Всеобщая история архитектуры. Том I 3. Архитектурные памятники Древней Мексики

Архитектура племени майя. Племя майя, имевшее за собой наиболее древнюю оросительную земледельческую культуру во всей Америке, создало и наиболее высокие образцы индейской архитектуры. Очевидно, ими были воздвигнуты наиболее древние произведения архитектуры американского материка. Жилые постройки майя представляли собой многокомнатные сооружения, расположенные вокруг большого двора; города майя были своеобразными акрополями на естественных холмах или искусственных террасах, на которых воздвигались пирамидальные культовые сооружения, носящие по-мексикански название «теокалли». Примерами могут служить пирамиды в Папантла, Хочикалько и др. (табл. 157). Между теокалли внизу располагались площади, куда вели ступени, образующие широкие лестницы. На вершине теокалли находились четырехугольные строения — храмы, часто заканчивавшиеся высоким гребнем со скульптурными украшениями. На площадях происходили культовые церемонии, и ступени теокалли служили для них своеобразным амфитеатром. Важнейшие центры культуры майя первого периода сосредоточены в Центральной Америке. Это — Паленке и Копан.
Паленке. Паленке (мексиканский штат Чиапас) — наиболее значительный центр обширной деятельности племени майя. Развалины его состоят из «группы дворца», «храма надписей», «храма с красивым рельефом», первого и второго «храма с крестом», «храма солнца» и акведука (табл. 147, фиг. 1).
Группа дворца расположена на огромной платформе, доминирующей над городом (табл. 147, фиг. 1а; табл. 148, фиг.1). На нижних террасах живописно расположено большинство остальных сооружений, образуя свободно вписанную в горный рельеф композицию. Группа дворца состоит из ряда зданий, окруженных остатками общей стены (табл. 147, фиг. 2). Здания — продолговатой формы, со средней сплошной продольной стеной, делящей их на две параллельные узкие полосы. В поперечном разрезе каждое такое здание представляет собой два разделенных пространства, перекрытых ложными сводами характерной формы (табл. 158, фиг. 2). Наружные стены, прорезанные целым рядом входов, образуют систему плоский столбов, заканчивающихся простыми полочками. Все здания группы дворца расположены вокруг двух больших дворов с широкими входными лестницами и двух малых дворов второстепенного значения (табл. 147, фиг. 2). В одном из последних находится трехярусная башня с подземельем, лестницей до самой кровли и амбразурами (табл. 147, фиг. 2 6, 3 и 4). Башня в плане прямоугольной формы. По вертикали она разделена на три этажа по убывающей кверху пропорции. Каждый этаж образован четырьмя угловыми пилонами. Конец каждого пилона и начало следующего отмечены простыми полочками. Благодаря небольшому ритмическому уменьшению каждого этажа в плане и убывающим пропорциям этажей по вертикали башня производит очень гармоничное впечатление. Орнаментика башни сохранила следы раскраски. Так наз. «Храм надписей» (табл. 147, фиг. 1 б) представляет собой также продолговатое здание со средней продольной стеной и отрезками стен — столбами снаружи, образующими как бы портик перед 3 помещениями: средним большим и боковыми меньшими (табл. 148, фиг. 2). Трактовка наружных столбов аналогична столбам башни. В поперечном разрезе храм имеет два килевидных ложных свода. Название свое храм получил благодаря богатой иероглифике, которой покрыты его стены. Внешняя поверхность столбов украшена интересными рельефами женских фигур с детьми на руках.
 
