордера.
Портик противолежащего южного крыла немного глубже (5,12 х 8,23 м), но он не имеет позади дополнительного помещения и значительно меньше северного по площади. С запада он не ограничивается глухой стеной, как северный портик, но имеет открытый проем с аттическим столбом посредине. Ступени лестницы западного портика на концах поворачивают под портиками крыльев, заканчиваясь двумя мощными столбами. Южный столб врезается в ступени узкой лестницы Пиргоса. Эти столбы, облицованные мраморными плитами, служили постаментом для двух конных статуй Диоскуров, отлитых из бронзы Ликием, сыном скульптора Мирона.
Мощный дорический портик западного фасада, с ордером, очень близким к ордеру в Парфеноне, увенчанный лишенным скульптур фронтоном и фланкированный двумя бронзовыми конными статуями, отвечал характеру этих торжественных ворот, еще недавно перед тем имевших настоящее оборонное значение. Величественность их облика еще усиливалась обращенной к зрителю глухой стеной северного крыла и тяжелым массивом Пиргоса с юга.
Высота колонн восточного портика — от 8,53 до 8,57 м, что составляет 5,48 нижнего диаметра. Центральные колонны немного выше, так как стилобат в обоих портиках горизонтальный, а антаблемент имеет курватуру, подъем которой достигает в центре 4 см. Высота колонн западного портика несколько больше. Она достигает 8,81 м, включая 0,702 м высоты капители.
Нижний диаметр колонн — 1,558 м, верхний— 1,216 м, что дает утонение в 0,045 м на 1 пог. м ствола. Энтазис выражен несколько сильнее, чем в Парфеноне.
Каннелюры имеют острые просвечивающие ребра. Число их, обычное для дорики, — двадцать.
В 1910—18 гг. в восточном портике были полностью восстановлены колонны и антаблемент, а также часть фронтона. Антаблемент Пропилеев отличается относительно легким карнизом (его пропорции 10 : 10,9 : 3,05). Отношение высоты антаблемента к высоте колонны—1:3,12, близкое к соотношению в Парфеноне (рис. 120). Ордер боковых крыльев Пропилеев, значительно меньший по абсолютным размерам, близок по формам и пропорциям к ордеру фасадов. Высота колонн в крыльях составляет 5,85 м, при высоте капители, равной 0,50 м. Нижний диаметр этих колонн — 1,065, верхний диаметр 0,826 м.
В противоположность суровому наружному облику Пропилеев, их внутренняя архитектура носила праздничный, нарядный характер. Шесть стройных ионических колонн поддерживали потолок; это — первый доступный нам пример применения ионического ордера в интерьере дорической снаружи постройки, ибо ионические колонны Парфенона не сохранились. Высота этих колонн—10,25 м, включая базу (0,45 м) и капитель (0,70 м). Диаметр ствола у базы— 1,035 м, верхний — 0,881 м. Таким образом, пропорции составляют около 10 D, что позволяет отнести их к наиболее легким в ионике этого времени. Число каннелюр обычное — 24; между ними широкие дорожки. Базы — ранний пример аттического типа — имеют слегка коническую форму и состоят из двух больших валов, разделенных выкружкой и полочками. Верхний из них профилирован горизонтальными каннелюрами, нижний гладкий. Они стоят на круглом плинте, вырубленном из одного куска мрамора с плитами пола.
Капители поражают зрелостью и совершенством форм. Их невысокий эхин украшен порезкой овами. Спирали волют, очерченные двойным валиком, заканчиваются выпуклым глазком, лежащим несколько ниже верхней линии эхина. В уголках их небольшие, не заходящие на эхин пальметты. Упругая подтянутая подушка, с боковых сторон связанная тройным поясом с каннелюрами, обращена лицевой стороной к проходу (табл. 47; рис. 121). Занимая промежуточное положение между капителями храма Ники, сохраняющего некоторые черты архаизма, и изысканными капителями Эрехфейона, они не имеют себе равных по совершенству линий во всей эллинской архитектуре.
