Всеобщая история архитектуры. Том II Телестерион в Элевсине

Особое место среди греческих культовых зданий занимает Телестерион («Зал посвящений») в Элевсине, построенный Иктином, зодчим Парфенона, вероятно, в третьей четверти столетия (в 435—430 годах до н. э.). 
Это был крытый зал собраний, предназначенный для знаменитых в древности таинственных элевсинских мистерий, связанных с культом богини земледелия — Деметры (рис. 160; табл. 79, фиг. 1). Характер этих церемоний требовал закрытого помещения. Элевсин рано сделался центром этого культа, и первый Телестерион, скудные остатки которого обнаружены на том же месте, относится еще к концу VII века до н. э.; сменивший его «второй» Телестерион был выстроен к концу VI века до н. э. и, возможно, был самым ранним греческим крытым помещением для больших собраний (рис. 161а). Вероятно, при Кимоне приступили к перестройке здания, поврежденного персами. Однако оно так и осталось незавершенным. 
При Перикле Иктину (возможно, вскоре после окончания им Парфенона) поручили сооружение нового Телестериона. Воспользовавшись стенами предшествовавшей постройки, Иктин дал совершенно новое решение внутреннего помещения и перекрытия над ним (рис. 1616 и 162). 
Телестерион Иктина в плане представлял собой почти правильный квадрат, с западной стороны примыкавший к скале, в которой была высечена терраса на уровне половины высоты здания. С трех других сторон Телестерион окружался колоннадой. По обоим концам террасы, в скале, были высечены две лестницы, соединявшие ее с уровнем стилобата в единый широкий обход вокруг всего здания. 
Внутри Телестериона, по периметру его стен, было восемь рядов узких ступеней, частью высеченных в скале еще при Кимоне (табл. 79, фиг. 2, 3). На них стояли зрители мистериального действа, происходившего, по-видимому, в центре здания. Отказавшись от частой сетки многочисленных колонн, предусмотренных по кимоновской схеме (предполагалось 49 колонн: семь рядов, по семь колонн в каждом), Иктин смело уменьшил их число до 20. Он расположил колонны четырьмя рядами, по пяти в каждом, и эта просторная, редкая расстановка внутренних опор, несомненно, указывает на то, что прогоны и прочие элементы перекрытия были из дерева.  Двухъярусные колоннады несли крышу и хоры, расположенные над местами для зрителей; доступ на эти хоры, возможно, осуществлялся через упоминавшуюся террасу с западной стороны Телестериона. 
 
 
 
 
 
Согласно убедительной, но все же основанной лишь на догадках, реконструкции,— кровля Телестериона имела пирамидальную форму со световым отверстием посредине. Расположенная под этим отверстием центральная часть зала, в которой происходила важнейшая часть мистерий, могла закрываться от зрителей занавесами, как известно, применявшимися в целлах некоторых храмов (например, в Олимпии). 
Такое устройство центральной части Телестериона (она называлась анакторон) могло быть использовано для эффектных сочетаний искусственного (факельного) и естественного освещения во время ежегодного мистериального действа, длившегося всю ночь, до зари (рис. 162). 
 
 
 
 
После смерти Перикла постройка Телестериона, вероятно, перешла в новые руки, Проект Иктина был оставлен, и новые строители возвратились к «кимоновской» схеме. Птерон остался неосуществленным, кровля получила более обычную двухскатную форму (с коньком, расположенным по оси восток—запад), и внутри помещения, несколько расширенного в сторону скалы, были установлены 42 колонны (шесть рядов по семи). Все же световой фонарь, сконструированный Иктином, был, по-видимому, выполнен. 
 
 
 
 
В середине IV века до н. э. было начато сооружение дорического двенадцатиколонного портика с восточной стороны, строительство которого было продолжено несколько позднее (в конце того же столетия) Филоном (рис. 161в). Портик этот, хотя и не был полностью закончен (каннелюры колонн так и не были завершены), существовал еще в римские времена. В Телестерионе, вероятно впервые в греческом зодчестве, были поставлены и разрешены сложные вопросы, связанные с большим крытым залом собраний и элевсинскому храму, несомненно, принадлежит очень важное место в развитии этого архитектурного типа.