4. Архитектура Нового Вавилона
Преемником Ассирии был Новый Вавилон.
Вавилонский царь Набупалассар и eгo сын Навуходоносор II объединили под властью Вавилона, ставшего при них центром мировой державы, всю Месопотамию, остановили египетскую агрессию в Сирии, подчинили себе Финикию и Палестину.
Навуходоносор II с огромным размахом обстраивал Вавилон, подвергшийся невиданному разрушению по приказу Синахериба во время нашествия ассирийцев в 689 г. Навуходенюсюр писал про себя, что он, «как свою драгоценную жизнь, полюбил сооружение чертогов». Царь собственноручно рубил кедры на Ливане для своих дворцов.
Каналы Вавилона были расчищены, главная процессионная дорога замощена, реставрированы были храмы различных богов (до 40) в Вавилоне и других местах. Навуходоносор умер в 561 г. до н. э. Из его преемников только Набонид (566—538 гг. до н. э.) занимался строительством. Однако новый период подъема оказался для Вавилонии непродолжительным. Непрочность Нововавилонского царства доказывается его быстрой гибелью в борьбе с воинственными племенами иранцев, персов и мидян, объединенными династией Ахеменидов. Персы легко победили вавилонские войска и в 538 г. до н. э. без боя вступили в Вавилон. В противоположность ассирийцам персы не тронули города).
Войдя в состав персидской державы, Вавилон не играл уже прежней роли. История ново-вавилонской культуры и строительства исчерпывается, таким образом, семьюдесятью годами от падения Ниневии до взятия Вавилона персами (607 — 538 гг. до н. э.).
Новый Вавилон — центр великой азиатской державы — своими огромными размерами и своей роскошью, несомненно, далеко превосходил ассирийские города (табл. 107). Представление о плане, устройстве и главных зданиях города можно составить по материалам вавилонских летописей, по сведениям греческих писателей, например, Геродота, посетившего Вавилон в V в. до н. э., наконец, по данным раскопок нашего времени.
В Британском музее в Лондоне хранятся маленькие глиняные цилиндры с клинописными записями Навуходоносора, касающимися его работ по восстановлению и строительству храмовых, дворцовых и крепостных сооружений Вавилона. Записи Навуходоносора сообщают, что храмовый зиккурат был построен в свое время «древним царем», но что его верхняя часть никогда не была достроена. Речь здесь идет о знаменитой, по библейской легенде, «Вавилонской башне». Навуходоносор достроил зиккурат в семь этажей, возведя его до высоты, небывалой во всей архитектуре Двуречья (табл. 107, фиг. 1—3). Всего в Вавилоне было 53 храма, реставрированных старых и вновь построенных. Новым явлением в месопотамском городе было строительство алтарей и разбросанных по улицам капелл.
Дворцовое строительство также занимало ново-вавилонских царей. Набупаласcap пострсхил себе новый дворец в старой части города. О постройке своего огромного дворца Навуходоносор сообщает в одной из дошедших от него записей, где он говорит о поднятии террасы и о сооружении всего комплекса дворцовых зданий, особенно хвалясь при этом быстротою работы. С дворцовым строительством Навуходоносора связан вопрос о так наз. «висячих садах», легендою приписанх впоследствии царице Семирамиде.
Источники подробно говорят о военно-оборонном строительстве Навуходоносора. В Вавилоне Навуходоносор соорудил две новые стены, так что город оказался окруженным тройной оградой стен «вышиной с гору» (табл. 108, фиг. 1 и 2; табл. 109, фиг. 2). Стена имела в целом до 30 м толщины, на каждые 20 м ее протяжения приходилась башня. Рассказы нескольких писателей сходятся в том, что по краю стены могла двигаться и разворачиваться запряжка из четырех лошадей. Стена была построена из обожженных кирпичей, вяжущим материалом служил жидкий асфальт (битум). Стену окружал ров, обложенный также кирпичом. За оградою стен каждый житель Вавилона имел свой участок возделанной земли, чтобы не нуждаться в продовольствии во время осады.
