Дорические Храмы Великой Греции
В развитии дорического храма особое и значительное место занимают памятники Великой Греции (эллинских колоний по берегам южной Италии и Сицилии). Благодаря выгодному для морской торговли расположению на грани восточной и западной частей Средиземного моря и плодородию прилегающих территорий эллинские поселения в Великой Греции были очень многолюдны и быстро достигли значительного материального и культурного развития. Здесь широко развернулось строительство, ряд памятников которого, относящихся к VI веку до н. э. и весьма важных для истории зодчества, дошел до нас. Города Великой Греции заняли выдающееся место не только в развитии греческого искусства, но также науки и философии. Так, здесь протекала деятельность Пифагора, оказавшего известное влияние на возникновение греческой теории искусства.
Философская школа Пифагора возникла в VI веке до н. э. Это была целая организация, ставившая перед собой не только философские, но и религиозные и политические цели.
Будучи идеологом реакционных слоев греческой аристократии, Пифагор выдвинул мистическое учение о числе и гармонии, составлявшее ядро его метафизических взглядов на вселенную.
Учение Пифагора в рассматриваемую эпоху сыграло известную положительную роль в области изучения количественных закономерностей материального мира. Эти закономерности Пифагор пытался установить также и применительно к явлениям музыкальной гармонии. Изучая математическую зависимость между длиной звучащей струны и высотой тона и разрабатывая вопросы музыкальной гармонии, — Пифагор и его ученики выдвинули положение о необходимости применения математики к композиции художественного произведения. Можно предполагать, что это положение оказало влияние и на зарождение теории архитектурных пропорций.
Многие из храмов Великой Греции имеют ряд особенностей: 1 ) отсутствие описфодома, свойственного планам дорических храмов метрополии, и замена его адитоном, отделенным от заднего фасада сплошной стеной; 2) относительно небольшие размеры наоса по сравнению с площадью портиков и 3) выделение передней части храма при помощи двойного ряда колонн или простильного решения пронаоса.
Эти своеобразные черты вытекали из особенностей социального и культурного порядка, несколько отличных от метрополии и характерных для условий Великой Греции.