Античный театр: трагедия и комедия
Античный театр - явление по-своему уникальное. Он занимал совершенно особое место в жизни древних греков, являясь общественными воспитательным институтом. Ведущими жанрами античного театра были трагедия и комедия.
Трагедия возникла из песни, дифирамба, который распевали сатиры. Одетые в козлиные шкуры, они изображали веселых спутников бога вина Диониса. Такие "хоры козлов" уже в VII веке существовали по всей Греции. Афинский тиран Писистрат учредил общегосударственный праздник Великих Дионисий, благодаря которым народный культ Диониса опирался теперь на официальную поддержку властей. Это сыграло решающую роль в рождении аттической трагедии.
Темы и сюжеты трагедий, как правило, были заимствованы из мифологии. Трагедия исполняла не только эстетические функции, но и воспитывала. Катарсис - облагораживание людей, освобождение души - было главной целью тpaгeдии.
Творцом классической греческой трагедии является Эсхил. Его трагедии "Персы", "Прометей прикованный" и др. в период поздней архаики воспевали идеи долга, подвига, патриотизма, милосердия, другие гражданские добродетели. Софокл в период классики славит уже самого человека и выражает идеи бессилия его перед судьбой (неотвратимым роком) в трагедиях "Эдип-царь", "Электра", "Антигона" и др. Еврипид (в период поздней классики) стремится показать человека со всеми его пороками и слабостями, считая, что источник трагедии - в характере человека, предопределяющем его судьбу, в страстях, влекущих его к гибели ("Медея", "Федра" и др.).
Слово "комедия" переводится как "песня комоса" - праздничного деревенского шествия. Соединение этих песен с драматическими сценками веселого содержания и дало новый жанр - комедию. Крупнейший комедиограф Греции - Аристофан. Его творчеству свойственна политическая заостренность. Он вел настойчивую пропаганду мира ("Мир", "Лисистрата"), высмеивал дурных вождей народа, демагогов и глупцов ("Всадники"), смеялся над "новшествами", способными пошатнуть традиционную полисную мораль ("Лягушки", "Облака").
Римляне быстро усваивали греческую литературу. Создавались комедии и трагедии по образцу греческих, появлялись и оригинальные произведения. Наиболее талантливым и популярным комедиографом стал Плавт, хорошо знавший театр и вкусы римской публики. Он перерабатывал комедии Менандра и других авторов, но вносил и новые моменты, например, вводил вместо длинных диалогов греческой драмы песенные партии. Комедии Плавта написаны сочным, выразительным языком. Влияние Плавта на развитие европейской комедии трудно переоценить. Именно он создал такие вечные комические типы, как скупец, хвастливый воин, хитроумный слуга и т. д.
Театр в Риме был куда менее популярен, чем зрелища, проводившиеся в цирках и амфитеатрах. Зрители предпочитали комедии. Место трагедии постепенно занимала пантомима, возник жанр трагической пантомимы, в которой выступали известнейшие актеры того времени.