Новости истории

05.02.2020
В результате деятельности черных археологов, охотящихся за сокровищами генерала Ямаситы, на филиппинском острове Панай увеличился риск оползней.

подробнее...

03.02.2020
При строительстве автомагистрали в Восточной Чехии обнаружен древний колодец, которому больше 7,5 тысяч лет. Это древнейшее из достоверно датированных деревянных сооружений в мире.

подробнее...

01.02.2020
Еще одна находка из трюма затонувшего в XVII в. голландского судна. На этот раз фрагмент шелкового ковра.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 
 
Сообщество читателей. Обсуждение книг и фильмов

Становление и развитие библиотек в России

Древнерусские рукописные книги и первопечатные славянские книги – важнейшая часть культурного достояния России, славянских народов и всего мира. Эти книги уникальны и неповторимы.
Впервые слово “библиотека” встречается в знаменитой “Геннадиевской библии”, которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце XV века. Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: “книжный дом”. Второй раз термин встречается в начале XVII века в Соловецкой летописи, которая сообщала: “Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки”. 
Что же касается первого летописного указания на библиотеки, то оно относится к 1037 году, когда Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами. 
Все рукописные книги, а их называли еще “источниками мудрости”, “реками, наполняющими вселенную”, “утешением в печали”, ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала – пергамента и переписывались вручную . Специальные художники украшали их вязью, вырисовывали буквицы золотом. А потому иметь их могли лишь правители да вельможи, а со временем стали заводить у себя богатые монастыри.
В монастырских библиотеках создавались летописи, переписывались и переводились книги, организовывалось их хранение и распространение.
Создание монастырских библиотек тесным образом связано с историей монастырей, которые в период средневековья были экономическими, политическими и культурными центрами, а, следовательно, играли важную роль в развитии русской культуры и просвещения. История монастырских библиотек – составная часть духовной культуры и, прежде всего, книжной культуры русского средневековья. Книга донесла до нас сведения об уровне общественного развития в целом и о его особенностях в определенный хронологический период.
На территории России (в границах 1913 г.) пиктографическая письменность известна с VI—IV тысячелетия до н. э. (район Каменная Могила под Мелитополем, Приазовье). Она является старейшей из всех известных в мире. Считавшиеся самыми ранними клинописные таблички из библиотеки г. Сиппара (государство шумеров) появились двумя тысячелетиями позже. Впоследствии (с VI в. до н. э.) на территории современной Кубани, Приазовья и Причерноморья была представлена древнегреческая письменность.
Графические изображения звездного небосвода, лунно-солнечных календарей и другие астрономические сведения, относящиеся к III тысячелетию до н. э., имеются на скалах Армянского нагорья. В конце II – начале I тысячелетия, практически одновременно с другими общемировыми центрами цивилизации, появилась письменность у древних армян (урарту), наиболее ранние клинописные таблички датируются IX в. до н. э. 
Начало собственно библиотечной истории можно отнести к VI–V вв. до н. э. Имеются документированные сведения, что в это время функционировали библиотеки в зороастрийских монастырях (оташкада) на территории современного Таджикистана.
В Хрезме в начале нашей эры создание рукописных книг, центров их хранения и использования связано с религиозно-философским течением Мани. В I в. до н. э. имелись библиотеки-архивы при дворе армянских царей. С принятием Арменией христианства (301 г.) появляются храмовые библиотеки, с утверждением армянского алфавита (405 г.) возникают и собираются книги на армянском языке, в V в. основан и до сих пор существует Матенадаран – центр пергаменных рукописей.
К VI–VIII вв. относится создание первых книг на территории современной Тувы. Носителями служили камень (четырехгранные каменные столбы с высеченными древнетюркскими руническими письменами), береста, дерево, кожа, китайская бумага. Предположительно в это время имелись библиотеки на территории современной Бурятии, на Дальнем Востоке. В 1037 г. Ярослав Мудрый основал библиотеку в Киеве при Софийском соборе. В дальнейшем библиотеки создавались преимущественно в монастырях, имелись они у князей, бояр, церковных деятелей и других богатых людей.