Вавилон по Геродоту. Наиболее подробно описан Вавилон в первой книге «Истории» Геродота. Вавилон, по его данным, «лежит в обширной равнине, имеет вид четырехугольника, каждая сторона которого содержит в себе сто двадцать стащий»... «Устроен он так прекрасно, как ни один известный нам город. Вавилон прежда всего окружен рвом, глубоким, широким и наполненным водою; за рвом следует стена шириною в пятьдесят царских локтей, а вышиною в двести локтей. Царский локоть больше обыкновенного на три пальца»... «Копая ров, рабочие в то же время выделывали кирпичи из вынимаемой земли; приготовивши достаточное количество кирпичей, обжигали их в печах. Цементом служил им горячий асфальт, а через каждые тридцать рядов кирпича они закладывали в стене ряд тростниковых плетенок; укрепили сначала края рва, а потом таким же способом возвели и самую стеиу. На стене, по обоим концам ее, поставлены были одноярусные башни, одна против другой; в середине между ними оставался проезд для четверки лошадей»... «Стены обеими своими сторонами доходят до реки; начиная ст реки, стены изгибаются и тянутся вдоль обоих берегов в виде плотины из обожженного кирпича. Самый город полон домов трех- и четырехярусных и пересекается прямыми улицами, как теми, коггорые идут вдоль реки, так и поперечными, ведущими к реке. На каждой поперечной улице к плотине, идущей вдоль реки, были ворота, которых было столько же, сколько и улиц, эти ворота тоже медные и ведут к самой реке».
...«Другая стена тянется кругом, внутри первой; она лишь немного слабее наружной и уже ее. В одной части города за большою крепкою стеною находится царский дворец, в другой — храм Зевса-Бела с медными воротами. Это четырехугольник, каждая сторона которого имеет две стадии; уцелел он до моего времени. Посредине храма стоит массивная башня, имеющая по одной стадии в длину и ширину; над этой башней поставлена другая, над второй третья и так дальше до восьмой. Подъем на них сделан снаружи; он идет кольцом вокруг всех башен. Поднявшись до середины подъема, находишь место со скамейками для отдыха»; восходящие на башни садятся здесь отдохнуть. На последней башне есть большой храм, а в храме стоит большое, прекрасно убранное ложе и перед мим золотой стол».
Подробно описывает Геродот также и водные сооружения Вавилона; находящиеся вдоль обоих берегов реки «набережные, достойные внимания по величине и высоте», «бассейн для озера», «имеющий в объема четыреста двадцать стадий» и «круглую стену по краям озера». В самом Вавилоне Геродот описывает «мост из кусков высеченного камня, причем цементом служили железо и свинец». Мост был разводной, «в начале дня клали четырехугольные бревна; по которым и переходили вавилоняне; на ночь бревна снимались для того, чтобы вавилоняне не переходили через реку и не обворовывали друг друга» (Геродот, «История в девяти книгах». Перевод Ф. Мищенка. М. 1888, т. I, стр. 93, 94, 95, 97, 98).
Вавилон по раскопкам. Раскопки, проведенные в XX в., несмотря на то, что они не вполне закончены, позволяют представить достаточно полную картину Вавилона VI в. до н. э. (табл. 107, фиг. 1). Это был грандиозный и планомерно построенный город (населением не менее, чем 200 тыс. жителей). Длина стен Вавилона равнялась 18 км). Длина внутренних стен города, включая «Новый город» на правом берегу реки, составляла 8150 м. План города имел форму скошенного прямоугольника, ориентированного почти по странам света с отклонением линий стен и главных осей (прецессионная дорога, храм») от направления на север под одним и тем же углом в 16°. Город был окружен, по данным археологии, тройной (а не двойной, как сказано у Геродота) стеной и рвом. Евфрат разделял его на две половины; восточная была более старой, в ней находился ««внутренний город», как бы акрополь, с храмом и зиккуратом. К северу от них были расположены дворцы Навуходоносора, самым грандиозным из которых был южный. Внутри города находился также рынок. За пределами городских стен раскопки вскрыли многочисленные предместья; на югозапад от нового города вынесено было кладбище; северный дворец был также вынесен за городские стены.
