Новости истории

05.02.2020
В результате деятельности черных археологов, охотящихся за сокровищами генерала Ямаситы, на филиппинском острове Панай увеличился риск оползней.

подробнее...

03.02.2020
При строительстве автомагистрали в Восточной Чехии обнаружен древний колодец, которому больше 7,5 тысяч лет. Это древнейшее из достоверно датированных деревянных сооружений в мире.

подробнее...

01.02.2020
Еще одна находка из трюма затонувшего в XVII в. голландского судна. На этот раз фрагмент шелкового ковра.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 
 
Сообщество читателей. Обсуждение книг и фильмов

Древнейшие святилища и зарождение храма

По представлению эллинов, местопребыванием их богов служили не только определенные стихии (море, облака); боги избирали также и на земле места, которые посещали преимущественно перед другими. По большей части это были вершины гор и возвышенностей, ущелья гроты, долины, леса, рощи, а также отдельные деревья, которые представлялись эллинам обиталищем божества. 
В таких местах возникало постоянное почитание божеств. Появлялись святилища; часто это были просто священные рощи, где воздвигались алтари для жертвоприношений, а позднее сооружались храмы. 
Простейшим святилищем, наполовину природным, наполовину сооруженным человеком, является грот Аполлона у склона горы Кинф на острове Делосе (табл. 6, фиг. 1). Разместившееся в природной расщелине между скал, перекрытое двумя рядами наклоненных каменных плит, образующих подобие свода, это святилище, хотя, по-видимому, и перестроенное в позднейшее время, несомненно может служить примером примитивного типа. 
Позднее, с дальнейшим развитием представления о храме как о жилище бога, где помещалась его статуя, святилище стало строиться по типу жилища (рис. 2). Если в древнейшее время идолы иногда хранились в дуплах деревьев или под сенью их ветвей (Так, статуя Артемиды Эфесской стояла под буковым деревом, а в Орхомене изваяние Артемиды хранилось в дупле большого кедра еще и во времена Павсания, т. е. во II веке н. э. ), то начиная с VIII века до н. э. строительство храмов приняло широкий размах. Этому позднее способствовало приобретение религией государственного характера в греческом государстве, с чем было связано распространение и ряда новых культов, особенно культа Аполлона, покровителя многих городских общин. 
Храм является важнейшим типом монументальной эллинской архитектуры, тогда как в крито-микенскую эпоху самым монументальным зданием являлся дворец. В храмовых постройках нашли выражение наиболее характерные особенности греческого зодчества. 
От строительства предшествующего периода — дворцов и инженерных сооружений Крита, крепостных ансамблей микенского периода — монументальное строительство эллинов отличается более сложными идейными устремлениями. Оно служит удовлетворению религиозных, общественных и художественных запросов городской общины. Сложившееся в мифах и в эпической поэзии представление о божестве, как о человеке с прекрасным обликом, требовало создания достойного жилища — прекрасного храма. 
 
 
 
 
 
Обычно строительство храма предпринималось по заказу полиса и было делом всей рабовладельческой общины. Греческий храм не был в такой мере обособленной, замкнутой в себе организацией, находившейся в полном распоряжении жрецов, как это было в Египте. Да и сами жрецы не образовали, как в Египте, замкнутой касты, обладавшей особой политической властью. Однако в качестве охранителей святынь и представителей населения в «общении» с божеством, как «специалисты» по выполнению религиозных обрядов и истолкованию «воли богов», эллинские жрецы служили классу рабовладельцев на стороне аристократии или демократии, или лавируя между ними. 
Обычно жрец избирался из числа граждан. Жрецами некоторых храмов, однако, могли быть только члены определенного аристократического рода. В помощь жрецу для организации культовых действий и ведения хозяйства храма граждане выбирали на каждый год храмовое управление из нескольких человек. Позднее это стало тем более необходимо, что при храмах возникала сложная хозяйственная организация, и они иногда владели  разнообразным имуществом. Храм, просуществовавший двести или триста лет, нередко накапливал значительные богатства от приношений граждан, пожертвований общин, посвящения десятой доли военной добычи и пр. В результате накоплений храму принадлежало подчас более тысячи сосудов из драгоценных металлов, множество роскошных тканей, одежд, статуй, картин. Кроме того, на хранение в храмы сдавалась казна полиса, а иногда и союза общин, объединявшихся для военных и других целей. Несли сюда свое имущество и отдельные граждане. Храм становился своего рода священной кладовой и одновременно городским музеем. Все ценности были разложены и хранились в строгом порядке. Имуществу составлялись подробные описи, которые ежегодно проверялись. 
 