 
Таблица 147 
 
 
«Храм креста» (табл. 147, фиг. 1в) назван так по рельефу на его внутренней стене, имеющему форму креста. По своей схеме он напоминает «храм надписей», но имеет форму более короткого прямоугольника (табл. 148, фиг. 5, 6 и 7). К торцовым стенам примыкают, образуя подобие ант, узкие отрезки фасадной стены, а между ними находятся еще два столба. Столбы, покрытые полочками, имеют архитравную часть, почти равную по высоте столбам и сужающуюся к центру. Храм заканчивается высоким кровельным гребнем со штукатурным орнаментом. Центральным изображением является чудовище, держащее в лапах человеческие фигуры. Верхняя часть фриза символически изображает небо с планетами и другими звездами. Перекрытие «храма креста» такое же, как в «храме надписей». В глубине храма находилось святилище. «Храм креста» представляет собой значительнейшее произведение архитектуры майя первого периода.
Все сооружения Паленке отличаются большой простотой и изысканным благородством. Количество профилей невелико. Превалируют простые полочки. Орнамент еще не получил значительного развития, он сдержанно покрывает стены. Основным украшением сооружений были лепные изображения животных, вероятно, тотемистического происхождения (ягуары, птицы, драконы), иероглифика, а также очень выразительные изображения человеческих фигур из твердой штукатурки.
Копан. Копан находится в нынешнем Гондурасе. Наибольший интерес представляет так наз. «большой амфитеатр» с лестницами, покрытыми иероглифами, и с площадкой шириной в 300 м. Возле амфитеатра расположены ступенчатые теокалли, одна из которых имеет высоту в 40 м. Расцвет культуры майя второго периода (X—XII вв.) лучше всего характеризуется остатками городов Чичен-Итца и Уксмал.
Чичен-Итца. В Чичен-Итца сосредоточен ряд замечательнейших архитектурных памятников. В развалинах Чичен-Итца находятся так называемые «храм-замок», «храм ягуаров», «храм воинов», «башня-улитка», «дом монахинь», «площадка для игры в мяч», «группа 1000 колонн» и др. Ансамбль Чичен-Итца находится на сравнительно ровной площадке, окруженной, небольшими холмами (табл. 149, фиг. 1). С севера священная дорога приводит на главную, окруженную оградой площадь, имеющую форму неправильного прямоугольника. Посредине площади, несколько ближе к юго-восточному углу ее, высится величественный храм-замок «Кастильо» (табл. 150, фиг. 2; табл. 152, фиг. 2).
 
 
 
 
«Xрам-замок» представляет собой в основании квадрат со стороной в 75 м. На этом основании располагаются девять равных по высоте, постепенно уменьшающихся по ширине уступов, каждый из которых образует низко усеченную пирамиду; наверху уступы заканчиваются квадратной площадкой (18 м х Х18 м). На эту площадку, находящуюся приблизительно на высоте 35 м от земли, с четырех сторон ведут четыре монументальные лестницы шириной по 12 м, несущие балюстрады со змеями и выступающими каменными головами чудовищ (табл. 152, фиг. 5). На верхней площадке располагалось здание прямоугольной формы, с центральным залом и узкими коридорообразными помещениями вокруг. С фасадной стороны здание имеет два сложных по рисунку столба. Все здание расчленено по горизонтали характерными для майя наклонными полками на две равные части, стоящие на наклонном цоколе. Это своеобразное монументальное сооружение создает в ансамбле основное композиционное ядро.
Все остальные части города образуют живописные группы, подчиненные «храму-замку». С северо-западного угла к главной площади примыкала площадка для игры в мяч. Это прямоугольная, вытянутой формы площадь, окруженная с двух длинных сторон сооружениями, имеющими ряд уступов снаружи. На одном из них, как на монументальной платформе, близко к одному из торцов, расположен «храм ягуаров», небольшое по размерам (8 м х 15 м х 15 м), простое по форме, но богато орнаментированное сооружение (табл. 150, фиг. 3). Здание по главному фасаду делится почти на две равные части (табл. 151). В нижней части по углам стоят два мало члененных пилона, которым посредине соответствуют очень сложные круглые опоры (диаметром около 1 м), увитые чешуей и имеющие вместо базы две сильно выступающие раскрытые пасти змей (табл. 158, фиг. 3). Средний пролет больше боковых. Верхняя часть стен расчленена на ряд горизонтальных полос простейшего профиля, но богато орнаментированных рельефными изображениями идущих ягуаров, растительными плетенками, круглыми розетками и т. п. Другие части стен покрыты сплошными лентами плоских рельефов на розовом фоне, изображающих ряды идущих в одном направлении вооруженных воинов, осаду города и др. (табл. 149, фиг. 2). Змеиные тела переплетаются, образуя ритмический орнамент.
С юго-восточной стороны к главной площади привыкает так наз. «группа тысячи колонн» — меньшая площадь, имеющая форму неправильного прямоугольника, окруженная сооружениями со множеством колонн. За, группой колонн расположена площадка меньших размеров для игры в мяч. С северо-западной стороны «группы 1000 колонн» находится «храм воинов» (табл. 149, фиг. 3). Он, как и другие сооружения Чичен-Итца, орнаментирован более сдержанно. В каждом ярусе, поделенном на две равные части, одна часть декорирована отдельными ритмически разбросанными пятнами геометрического характера, другая остается чистой. Эта декоративная сдержанность придает всем сооружениям Чичен-Итца характер большой архитектурной значимости и монументального величия.
 
