Всеобщая история архитектуры. Том I Древний Восток и древневосточные деспотии
В период господства Римской империи словом «Восток» (Oriens) назывались подчиненное Риму провинции, расположенные к востоку от него. В наше время этот термин с добавлением «древний», употребляемый в науке условно, хронологически и территориально приобрел более широкое значение в результате раскопок и исследований, проведенных в XIX в. и особенно в XX в.
Кроме Египта и Двуречья (Ассиро-Вавилонии) — этих ведущих стран Древнего Востока, кроме Палестины и Сиро-Финикии, связывающих между собой долину Нила и бассейн Евфрата и Тигра, в понятие Древнего Востока входит страна хеттов в центральной части Малоазиатского полуострова, страна Урарту, территория народов всего Иранского плоскогорья и дальше на восток — вплоть до реки Инда.
Связи и влияние культур Египта и Двуречья на Востоке можно проследить до Китая, в то время как на Западе влияние Финикии, через ее колонию — Карфаген, достигало побережья Северной Африки и Испании.
Важно отметить связь некоторых областей СССР с древневосточными культурами. Так, в состав Урарту, политического соперника Ассирии, входила территория современной советской Армении. Следы влияния древневосточных культур сохранились на всем Кавказе, так же как и: в Причерноморье. Раскопки на территории советской Средней Азии позволили установить ближайшее родство ее
культур с культурами Ирана и Двуречья.
Расширяя рамки понятия «Древний Восток» территориально, мы должны сделать это и в хронологическом отношении.
К концу XIX в. «история, общественно-политическое развитие и материальная культура Египта и Двуречья были известны начиная лишь с III тысячелетия. В настоящее время раскопки дали возможность заглянуть гораздо дальше в глубь тысячелетий. В Египте развитие человеческой культуры можно проследить, начиная от палеолита включительно. В южной части Двуречья — Вавилонии, из-за менее благоприятных условий, человек поселился позже, но и здесь зарождение культуры восходит к энеолиту, т. е. ко (времени первого появления металла. Период постепенного перехода человеческого общества из стадии родовых отношений в стадию становления классового общества на Древнем Востоке датируется не позже, чем IV тысячелетием до н. э.
История социальных отношении в отдельных странах Древнего Востока естественно связана с условиями, в которых зарождался и складывался их государственный организм. Однако общий уровень их социально-экономического развития и общие черты их государственного устройства позволяют объединить эти страны как близкие друг другу социальные формации. В первую очередь это относится к ведущим странам долин Нила и Двуречья, где создался классический тип древневосточной деспотии. Основой хозяйства стран Древнего Востока было земледелие; ремесла и торговля играли в их экономике подсобную роль. Притом земледелие развивалось у них в особых условиях, связанных с необходимостью применять искусственное орошение неплодородной без этого земли. Устройство орошения в условиях родового общества являлось делом родовых, а позже сельских обшин. После образования классового общества эта основная хозяйственная задача требовала сохранения методов обработки земли совместными усилиями односельчан и концентрации управления общественными работами по орошению в одних руках. Поэтому дробление земли на небольшие участки было невозможно, и право собственности на землю также сосредоточилось в одних руках. Земля считалась собственностью правителя всей страны (царя, фараона). Фактически же ее эксплоатировали те областные правители, в ведении которых она находилась. «Отсутствие частной собственности на землю действительно является ключом к пониманию всего Востока»,—говорит Энгельс,—«тут корень и политической и религиозной истории» (Ф. Энгельс. Собрание сочинений, т. XXI, стр. 403). Обработка земли и связанные с нею ирригационные работы — строительство плотин, каналов и т. п. — производились прикрепленными к данным областям свободными земледельцами и рабами. Для управления этими сложными и колоссальными по объему работами, а также для охраны и учета урожаев (помимо остальных государственных задач) необходимо было создание четко организованного бюрократического аппарата.
Сложность производственных процессов и трудности управления ими обусловили и сложность классовой структуры общества. Эксплоатируемая масса основного населения не была однородна по своему правовому и социальному положению. Она делилась на свободных (земледельцев и ремесленников) и рабов, принадлежавших царю, аристократии, храмам. Господствующий класс состоял из представителей огромного бюрократического аппарата во главе с фараоном. Занимая руководящие посты в политическом, военном и финансовом управлении или в обладавшей огромным влиянием касте жрецов, многие из них являлись и фактическими обладателями земель. Сосредоточение власти и всех богатств страны в руках царя-фараона получало санкцию в религиозном мировоззрении народов Древнего Востока. Центральной идеей их религий было поклонение силам природы, принимающим образы богов, верховным из которых являлся бог солнца на небе и обожествленный фараон-царь на земле. Идея божественности верховного правителя укреплялась в сознании населения при помощи целого ряда торжеств и религиозных церемоний.
«Он — бог премудрости... Он — солнце лучезарное, озаряющее обе земли больше солнечного диска; он зеленит больше великого Нила... Он — жизнь, дающая дыхание... Он — производитель существующего. Он — родитель людей... Возлюбленный царя будет блажен, а враг его не найдет себе гробницы — его труп бросят в воду...» — возвещает могильная надпись времени XII династии в Абидосе. А ниже та же надпись дает характеристику положения трудящихся: у кузнеца «пальцы были подобны крокодиловой коже, он издавал запах хуже, чем гнилая икра. Каждый ремесленник... работает больше, чем могут сделать его руки... Если он не доделает днем положенного, его бьют, как лотос в болоте...».
Деспотическая система управления огромными земледельческими странами при многочисленном населении и при наличии чрезвычайно низкого уровня его жизненных потребностей (жилье, пища, одежда при данных климатических условиях) создавала возможность применения в колоссальных масштабах простейших форм кооперации, труда. На значение простой кооперации труда при создании монументальных сооружений Древнего Востока указывает Марке в «Капитале» (К. Маркс. Капитал, т. I, гл. XI). Там же (гл. XIV) он подчеркивает, что возможность грандиозных строительств создавалась почти неограниченным количеством прибавочного труда, находившегося в распоряжении центральной власти. «Грандиозные сооружения Древнего Египта обязаны своим возникновением не столько многочисленности египетского населения, сколько тому обстоятельству, что значительная часть последнего могла быть употреблена на это дело. Индивидуальной рабочий может доставить тем больше прибавочного труда, чем меньше его необходимое рабочее время; то же самое относится и к рабочему населению в целом»; чем меньшая часть его требуется для производства необходимых средств существования, тем больше остальная его часть, которую можно употребить на какое-либо другое дело» (стр. 398).
Такова экономическая и техническая основа того монументального строительства пирамид, гробниц, храмов в Египте, городов, дворцовых сооружений, водопроводов и пр. в Двуречье, остатки которых до сих пор вызывают удивление.