Афинский Акрополь
Временем наибольшего развития аттической культуры и искусства была вторая половина V века до н. э. После удачного исхода греко-персидских войн Аттика переживала эпоху, которая, по словам Маркса, знаменовала «высочайший внутренний расцвет Греции». Это — эпоха расцвета рабовладельческой демократии, возглавляемой Периклом. Большие средства, которыми располагало Афинское государство, позволили ему содержать сильный военный флот (С этим флотом (вероятно, в 30-х годах V века до н. э.). Перикл отправился в экспедицию в Черное море с целью утвердить влияние Афин на этой далекой окраине эллинского мира), способствовавший дальнейшей экспансии Афин.
Во второй половине V века Афины достигли особенного блеска. Это — время деятельности трагических поэтов Софокла и Еврипида, автора комедий Аристофана, знаменитого скульптора Фидия и блестящей плеяды архитекторов: Калликрата, Иктина и Мнесикла. Наивысшим достижением зодчества этой эпохи был ансамбль афинского Акрополя.
Во второй половине V века до н. э. в Аттике была сделана попытка создать единый всеэллинский стиль, творчески сочетающий достижения дорического и ионического зодчества. Периптер получает дальнейшую разработку в Парфеноне. Ордер с применением мрамора достигает вершины своего развития. Создаются новые и смелые асимметричные композиции зданий (Пропилеи, Эрехфейон); возникший в конце V века до н. э. коринфский ордер применяется в сочетании с дорическим и ионическим (храм в Бассах). Сочетание в одном сооружении различных ордеров позднее, в IV столетии до н. э., становится характерной чертой зодчества.