По-видимому, в некоторых библиотеках, наряду с церковными каноническими, т.е. “истинными” книгами, находились апокрифические, т.е. “ложные”, “отречённые” сочинения, с распространением которых боролась христианская церковь. Большое место в фондах древнерусских библиотек занимала оригинальная древнерусская литература, древнейшие русские летописные своды, государственные документы, юридические памятники. Среди них в первую очередь должны быть названы:  “Слово о законе и благодати”  митрополита Илариона,  ”Поучение Владимира Мономаха”,  ”Сказание о Борисе и Глебе”, поучения Феодосия Печорского и проповеди новгородского епископа Луки Жидяти. Из произведений 18 века в библиотеке хранились проповеди Кирилла Тгуровского, знаменитое ”Слово о полку Игореве” и другие сочинения. 
Этим кратким перечнем сохранившихся до нашего времени древнерусских оригинальных произведений, разумеется, далеко не исчерпывается состав книжного фонда библиотек. Подавляющее большинство книг было уничтожено во время войн, феодальных набегов татаро-монгольских захватчиков на Русскую землю. В летописях и других исторических источниках приводятся многочисленные сведения о расхищении и ограблении городов, церковных соборов и монастырей, о пожарах и стихийных бедствиях. Всё это сопровождалось гибелью и уничтожением культурных ценностей и памятников древнерусской письменности.
Библиотеки крупных монастырей донесли до нас книжное наследие XI–XIII веков. Книжные фонды в монастырях, достигавшие сотен томов, превращали их в местные центры просвещения и культуры Русского государства. Само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой Геннадиевской Библии, переведенной и переписанной в Новгороде в самом конце XV века. 
Термин «библиотека» для русских людей в то время был непривычен и малопонятен, поэтому переводчик этого термина вынужден был прибегнуть к его пояснению на полях и написать «книжный дом». Помещения для книг чаще всего называли «книгохранительницами». Этот термин продержался в различных вариантах чуть ли не до Отечественной войны 1812 г. Иногда употреблялось слово «палата» .
Студийский монашеский устав, принятый монахами Киево-Печерского монастыря в XI веке, предписывал иметь в монастырях библиотеки, а для хранения книг рекомендовалось выделять специального человека – библиотекаря. Братия по его распоряжению должна была являться в определенные часы для чтения книг. Монастырские книгохранилища – это старейшие русские библиотеки. В старину их называли "книгохранительные палаты". На протяжении ряда столетий (до XVII в.) в монастырских и церковных библиотеках был сосредоточен почти весь книжный фонд страны. Составлялись эти библиотеки в течение длительного времени, постепенно, подобно тому, как строились на Руси сами монастыри. 
Истоки книжной традиции в среде духовенства восходят к глубокому прошлому. Естественными центрами книжности первоначально являлись монастыри, соборные и приходские храмы. Известно, что основатели многих монастырей были профессиональными книгописцами, либо любителями книги. Долгое время монастыри были основными очагами духовного просвещения народа и крупными центрами концентрации книг . Поэтому и книжная традиция складывалась применительно к запросам духовенства. Это способствовало длительному сохранению интереса к духовному и религиозно-учительному чтению в обществе.
Обязательным атрибутом любой церкви и монастыря являлось наличие книжных собраний, необходимых для ведения службы, но они входили в ризничную, так как представляли особую материальную ценность. Кроме того, были еще книги, составлявшие особые коллекции, отношение к которым было как к кладезям мудрости. Для их появления необходимо было соединение следующих условий: старинное церковное здание, избежавшее пожаров; удобные пути сообщения с центрами православия, издательствами и книжными лавками. 
Немаловажную роль играл начитанный священник, интересующийся книгой, который занимался не только комплектованием церковной или монастырской библиотеки, но и собирал книги для личного пользования, т.е. создавал личную библиотеку. Крупные книжные комплексы личных библиотек духовенства не были стабильными. О значительном числе личных библиотек духовенства имеются лишь краткие упоминания.