 
 
 
С южной стороны главной площади на расстоянии нескольких сот метров расположен ряд свободно стоящих сооружений, среди которых наибольший интерес представляют «дом монахинь» и «башня-улитка».
«Дом монахинь» представляет собой продолговатое здание с внутренней продольной, чрезвычайно массивной стеной, делящей его на две части, перекрытые ложным сводом (табл. 150, фиг. 1). Это здание стоит на монументальной платформе и, в свою очередь, служит платформой для меньшего продолговатого сооружения, аналогично перекрытого и венчающего всю композицию. Снизу и до пола самого верхнего сооружения ведет монументальная лестница шириною около 15 м. Сбоку, с одной стороны, к нижней платформе примыкает ряд вспомогательных помещений. Здание расчленено на несколько горизонтальных полос, различных по своей высоте. Орнаментированная полоса чередуется с гладкой. Сильно выступают отдельные змеиные головы. Особый интерес представляет так называемая «башня-улитка», выделяющаяся из прочих сооружений майя своим своеобразием (табл. 152). На прямоугольной террасе с широчайшими величественными ступенями устроена платформа слегка трапецоидальной формы (размеры осей трапеции 20 м и 23 м), повернутая под небольшим углом к поверхности террасы. От нее на террасу ведет более узкая, но также величественная лестница. На платформе стоит круглое здание (с наружным диаметром около 11 м). Внутри него заключено два концентрических кольца коридоров, каждое из которых перекрыто ложным сводом. В центральной части находится круглый столб из цельного камня диаметром в 2,25 м. В этом столбе на высоте 2,5 м пробит квадратный извилистый канал, в связи с чем здание получило название «каракол» (улитка). Полагают, что оно служило для астрономических наблюдений.
 
Таблица 150 
 
 
Уксмал. Уксмал расположен к северо-западу от Юкатана на гладкой равнине. Из памятников Уксмала хорошо сохранились так называемые «дом правителя», «дом монахинь», «дом голубей», «дом черепах», «храмовая пирамида» и др. Материал построек — бледно-желтый и красновато-серый известняк с темными прожилками. Памятники Уксмала по благородству и тонкости деталей несомненно представляют собой вершину архитектурного искусства майя. Однако общий ансамбль, как его можно сегодня прочитать по оставшимся сооружениям, значительно уступает Чичен-Итца. В Уксмале мы имеем ряд отдельных, почти независимых, замкнутых вокруг внутренних дворов ансамблей, композиционной осью которых была «храмовая пирамида» 25 м высоты с построенным на ней храмом.
 