Планировка. Вавилон имел 9 ворот (с запада — ворота Адада; на севере —Лугальгирры, Иштар и Сина; на востоке — Мардука и Нинурты; на юге —Энлиля, Ураша и Шамаша); каждые из них являлись началом одной из
длинных прямых улиц, деливших весь город на квадраты. Улицы носили имена тех божеств, которым были посвящены ворота. От ворот Иштар, расположенных рядом с дворцом и открывавших дорогу на север, внутрь города шла крупнейшая улица Ваилона — «Дорога процессий», пересекавшая «улицу Мардука», которая вела с юго-востока по направлению к главному храму города. Дорога процессий имела среднюю замощенную полосу шириной не менее 7,5 м из прямоугольных плит белого известняка с полосами красной брекчии. Улицы жилых кварталов, были совсем узки (4,0—1,5 м) с целью создавать защиту от солнца.
Храмы. В ново-вавилонских храмах доминировал продольно-осевой план, представленный наиболее отчетливо в храме Нин-Мах, расположенном рядом с воротами Иштар (табл. 108, фиг. 1). В центре храма находился двор с колодцем; вокруг двора были асимметрично расположены помещения для жрецов, а на севере, в конце прохода (очевидно, за наружной линией стены), алтарь. Храм Гулы (башня врачевания) включал в свой план два внутренних двора, жилища жрецов, помещение для оракула и госпиталь. Обширная площадь, занятая главным храмом и зиккуратом (табл. 107, фиг. 1 а и 2), открывалась на улицу Мардука грандиозными двойными воротами. Три дня в году они были открыты для прохода процессий, остальное время они оставались закрытыми. Самое святилище состояло из шести отдельных капелл, посвященных шести богам.
Огромный зиккурат господствовал над всем внутренним городом (табл. 107, фиг. 3). Окраска его ярусов была, по-видимому, символической: первый этаж был белым, второй — черным, третий — красным, четвертый — синим, пятый — алым (очевидно, пурпурово-коричневым), шестой — серебряным, седьмой — золотым. Раскопки установили только место и огромную яму фундамента этой «вавилонской башни». Реконструкция Р. Кольдевея дает изображение зиккурата, поднимающегося огромным массивом вертикально ввысь, что расходится с традиционным представлением о нем, как о ступенчатой пирамиде, однако ближе сходится с данными раюкопок в Уре (табл. 109, фиг. 3). Традиционная конструкция (табл. 107, фиг. 3) представляет общий вид на цитадель Вавилона из-за реки, со стороны нового города. Высота вавилонского зиккурата исчислена в 90 м. Основание его представляло собой квадрат со стороной в 91,5 м. Его внутренний остов из необожженного сырца и битой земли был с четырех сторон заключен в стену толщиною до 15 м из тщательно обожженных кирпичей, с вытесненным на них штампом царя. Внешняя цветовая поверхность его ярусов, вероятно, была выполнена глазурованной облицовкой. Верхний ярус (храм) имел два металлических рога — символ солнечного божества.
Ворота Иштар. Ворота Иштар, богини любви и плодородия, особенно популярной в месопотамских религиях, изучены лучше других памятников (табл. 107, фиг. 4; табл. 108, фиг. 4). Огромные массивные башни, фланкировавшие покрытый сводом вход в город, были украшены симметрично расположенными рельефами из глазурованного кирпича шириною в 1,5 м, высотой в 1,10 м (табл. 108, фиг. 5). На темно-синем фоне изображены в рельефе белые или желтые быки, показанные в движении. Яркость цвета и необычайное обилие эмалевой поверхности придавали всему украшению ворот Иштар особенно живописный характер. К тому же циклу относятся и изображения львов из глазурованного кирпича на стенах, окаймлявших дорогу перед воротами. Пропорции ворот Иштар — двух башен и сводчатого перехода между ними — по фасаду были, очевидно, близки к квадрату. Ширина стен вдоль реки равнялась 7,0 и 7,8 м.