Развитию библиотек способствовало оживление культурной жизни в XIV–XV вв. в связи с возвышением Москвы и образованием централизованного русского государства. Иван IV создал уникальную библиотеку, фонд которой содержал предположительно до 800 книг на русском, еврейском, греческом и латинском языках. Большинство из них представляет общемировой интерес, так как, если эти сведения соответствуют действительности, они сохранились в мире в единственном экземпляре. 
В XVI в. митрополит Макарий организовал "собрание всех книг, чтомых на Руси" – "Великие Четьи-Минеи"; был составлен летописный свод законов – "Стоглав"; проведены другие крупнейшие культурные мероприятия. Началось книгопечатание (Ф. Скорина, Вильно, 1525 г.), в Москве основана правительственная типография (1553 г.) и выпущены первые книги (И. Федоров, П. Мстиславец, 1564 г.). При Московской типографии постепенно собрана крупная библиотека, созданы библиотеки при других государственных учреждениях: Посольском, Пушкарском и других приказах, Славяно-греко-латинской академии (1686 г.) и др.
В XVII в. по указу патриарха Никона составлен сводный каталог фондов сорока крупнейших монастырей. Еще более крупные изменения произошли вследствие петровских преобразований в сфере науки, культуры, образования. В 1714 г. в С.-Петербурге открыта крупная библиотека общественного пользования, с 1725 г. она поступила в ведение Академии наук. Возглавил ее первый в России профессиональный библиотекарь И.-Д. Шумахер. В.Н. Татищев подарил этой и другим библиотекам большое количество уникальных книг. Кроме того, он впервые дал определение понятий библиотека и библиотекарь (1749, опубликовано в 1793).
Возникли технические библиотеки, прежде всего при учебных технических заведениях. В 1756 г. при активном содействии М.В. Ломоносова создана библиотека при Московском университете.
В XVIII в. быстро увеличивалось количество личных и семейных библиотек. В их пополнении большую роль сыграла издательская деятельность Н.И. Новикова. Из семейных наиболее известна библиотека рода Строгановых. По инициативе дворян открыты публичные библиотеки в Туле (1778), Иркутске (1782), Калуге (1793) и других городах. Для Библиотеки Академии наук введен обязательный бесплатный экземпляр произведений печати (1783). Начали формироваться специальные библиотеки и библиотеки учебных заведений.
В общественной и культурной жизни во второй половине XVIII в. произошли значительные изменения. В результате секуляризации церковных земель число монастырей уменьшилось в два раза, что внесло большие коррективы и в распределение книжного фонда. 
Доля религиозной литературы уменьшалась, хотя в целом шел процесс увеличения книжной продукции. Все это ослабляло влияние церкви на провинциальное общество. 
Богатые и экономически независимые монастыри гордились, что в их хранилищах концентрировались огромные книжные богатства. В то же время настоятели многих обителей для поддержания жизненного уровня братии не гнушались пускать в торговый оборот накопления прежних веков, в том числе книжные. С конца XVIII в. в дело распыления монастырских книгохранилищ включились и частные собиратели, а с начала XIX в. – государственные научные учреждения.  Однако роль научных учреждений можно оценить двояко. С одной стороны, происходило выявление сведений о богатствах монастырей и церквей, с другой стороны, – вело к распылению книг .
С начала XIX в. библиотечное дело развивалось более широко. Школьным уставом (1804) предусматривалось создание библиотек при гимназиях. В 1795 г. учреждена, в 1814 г. открылась Императорская публичная библиотека в С.-Петербурге; в 1828 г. в ее фонд включена богатейшая коллекция книг и произведений искусства, подаренная графом Н.П. Румянцевым. В 1862 г. эта коллекция перевезена в Москву; она заложила основу первой московской публичной библиотеки (ныне Российская государственная библиотека). 
Возникали все новые университетские библиотеки, их возглавляли, как правило, выдающиеся ученые и ректоры (например, библиотекой Казанского университета в 1825–1835 гг. руководил математик, ректор Н.И. Лобачевский, много сделавший для ее развития). Постепенно библиотеки стали занимать все большее место в общественно-культурной жизни страны. Губернские и городские библиотеки создавались представителями интеллигенции, дворян, купечества, городских самоуправлений, земств.