 
 
 
 
«Дом монахинь» представляет собой прямоугольный двор (60 м х 70 м), по четырем сторонам которого располагались длинные корпуса, поделенные пополам внутренней продольной стеной и разгороженные поперек на отдельные отрезки (табл. 153, фиг. 4). Каждый отрезок состоит из двух комнат; наружный ход имеется только в передней комнате, и уже из нее открывается проход в заднюю комнату. Поперечный разрез — обычный для архитектуры майя. Очень красивы внутренние фасады «дома монахинь» с широкими и величественными лестницами. Стенные поверхности этих фасадов разделены в вертикальном направлении на две почти равные части (табл. 154, фиг. 2). Нижняя часть, гладкая и простая, в отдельных местах прорезана проемами дверей (табл. 153, фиг. 5). Верхняя часть, отделенная от нижней широкой полосой, состоящей из трех полочек своеобразного зубчатого профиля (табл. 154, фиг. 2), представляет собой сплошной ковер с рельефными панно, состоящими из широких трапецоидальных красочных пятен. Целый ряд разнообразных орнаментальных форм: сложные и мелкие ромбики, крупные орнаментальные пятна, меандры, перевитые тела змей — все это соединяется с удивительной мягкостью в колорите (сочетание розоватых и зеленоватых тонов) и с исключительной свободой, при которой правильные геометрические формы смело пересекаются формами органического мира.
 
 
Таблица 152 
 
 
Таков же по плану, разрезу и по схеме решения фасада и «дом правителя» (табл. 153, фиг. 1, 2 и 3). Однако пропорции и детали, рисунок обломов, ритм и колорит орнаментации здесь еще тоньше и благороднее (табл. 153, фиг. 1). Обычно совершенно гладкие горизонтальные тяги, с наклонными линиями, в «доме правителя» смягчены рельефным орнаментом перевитых змей, которые раскрывают свои пасти на углах здания. В двух местах сооружения, ближе к краям, прямая линия фасада несколько раскрепована и в образованном узком пространстве прорезается обычным ложным сводом. Эта неожиданно появившаяся на фасаде форма уничтожает монотонность длинного фасада, и, что самое главное, связывает фасад с интерьерами, имеющими, по обычаю майя, такие же ложные своды. Орнаментальной ковер верхней половины состоит из нескольких элементов (каменных плит), стандартных по рисунку, которые, однако, будучи расположены каждый раз по-иному, создают одновременно и единство и разнообразие стиля. Пересечение форм органических и геометрических здесь не такое резкое, как в «доме монахинь», более мягкое и гармоничное. И расцветка каменного ковра, также более нежная и спокойная, создает подлинней шедевр Архитектурной декорации.
Тулум. Развалины Тулума, занимающего у самого берега моря площадь в 165 м х 386 м, являются одним из выдающихся комплексов архитектуры майя на Юкатане (табл. 155, фиг. 1 и 2). Постройка этого комплекса производилась в разное время, в период от 1200 до 1450 г. Центральное место в нем занимает трехярусный храм, стоящий на платформе, наверху обрывистого берега; со стороны суши к нему ведет широкая лестница (табл. 155, фиг. 3, 4 и 5). Стены всего сооружения, обращенные к морю, глухие и имеют вид мощных крепостных сооружений. Выступающие один над другим объемы ярусов имеют своеобразную, характерную для мексиканской архитектуры форму: наклон стен сделан с расширением от основания кверху, т. е. обратный тому, который для придания устойчивости делался обычно в архитектуре других стран. Верхний ярус фасада имеет открытые глубокие помещения с круглыми колоннами, поддерживающими архитрав. Камеры перекрыты ложным сводом из отесанных камней. В проемах второго яруса видны две такие же колонны. Храм окружен небольшими постройками. Напротив xpaмa, на широкой открытой площади, расположен еще один комплекс больших построек с колоннами и лестницами на фасадной стороне (табл. 155, фиг. 2). Часть этих построек была, видимо, жилой; часть, например, так называемый «храм фресок» (табл. 155, фиг. 6), имела культовое назначение. Жилые здания («дворцы») имеют подчеркнутый колоннами вход, за которым образуется небольшая галерея. Развалины зданий в Тулуме сохранили на стенах остатки фресковой росписи, раскрашенные стуковые рельефы и каменную скульптуру.
 
