Биосферная концепция культуры
В XX в. на одно из первых мест по значению выходят идеи, выдвинутые видными русскими учеными - В. И. Вернадским, А. Л. Чижевским, К. Э. Циолковским, объединенные понятием "биосферная концепция культуры". В основе ее лежат идеи русского космизма, представление о нерасторжимой связи между историей человечества, космическими процессами и геологическими явлениями, происходящими на Земле. Космизм выражает осознание того, что развитие человечества приобретает формы общепланетарной общности. Русский космизм стал формой понимания новой исторической ситуации, нового гуманистического порядка вещей, при котором человек обретает ориентацию в мире.
К.Э.Циолковский рассматривал жизнь человека как взаимосвязь со всем живым и неживым в Космосе. Его влекла идея контактов жителей Земли с представителями других миров, основанных на особых моральных принципах, коллективной ответственности. Космическая этика К.Э.Циолковского - нравственная основа контактов землян с внеземными цивилизациями. Циолковский провозгласил начало новой космической эры, которая позволит преодолеть социальные противоречия мирового сообщества.
Гелиоцентрическая концепция А.Л.Чижевского устанавливает особую направленность мировой истории, зависимость социокультурных процессов, происходящих на Земле, от солнечной активности. Так же, как и работы К. Э. Циолковского, труды А. Л. Чижевского имели не только научно-практический характер, прямой выход на медицину и здравоохранение, но оказались неразрывным образом связаны с культурологическим знанием. Анализ старинных летописей и хроник привел Чижевского к мысли, что военные, социальные, политические катаклизмы на Земле опосредованы периодическими изменениями в деятельности Солнца. Он мечтал, что в будущем ученые смогут использовать подъем энергии масс и направить его не в разрушительное, а в созидательное русло.
Огромное воздействие на представления о культурном прогрессе оказали работы академика В. И. Вернадского. Учение о ноосфере - сфере разума, форме превращения биосферы - центральная идея в трудах В. И. Вернадского. Анализируя неутешительный итог, к которому пришла современная техническая цивилизация, В. И. Вернадский подчеркивал, что этот итог - следствие нарушения связи человечества с биосферой Земли. Для Вернадского биосфера - планетарное явление космического характера. Мощь человечества - в деятельности его разума, мозга, в труде. Великий ученый считал возможным примирить культуру и цивилизацию созданием цивилизации культурного человечества - новой геологической силы, создавшейся в биосфере.
Последователи Вернадского разрабатывают современные биосферные концепции культуры. Актуальность такой разработки определяется тем, что в настоящее время 12 основных видов культуры занимают большую часть биосферы Земли, вто время как на нашей планете существуют около трех тысяч культур, и каждая из них претендует на собственное место в конкурентной борьбе за особые экологические ниши.
Биосферная концепция получила развитие в теории пассионарности Л. Н. Гумилева, которая объединяет цивилизационный и формационный подходы, развивает идеи евразийства. Теория пассионарности Л.Н.Гумилева - выявление связей между возникновением этносов (народов) и биосферой земли. Теорию пассионарности подтверждают открытия в области естественных наук: теория мутагенеза, открытие биохимической энергии живого вещества биосферы. Любая живая система - организм или этнос - развивается единообразно. Гумилев считал этнос саморазвивающейся системой со своими специфическими чертами национального характера. Источником развития являются подвижники, первопроходцы, обладающие специфической энергией - пассионарностью. Пассионарность - это особое состояние активной части общества, генерирующей движение народов и возглавляющей его. История этносов включает следующие состояния: толчок - подъем - перегрев - упадок - затухание. Таким образом, каждый народ и его культура развивается по собственным внутренним ритмам, а потому исключаются представления об "опережающем"' или "догоняющем" типе цивилизаций. Уровень пассионарности российского этноса предлагает императивы поведения,отличные от западноевропейских.
Как свидетельствует многолетний опыт изучения цивилизации "индустриального человека", он, будучи по своему происхождению биологическим существом, одновременно по метапрограмме культуры становится носителем особой социальной формы движения материи. Это принципиально новое качество превращает его как бы в постбиологическое или надбиологическое существо и выводит из-под жесткого контроля природы. Наделенный свободным сознанием, особым "открытым механизмом" отражения и познания мира, человек приступает к построению моделей и метапрограмм искусственного, техногенного мира, "техногенной природы", которую давно уже принято называть техносферой, или индустриальной оболочкой земли.
С недавних пор ускорение технического развития получило еще один дополнительный фактор: стремление людей к осуществлению любых возможных проектов, к преодолению всех практических ограничений. Среда обитания человека меняется во много раз быстрее, чем у всех других существ, так как темп этого изменения обуславливается развитием техники, ускоряющемся в геометрической прогрессии. Важнейшим направлением научной мысли современности становится экология (дословно - устройство дома) - комплекс наук о принципах взаимодействия человека и природы, а также социальных общностей и самих людей. Экологический кризис практически всей ойкумены (ареала жизнедеятельности) человека угрожает распадом природных и искусственных систем. Опустошая природу, человек готовит сам себе не только экологическую, но и духовную катастрофу. Всеобщее отчуждение от живой природы повинно в этическом и эстетическом очерствении человека. Степенью цивилизованности человека становится экологическая культура.