В 1850 г. введены ограничения на получение иностранных изданий, усилился цензурный надзор за коммерческими публичными библиотеками и кабинетами (библиотеками) для чтения; впоследствии (1865, 1884, 1890, 1912) он продолжал усиливаться. В период революции 1905–1907 гг. цензурные меры были отменены или существенно ослаблены, но затем возобновлены. 
На библиотечную работу оказали влияние революционно-демократические взгляды В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. С 1870-х гг. по инициативе земств, городских дум, просветительных и благотворительных обществ начали развиваться народные библиотеки и читальни; возникли первые нелегальные библиотеки рабочих. В 1890-е гг. к ним добавились библиотеки, основанные заводчиками, фабрикантами, кооперативами, профсоюзами, научными и просветительскими обществами, представителями интеллигенции (А.П. Чеховым, Ф.Ф. Павленковым, П.И. Макушиным и др.), а также церковно-приходские библиотеки.
В начале ХХ в. образованы библиотечные общества и объединения – Общество библиотековедения (1908, Петербург), Русское библиотечное общество (1916, Москва). Большую роль в помощи библиотекам сыграли Записка Общества библиотековедения об улучшении положения академических (т. е. вузовских) библиотек, Нормальный (т. е. примерный) план постановки библиотечной техники (технологии) в небольших библиотеках, журнал "Библиотекарь" (1910–1915).
В 1911 г. состоялся Первый Всероссийский библиотечный съезд, имевший в целом антимонархическую направленность и принявший много ценных решений, которые, однако, правительством поддержаны не были. С 1913 г. по инициативе Л.Б. Хавкиной началась профессиональная подготовка библиотекарей на библиотечных курсах при Народном университете А.Л. Шанявского.
С появлением политических партий возникли библиотеки партийных организаций – Союза русского народа, Российской социал-демократической рабочей партии и др. Особенно большую роль в подготовке революции сыграли библиотеки большевистских организаций, которые были по существу единственным организационным институтом средств массовой информации и строились на принципах централизации и планомерности. Развитие библиотек подчинялось господствующей в каждый исторический этап культурной политике государства, которая включала много умозрительных соображений, периодически отбрасываемых и заменяемых новыми. 
Судьба личных библиотек духовенства, как и многих церковных и монастырских библиотек, трагична.  Большинство было расформировано в 1917-1919 гг. Многие книги были безвозвратно утрачены. В лучшем случае книги попадали в фонды музеев и библиотек, при этом личная библиотека теряла свою целостность как уникальная коллекция, как памятник духовной культуры.
Значение древнерусских православных библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами” огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятниками старины. То же относится и к монастырским библиотекам. Оценивая историко-культурное их значение, необходимо подчеркнуть, что насаждая церковную идеологию, они в то же время были основными хранилищами памятников древнерусской письменности, дошедшей до наших дней благодаря им.
Развитие библиотек прервалось войной, их работа подчинилась интересам обороны страны. Послевоенное время характеризуется быстрым ростом библиотечной сети, особенно на селе, увеличением фондов, строительством библиотечных зданий, разнообразием форм массовой работы, усилением методической помощи – СССР стал примером для библиотек других стран. Подводя итоги советского периода библиотечного дела, можно отметить его крупные достижения и не менее крупные просчеты. Идеологическое представление о библиотеках как опорных пунктах партийных организаций повлекло за собой ряд прогрессивных тенденций. 
Самой главной из них была ориентация библиотечного обслуживания на широкие массы населения. В результате созданы широкие иерархические сети библиотек, которые обслуживали население по территориальному и производственному признакам. К концу существования СССР (1991) в стране насчитывалось свыше 320 тыс. библиотек, фонд которых превышал 6 млрд. томов. На каждую библиотеку в среднем приходилось 2400 читателей. В 1994 г. принят федеральный закон "О библиотечном деле", где установлены принципы деятельности библиотек, гарантирующие физическим и зарегистрированным юридическим лицам право на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие.
 
 
 
Автор: Жуковская Д.