Диотим
1. МОЛИТВА АРТЕМИДЕ
О светоносная, стой, охраняя в поместье Поллида,
Артемида, и свет благостный мужу даруй,
Вместе с потомством его; то нетрудно тебе. Ибо держит
Твердою он рукой Зевсовой правды весы.
Эту священную рощу одень, Артемида, цветами,
Брось их на радость Харит к легким сандалиям их.
2. ЭПИТАФИЯ ВОИНУ
Даже и лев среди гор так не грозен, как отпрыск Микона
Кринагор, коль щиты в битве столкнулись, гремя.
Если ж могила мала у него, не хули; и страна ведь
Тоже мала, но родить стойких умеет мужей.
3. ЭПИТАФИЯ ФЛЕЙТИСТУ
Легкие вы божества, надежды людские! Иначе
Вовсе не так бы Аид Лесбона скрыл у себя,
Бывшего некогда другом царя и близким Эротам,
Что ж, прощайте теперь, сонмы неверных божеств!
Флейты, в которые дул он, безгласно, безвестно лежите!
Ведь Ахеронта краям чужд хороводов напев.
4. ЭПИТАФИЯ ЮНОШЕ
Мучиться в родах и деток рожать, что за радость родившей,
Коль роковую узреть сына ей смерть суждено?
Ведь Бианору, до брака еще, мать насыпала холмик,
А ведь это свершить должен был матери сын.
5. ЭПИТАФИЯ НОВОБРАЧНЫМ
Дочь Полиена Скиллида, скорбящая по Евагору,
Мужем несчастной он был, сын Гегемаха отца, —
С воплем в ворота широкие к свекру она поспешила
И не вернулась вдовой в отчий родительский дом.
Бедная, сломлена горем, на третий же месяц скончалась,
Павши духом вконец и угасая в слезах.
В память любви многослезной вот это надгробье обоим
Ныне простое стоит на перекрестке дорог.
6. ЭПИТАФИЯ ДВУМ СЕСТРАМ
Старые сестры, мы были законнорожденною двойней,
Анаксо и Клено у Эпикрата отца;
Жрицей Харит — Клено, Анаксо же как жрица Деметры
Городу службу несли. Девять еще только дней
Нам до восьмидесяти оставалось годов, чтобы срока
Мы достигли, но бог сам назначает лета.
Мы мужей и детей возлюбили; состарились обе;
Ныне к Аиду пришли, успокоителю всех.
7. ОДЕЯНЬЕ ОМФАЛЫ
Радуйся ты, одеянье; тебя сняв, когда-то Омфала,
Родом лидийка, в твои пала объятья, Геракл.
Счастливо прежде ты было вполне, одеянье, и снова
Счастливо ныне, вступив в храм Артемиды златой.
8. ИЗОБРАЖЕНЬЕ ГЕРАКЛА И АНТЕЯ
Юности силу на схватке могучей борьбы испытали
Сын Посидона — один, Зевса же отпрыск — другой.
И не за медный сосуд меж них состязание было, —
Но не на жизнь, — на смерть оба схватились они.
Был Антей побежден, а Геракл победил, как и должно.
В пользу аргивян борьба, а не ливийцев была.
9. АРТЕМИДА-ОХОТНИЦА
Я — Артемида, как то подобает; и медь Артемиду
Эта являет сама, Зевса поистине дочь.
Девы ты смелость почувствуй; и скажешь, конечно, что
целой
Мало земли для того, чтобы охотиться ей.
10. ЭПИТАФИЯ ПАСТУХУ
Вечером сами собой коровы в стойло вернулись
С горных лугов, покрывал густо их хлопьями снег.
А Феримах, о печаль, у этого мощного дуба
Вечным покоится сном, молнией с неба сражен.
ДИОТИМ (Афины?)
1. «Светоносная» — эпитет Артемиды. Статуя богини в богатых усадьбах использовалась как светильник: в руку Артемиды вставлялся факел.
5. По обычаю, молодые бездетные вдовы возвращались в родительский дом.
7. Омфала (миф.) — лидийская царица, на службе у которой три года вынужден был пробыть Геракл, причем госпожа и ее раб поменялись одеждой. По истечении назначенного срока Омфала посвятила одеяние Геракла в храм Артемиды. По преданию, оно впоследствии было реликвией храма в Эфесе.
8. Антей (миф.) — сын Посидона и Геи (Земли), великан, вступавший в единоборство с каждым, кто переступал границу его владений. Геракл, зная, что Антей восстанавливает свои силы прикосновением к земле, сумел победить его, подняв над землей. В память об этом событии в Аргосе, где особенно чтили Геракла и его потомков, каждые пять лет происходили Гирей, т. е. состязания кулачных борцов; наградой победителю был бронзовый сосуд.