Архитектура и изобразительное искусство античности
Искусство греческой антики было искусством идейным, выражающим основные этические и эстетические представления своей эпохи. Бесспорное значение для формирования античной художественной культуры имела ее тесная связь с мифологией. Мир богов и героев был не просто игрой воображения, но средством объяснения мира. Античная культура развивалась, преодолевая фантастичность мифологических представлений.
Архитектура античной Греции удивительно соразмерна человеку. Основной вид монументальных сооружений - храмы, которые были и культовыми и общественными зданиями. Греческий храм как бы органически вырастает из природы. Основные архитектурные формы - греческая колонна и ордер. Уже в архаическую пору в греческой архитектуре ясно определились два стиля, два ордера - дорический и ионический. В IV в. до н. э. сравнительно часто встречается третий, самый декоративный из греческих ордеров - коринфский. Ордерная система, оправданная конструктивно и архитектурно, оказалась очень устойчивой и использовалась без существенных изменений в последующие времена. Наибольшего размаха монументальное строительство достигло в Афинах при Перикле. За неполные двадцать лет были воздвигнуты Парфенон, Пропилеи, небольшой храм Афины, позднее Эрехтейон. Наряду с храмами строились зрелищные сооружения - театры.
В противовес художественной культуре восточных деспотий, знавших только подданных обожествленного царя, а не свободных граждан, античное искусство впервые утвердило красоту и величие образа свободного человека. Антропоморфизм - соотносимость с человеком - ведущий принцип греческой античности. Греческая скульптура вобрала в себя пластику обнаженного тела и легкое, струящееся движение драпировок. В мужественном напряжении всех усилий "Дискобола" Мирона, в благородной ясности физически и духовно прекрасной Афродиты Милосской, в торжестве эллинов над кентаврами ("Битва ланифов с кентаврами") передается возвышенное представление об эстетической и тем самым - воспитательной ценности искусства.
Характерные для греческого искусства черты по-разному проявлялись на разных этапах его развития. Античное искусство развивалось как монументальное искусство, тесно связанное с архитектурой и утверждавшее героизированный образ человека. Культура архаики (VII-VI вв. до н. э.) характеризовалась большой условностью художественной формы. В период высокой классики - времени расцвета гражданского самосознания - искусство отличали ясная гармония и героический гуманизм. Даже в такой, казалось бы, "бытовой", прикладной сфере, каким было искусство керамики, проявилось греческое чувство меры, гармонии и красоты. Греческая вазопись - чернофигурная и краснофигурная - это проявление искусства в повседневности.
Совершенство, к которому стремился человек, отражалось в "олимпийском" спокойствии и величии, в отсутствии сомнений и волнений. Искусство поздней классики, когда города-государства переживали кризис, росли внутренние противоречия рабовладельческого общества, отмечено нарастанием черт драматической патетики образов, с одной стороны, и утонченным гедонизмом, наслаждением жизнью - с другой. Греки все более ощущали сложность и непредсказуемость жизни. На место величия постепенно приходили человеческие чувства и страсти. Творения Скопаса, Праксителя, Лисиппа открывают прелесть детства и мудрость старости, обаяние женственности и драматизм страдания. Главным содержанием эллинистического этапа греческой истории стало постепенное обнаружение все новых пределов для казавшихся ранее безграничными возможностей человека. Художники и скульпторы имели богатые и многочисленные заказы. Греческая скульптура распространилась на обширнейшей территории. Однако это было уже тиражирование прекрасных и гармоничных оригиналов классического периода. Вновь же создаваемые произведения были излишне вычурными, пышными, перегруженными деталями. Новое искусство отражало и новое миро- и самоощущение греков. Гражданина вольного полиса сменил "гражданин мира" (космополит), деятельность которого протекала во вселенной. Однако "гражданам мира" приходилось мириться с участью бесправных подданных новых владык, правивших подобно восточным деспотам.
В эпоху эллинизма успешно решались градостроительные задачи. Наряду со строительством новых городов подвергся реконструкции целый ряд старых восточных центров. Города опоясывались со всех сторон массивными стенами, расположение которых отвечало требованиям фортификационной науки. В пределах этих стен располагались улицы, образующие совершенно правильные прямоугольные кварталы. Эпоха эллинизма - время создания и гигантских произведений инженерного искусства (Форосский маяк, Колосс Родосский вошли в число семи "чудес света").
Эллинистическое искусство существовало параллельно с римским республиканским искусством и в заимодействовало с ним. Главная отличительная черта эллинистического стиля - взаимодействие изобразительных и архитектурных элементов, проявившееся в создании ансамблей в окружающем пространстве. Так, статуя богини победы Ники на острове Самофракия (306 г. до н.э.) органически вписывалась в ландшафт со скалой, обрывающейся в море.
Что касается римлян, то утилитарность их мышления проявилась и в архитектуре. Вслед за этрусками они строили прекрасные дороги. Каменные акведуки (водопроводы) римлян несли чистую воду в термы, дома горожан, фонтаны. Открытие бетона создало новые конструктивные возможности строительства гигантских сооружений и сводчатых перекрытий. У римлян иные, чем у греков, не сопоставимые с человеком, а подавляющие его, масштабы зданий. Пафос полезности во имя государства был реализован в строительстве городов, форумов (площадей), триумфальных арок (для торжественного въезда победителей), храмов, терм — общественных бань (мест для светского общения), цирков и амфитеатров (для развлечения публики).
Во времена Августа искусство утверждало идею божественности императора, славило его богатство и щедрость, способствовало укреплению его авторитета. Все более грандиозными становятся масштабы строительства. Совершенствовалась строительная техника. Кирпично-бетонные сооружения облицовывались известняком или мрамором. Историк Светоний говорил, что Август принял Рим глиняным, а оставил его мраморным. К концу I в. н. э. Рим приобрел облик столицы мировой державы. В этот период был построен Колизей - самый большой амфитеатр Древнего Рима. Он был рассчитан на 56 тысяч зрителей и предназначался для боев гладиаторов. При Траяне на форуме была построена знаменитая колонна. Во время правления Адриана был воздвигнут другой памятник римской архитектуры - Пантеон, "Храм всех богов".
Искусство Рима богато и разнообразно. Оно создало замечательные скульптурные рельефы, мозаики и фрески в домах Помпеи и других городов, произведения декоративно-прикладного искусства. Римский скульптурный портрет - одно из величайших достижений художественной культуры вечного города. Если греки стремились к созданию идеально прекрасных образов граждан, то римляне передавали неповторимую индивидуальность своих моделей. Трезвый, рациональный ум римлян способствовал развитию именно портретного жанра. Вначале использовалась бронза, в I в. до н. э. - мрамор. Мраморные портреты отличались некоторой жесткостью формы, излишней детализацией, однако со временем натуралистичность сменилась художественным обобщением. В статуе в рост римляне решили другую проблему - образ делового человека, оратора, гражданина республики. Позы просты и естественны, жесты полны достоинства, в лицах нет идеализации. В период империи появились бесчисленные идеализированные статуи императоров. Скульптуры отличались героизацией образа, внешним пафосом. Порой император изображался в образе бога, чаще всего Юпитера. Впоследствии намечается новый подход к натуре - индивидуализация образа (скульптурные портреты Нерона, Веспасиана).