 
Таблица 153 
 
 
 
Архитектура цапотеков. Культура цапотеков получила наибольшее свое развитие на территории современного мексиканского штата Оаксака. Ее главнейший центр Митла (Миктлан).
Митла. Комплекс построек в Митла — одно из замечательных созданий древнеамериканской архитектуры, условно датируемое археологами XIII в. н. э.
В развалинах Митла сохранились остатки четырех комплексов больших прямоугольных зданий и двух комплексов пирамидальных сооружений. Каждый комплекс состоит из нескольких сооружений, расположенных вокруг прямоугольного двора. Общий комплекс расположен несимметрично. В сохранившемся лучше других главном корпусе самой большой группы (табл. 156, фиг. 1—7) находится большой зал, вытянутый во всю длину южного фасада. Ко входу в зал с передней стороны террасы вела широкая лестница. Вход разделен двумя отрезками стены, поверх которых проходит массивный архитрав, состоящий из трех цельных блоков камня. Большой зал, служивший, вероятно, парадным помещением для приемов и торжеств нарождавшейся знати, разделен по длине шестью круглыми столбами, высеченными из цельного камня (табл. 156, фиг. 3). При большой ширине зала они служили опорой для прогонов под деревянные балки плоского перекрытия. Все сооружение имеет только один вход. В правой от входа части зала находится проем, ведущий к небольшому квадратному двору, со всех четырех сторон замкнутому вытянутыми по длине помещениями, одно из которых и соединяет зал с двором (табл. 156, фиг. 1, 4 и 6). Две комнаты, расположенные к югу, имеют отдельный вход в главный зал и, кроме того, как и все остальные комнаты, сообщаются дверьми с внутренним двором. Другой корпус этой группы, расположенный с восточной стороны двора, имеет зал меньший по размерам, также разделенный по длине четырьмя круглыми столбами.
 
 
 
 
 
В отличие от сооружений майя, имеющих в большинстве случаев общее расчленение фасадной стены на две почти равные половины, в сооружениях цапотеков в Митла мы встречаемся с иным приемом, при котором стена расчленена на ряд узких полос, почти одинаковых по высоте. Полосы эти как снаружи, так и внутри богато декорированы цветным (обычно красным) штуком (в других зданиях есть и фрески) и сложной мозаикой из резных камней, образующих бегущий вдоль всех четырех сторон непрерывный геометрический узор. Особенностью декора Митла является полное отсутствие мотивов органического происхождения. Вся орнаментация чисто геометрическая, напоминающая ковер или вышивку, и состоит из ритмического повторения отдельных орнаментальных пятен. В каждом расчленении используется свой орнамент, образованный из различных сочетаний меандра, мотива лестницы, зубца, треугольника и т. п. На облицовку стены здесь было употреблено около 80 тыс. различных плиток.
Архитектура толтеков. Центрами позднейшей культуры толтеков были Хочикалько (по-мексикански «дом цветов») (табл. 157, фиг. 1) и, главным образом, Теотихуакан (табл. 159, фиг. 1).
 
 
 
 
 
Теотихуакан. Ансамбль Теотихуакана, в отличие от композиций комплексов майя, не группируется вокруг одной какой-либо главенствующей формы, а вытянут вдоль дороги длиной в 2 км, ориентированной с юга нa север и заканчивающейся площадью. На оси площади и дороги расположена так называемая «пирамида луны». По этой оси расположено до десяти комплексов. С обеих сторон площади совершенно симметрично располагался ряд небольших пирамидок, относящихся к более поздней культуре ацтеков (XII—XIV вв.). С восточной стороны священной дороги, по пути к пирамиде луны, лежат два самых больших по величине, монументальных комплекса, так наз. «пирамида солнца» (около 55 м высоты) и «храм Кетцалькоатля». Между ними, как и с западной стороны дороги, было расположено множество маленьких пирамид и часовен. Каждый из отдельных ансамблей строго симметричен. Общая композиция всего комплекса, расположенного вдоль священной дороги, создает силуэт, напоминающий естественный горный пейзаж, где большие пирамиды читаются как величественные вершины, возвышающиеся среди цепи более мелких холмов.
 