Жилой дом. Жилые дома Вавилона нам мало известны. Сообщения Геродота о трех-четырехэтажных домах в самом Вавилоне, как и о сводах и куполах на них, пока еще археологией не подтверждены. Фасад жилого дома, выходивший на улицу, представлял собой лишенный окон массив с входной дверью, перекрытой аркой (табл. 109, фиг. 5). Стены выкладывались из сырца и, вероятао, были покрыты белой штукатуркой. Внутри дома находился двор, куда открывались асимметрично расположенные жилые помещения, небольшие по размерам, защищенные от жары очень толстыми стенами занимавшими до 40 проц. общей площади застройки (См. описание жилого дома «южного типа» в, главе «Архитектура Древнего Двуречья»).
Дворец Навуходоносора. Лучше всего изучены дворцы Навуходоносора. Главный из них, южный, находился в старой части города. Он стоял на огромной кирпичной террасе, доходящей до 30 м высоты (табл. 108, фиг. 1 и 2; табл.. 107, фиг. 16). Дворец разделялся на две части, восточную и западную, и по плану представлял собой трапецию не вполне правильного очертания. Вход был с востока, на одной из коротких сторон. Пять дворов следовали приблизительно по одной оси, один за другим, объединяя комплекс дворца. Первая часть, восточная, была отведена гарнизону дворца, страже. В северном углу трапеции, в первой части дворца, на высоких кирпичных сводах (табл. 108, фиг. 1 б и фиг. 3), как раз и помещались, должно быть, знаменитые «висячие сады Семирамиды», которые древность причислила к «семи чудесам света». Западная часть дворца, расположенная по сторонам небольшого квадратного двора, была предназначена для придворных и служащих. Главным дворцовым центрам» была третья, средняя часть, с огромным квадратным двором, по середине которого находился колодец г. К югу от этого двора соответственно старой месопотамской традиции, по которой жилые покои располагались лицом к северу, находился знаменитый тронный зал Навуходоносора. Фасад его был выложен поливными плитками. Вытянутый в поперечном направлении тронный зал д имел около 60 м протяжения, толщина его стен достигала приблизительно 7 м. Нет сомнения, что зал был покрыт сводом, пролет которого должен был достигать 18 м. Сохранилась плиточная декорация фасада зала. На темно-синем фоне ритмично выступали ряды пальм, цветов лотоса и стилизованных колонок с двойными капителями; ствол колонок был желтого цвета, а волюты капителей — голубые (табл. 106, фиг. 9). Внизу, очевидно, шел излюбленный в Месопотамии львиный фриз. Тронный зал имел три симметрично расположенных входа, но был лишен окон.
Одна из небольших дверей в задней стене вела в комнаты, из которых появлялся царь. «Новая» западная часть дворца, имевшая свою стену, примыкала к главному дворцу; два квадратных двора е являлись центрами жилых покоев самого царя. Система последовательного развертывания почти по одной оси ряда дворов, служивших центрами, вокруг которых группировались комплексы помещений, представляет нечто новое по сравнению с асимметричным и замкнутым расположением частей дворца Саргона.
Борсиппа. Строительная деятельность ново-вавилонских царей отнюдь не ограничивалась одной столицей. В качестве примера планировки провинциального города этой эпохи можно привести Борсиппу, к югу от Вавилона (табл. 109, фиг. 6). План этого города образовывал четкий квадрат, ориентированный не по странам света, а по направлению ветров. Согласно данным вавилонской метеорологии, с северо-запада дул «благоприятный ветер богини Иштар», с юго-востока — «облачный ветер», несущий дождь; с юго-запада—«ветер бурь», бога войны; этим неприятным ветрам и должны были быть противопоставлены крепкие стены и ров города. С математической точностью город был разделен улицами на правильные квадраты.
В середине большого квадрата был выделен малый — для храмового квартала. Характерно, что часовня местного бога Нэбо, храм и зиккурат располагались по оси, несколько отходящей от этой математической правильности. Эта ось составляла продолжение улицы, по которой въезжал в Борсиппу царь и которая от самых ворот шла под углом к улице Нэбо, параллельной другим основным магистралям. Интересно отметить в плане Борсиппы отражение классового состава вавилонского города. Знатные люди в городе селились на северо-западном участке, отделенном от города полосой роды. Дворец правителя был расположен на берегу озера, в северном углу города.