 
Рис. 2 
 
Организация религиозных празднеств, торжественных процессий требовала обслуживающего персонала; богатые храмы содержали музыкантов, флейтисток и владели большим количеством прислужников-рабов. 
Не выполняя непосредственных политических функций, храмы Греции, в особенности всеэллинские святилища, пользовались большим влиянием, которое они иногда пытались даже превратить в право на арбитраж при столкновениях между отдельными полисами и этим способствовать объединению эллинов. Так, дельфийская амфиктиония (объединенный совет святилища) добилась от своих членов клятвенного обязательства не нападать друг на друга. 
Наиболее влиятельные области Греции, получившие гегемонию над другими полисами, старались привлечь на свою сторону особо чтимые святилища, как Дельфы или Делос. 
Огромные преимущества давала святилищам их экстерриториальность во время войн; она позволяла им брать под свой контроль торговлю между эллинскими племенами. 
Общественная роль храма определила развитие храмового зодчества в древней Элладе и художественные достоинства его замечательных памятников. 
Отдельные греческие племена вносили в складывающийся тип храма свои особенности, причем важнейшая роль в его развитии принадлежала дорянам. 
Тип дорического храма, видимо, зародился и складывался в раннюю эпоху на Пелопоннесе. Лаконика, Элида и Арголида сделали для этого особенно много, так как здесь сложились благоприятные условия для непрерывного развития архитектуры. Именно в Арголиде мог быть подхвачен и развит строительный опыт древнейшего периода греческой культуры — микенского, так как перед глазами аргосских мастеров еще были остатки многих сооружений того времени. Они могли видеть микенскую («эгейекую») колонну не только на фасаде гробницы Атрея или на рельефе «Львиных ворот» (см. I том), но и во многих еще сохранявшихся тогда, но не дошедших до нас постройках. Немалое значение в разработке архитектурных форм сыграл высокий технический и художественный уровень аргосского керамического производства. Это способствовало не только художественной подготовке мастеров, но и применению в строительстве керамических деталей для облицовок, кровли и украшений. Античная традиция приписывала эту инициативу сикионскому гончару Бутаду. 
Из Пелопоннеса пути распространения и дальнейшего развития нового типа храма, насколько можно проследить по сохранившимся остаткам, вели частично на юг (Кирена), на север (Фермос в Этолии, Дельфы в Фокиде), на запад («Кадаччо» на Корфу); храмовое строительство богатых  греческих колоний в Сицилии и южной Италии еще более подвинуло его развитие. 
 
 
 
 
 
Придавая большое значение расположению своих храмов, греки строили их обычно на открытом и нередко возвышенном месте. Особое внимание при этом они обращали на масштабность здания и его связь с окружающим пейзажем. Поэтому греческие храмы воспринимаются как органическая часть окружающего пейзажа. Эллинские зодчие древнейшей и архаической эпохи, как правило, не ставили себе целью создание искусственно приспособленных строительных площадок, зато с большим умением и смелостью выбирали для расположения своих святилищ то склон покрытого лесом холма, то обрывистую скалу над морем (табл. 1). В случае размещения такого храма в пределах города его нередко ставили на возвышенной точке, господствующей над прилегающим свободным пространством. Священный участок (теменос), в котором располагался храм, обносился оградой, алтарь для жертвоприношений помещался под открытым небом, перед восточным фасадом храма. Чтобы сильнее выделить храм, его ставили на ступенчатом основании. В процессе развития храмов выработалось несколько типов последних.