 
Таблица 156 
 
Однако при грандиозности архитектурных замыслов техническое выполнение комплексов Теотихуакана стояло на менее совершенном уровне, чем сооружения майя. Ни одно из зданий, венчавших пирамиды, не сохранилось удовлетворительно. Преобладающий тип плана в них — это группы маленьких комнат, расположенных вокруг дворов неправильной формы. Можно установить, что эти здания перекрывались не ложным сводом, обычным у майя, а плоским бревенчатым настилом или просто тростником. В более обширных помещениях имелись внутренние опоры для поддержания балок.
Комплекс храма Кетцалькоатля (иногда обозначаемый как «цитадель») представляет собой большую террасу, на которой расположен двор размером в 200 м х 240 м. Строго симметрично по оси двора в одном его конце расположена квадратная пирамида со стороной квадрата в 65 м (табл. 159, фиг. 2, 3 и 4). К пирамиде по террасе ведет широкая и величественная лестница. Точно так же площадка двора с трех сторон окружена рядом монументальных лестниц, ведущих к небольшим квадратным в плане (20 м х 20 м) усеченным пирамидкам. Все пирамидки (по четыре с каждой стороны) совершенно одинаковы, с одинаковыми монументальными лестницами и расположены строго симметрично в отношении оси храма. Позади большой пирамиды лежало еще три таких же пирамидки.
 
 
Таблица 157 
 
 
Главная пирамида этого комплекса имела общую высоту до верхней площадки около 17 м и состояла из шести уступов (ступеней). Каждый из уступов представлял собой наклонную поверхность, заканчивавшуюся прямоугольной рамкой в виде подпорной стены и широкой плоской ступенью. Подпорные стены сплошь заполнены орнаментом из змеиных тел с сильно выступающими головами змей и страшных чудовищ (табл. 160, фиг. 3).
По середине пирамиды проходила монументальная лестница шириной в 9 м, ведшая на верхнюю площадку и ограниченная балюстрадами со змеиными головами. На верхней площадке пирамиды располагалось одноэтажное сооружение (вероятно, святилище).
В орнаментации храма совершенно отсутствуют геометрические мотивы. В противоположность декорам Митлы, в Теотихуакане мы преимущественно встречаем изображения голов чудовищ, змеиных тел и других образов животного мира. Характерно также появление отдельных ритмически размещенных изображений, сильно выступающих из плоскости всего остального рельефа.
 
 
 
 
«Пирамида солнца» в Теотихуакане приближалась по своим размерам к большим египетским пирамидам: длина ее фасада, вместе с примыкавшими к ней малыми пирамидками, равнялась 220 м. Однако, по своей высоте (64,5 м) она значительно им уступала. «Пирамида солнца», построенная в VIII—X вв. н. э., в отличие от обычных мексиканских пирамид, расчлененных на множество мелких уступов-ступеней, состояла из четырех больших, постепенно уменьшающихся по размеру, усеченных пирамид, поставленных одна на другую (табл. 159, фиг. 5; табл. 160, фиг. 1). Она также имела на своей верхней площадке какое-то сооружение, и по главной оси к нему вела система постепенно суживающихся лестничных маршей. Пирамида была окружена рядом мелких пирамид со святилищами, расположенными строго симметрично. Аналогичной по структуре, но меньшей по размерам (150 м х 120 м при высоте 42 м) была «Пирамида луны» (табл. 160. фиг. 2).
 
 
 
 
 
 
Наследниками всей культуры и архитектуры майя и толтеков были ацтеки. Общее представление о более поздней культуре ацтеков дает описанный нами ранее город Тенохтитлан (Мексико), разрушенный в 1519—26 гг. испанскими конквистадорами во главе с Кортесом.
 
 
Таблица 160