Архитравы над ионическими колоннами расчленены на три фасции и, возможно, усиливались железными брусьями, благодаря которым вес поперечных балочек не воспринимался серединой архитрава, но передавался в стороны, ближе к его опорам; на существование этой конструкции указывают борозды по верху архитрава, со следами ржавчины. Софиты потолка были расписаны золотыми звездами по синему фону (табл. 46, фиг. 1).
Важную особенность декора Пропилеев составляет применение для порогов, некоторых ступеней и других деталей элевсинского темного камня, контрастировавшего с белым мрамором.
Мнесикл, видимо, принадлежал к кругу афинских архитекторов и, возможно, испытал влияние Иктина. Это заметно в формах и пропорциях Пропилеев.
Общность архитектурных приемов в Пропилеях и Парфеноне наглядно проявляется в широком применении в Пропилеях курватур, энтазиса, наклонов и других отклонений от сухой регулярности. Так, утолщенные по сравнению со стенами анты центрального прохода наклонены вперед на 66 мм, лобовая часть гейсона — на 14 мм. Колонны фасадных портиков, обладающие значительным энтазисом, наклонены внутрь на 76,4 мм, а угловые имеют наклон по диагонали. Антаблемент наклонен внутрь и имеет курватуру. Таким образом, в Пропилеях, как и в Парфеноне, почти нет прямых линий и вертикально расположенных плоскостей.
Выстроенные на месте древних крепостных ворот и предназначенные служить парадным входом, — Пропилеи имеют более тяжелые пропорции и сдержаннее по декору.
Важной особенностью «Пропилеев является их асимметричная композиция.
Реконструкция Бона и Дерпфельда предполагает, что первоначальный проект Мнесикла включал еще два больших зала с девятиколонными портиками, которые должны были располагаться по бокам восточного портика, а также дополнительное помещение за южным крылом, с открытой колоннадой из четырех колонн вместо западной стены, равное по размерам Пинакотеке северного крыла. Это предположение основывается на устройстве антов на северо-восточном и юго-восточном углах, имеющих две лицевые стороны, обращенные к колоннаде восточного портика и под прямым углом к ней, а также на сохранившемся анте стены в северо-восточном углу Пинакотеки.
Если считать асимметричность композиции Пропилеев вынужденной, то особенно интересно искусство, с которым зодчий достиг уравновешенности композиции: в натуре отсутствуют части, имевшие для симметрии наименьшее значение. Основное в Пропилеях — западный фасад; уменьшение размеров его южного крыла, все равно заслоненного храмом Ники, не могло многого изменить. Уравновешенность взамен симметрии фасада была, видимо, предусмотрена архитектором независимо от последовавшего изменения проекта.
Асимметричность Пропилеев объясняют и тем, что здание не было достроено из-за начавшейся Пелопоннесской войны, а также ввиду сопротивления жрецов двух святилищ — Афины-Ники и Артемиды Бравронии, участки которых урезались бы при возведении полностью южного крыла Пропилеев.
Однако это предположение не имеет достаточных оснований. Пропилеи сооружались с учетом храма Ники, стоявшего на Пиргосе, и это должно было побудить Мнесикла уменьшить размеры южного крыла здания. Соединяя храм Ники на Пиргосе в одно целое с фасадом Пропилеев, Мнесикл вводит в композицию массы, соответствующие северному крылу, с его тяжелой стеной сплошной кладки. Как показал Шуази, с приближением к подъему западного склона углы между линиями, направленными в крайние точки Пинакотеки и храма Ники, и главной осью фасада в точности равны. Архитектор достиг этим зрительного равновесия сторон. Высоко поднятому храму Ники, вероятно, соответствовала стоявшая слева большая статуя, пьедестал которой в римскую эпоху был использован для фигуры Агриппы.
Пропилеи получили у древних самую высокую оценку. По словам историка Фукидида, современники считали Пропилеи самым прославленным сооружением Акрополя. Литературные источники говорят о них даже чаще, чем о Парфеноне. Постройка их вызвала вскоре (ряд подражаний (пропилоны священного участка храма Афины на мысе Сунион, в Элевсине и др.). Свою славу Пропилеи сохраняли и в римскую эпоху.