Санникова Ю.
Для того чтобы стреляться на дуэли, во-первых, необходимо было принадлежать к благородному сословию, а, во-вторых, правильно выбрать вид поединка. Сама дуэль как дело чести — нужно было компенсировать обиду — была поистине ритуальным действием, поэтому строго регламентировалась.
Правила касались всего — места, где будет происходить поединок, времени проведения, одежды, в которую облачались дуэлянты и самое главное — вида дуэли.
Дуэль Онегина и Ленского. Иллюстрация к "Евгению Онегину". Худ. И. Е. Репин, 1899 г.
Поскольку дуэль зародилась в среде военных, вполне логично, что именно армейская среда оказывала самое большое влияние на дуэльный ритуал. Важно было учитывать и психологический аспект, то есть, кем являлись противники, и что за оскорбление было нанесено.
Особенно ожесточились дуэли после Отечественной войны 1812 года и заграничных походов России. Теперь стрелялись так, что это походило более на самоубийство, чем на поединок.
Дуэль. Худ. И. Е. Репин, 1897 г.
Самоубийственными дуэлями были стрельба на три шага и американская дуэль, в которой соперники тянули жребий, и так решали исход поединка.
Существовали и совершенно экзотические виды дуэли: в темную комнату, с запертыми в ней противниками пускали ядовитую змею и ждали, когда раздаться предсмертный вопль.
Дуэль. Рисунок М. Ю. Лермонтова. 1832 г.
Еще стрелялись у обрыва, чтобы даже в случае ранения смерть была неминуемой. Популярной была и четверная дуэль, где после обиженных стрелялись их секунданты.
Кстати, американской дуэлью или американкой называли и еще один вид дуэли, проходившей по принципу "голодных игр". Соперники, условившись о месте проведения, обычно это был лес или ущелье, прибывали туда с разных сторон, в точно оговоренное время и, вооружившись, отправлялись выслеживать другу друга. Побеждал тот, кто первым обнаруживал противника и убивал его.
Дуэль Пушкина с Дантесом. Худ. А. Наумов, 1884 г.
Популярнейшим видом дуэли в России была, как следует из названия, русская или гусарская рулетка. В большинстве случаев кто-нибудь да проигрывал в нее свою жизнь.
Существует огромное количество правил для этой смертельной игры: сколько патронов заряжать, сколько раз крутить барабан, куда стрелять. Существовала и облегчённая версия русской рулетки, когда револьвер приставляли к ладони или вообще стреляли в сторону.
Последний выстрел А. С. Пушкина. Худ. А. Волков, 1869 г.
В русскую рулетку играли в лермонтовском "Герое нашего времени", акуниновском "Азазеле" и даже у Стивена Кинга в "Воспламеняющей взглядом".
Дуэльный кодекс, существовавший ранее стихийно, в виде устных правил, был составлен в письменном, а вернее печатном виде только в 1908 году В. Дурасовым. В нем все виды дуэли были тщательно задокументированы и описаны.
Законная дуэль, согласно кодексу, проводилась только на пистолетах, либо шпагах, либо саблях. Место и оружие выбирал тот, кто считал себя оскорбленным, т.е. тот, кто вызывал на дуэль.
Дуэль после маскарада. Худ. Ж.-Л. Жеров, 1857 г.
В 19 веке все чаще стрелялись. Драться на шпагах было довольно утомительным занятием. Все дворяне с детства обучались фехтованию, поэтому шпагой владели превосходно. Такие дуэли могли продолжаться несколько часов и полностью выматывали противников. Затея лишалась смысла. Стреляться было быстрее и надёжнее.
В России чаще всего стрелялись с барьеров. На дорожке отмечалось определенное расстояние (обычно 10-20 шагов), границы которого считались барьерами и соответственно помечались, например сброшенными на землю шинелями. Противники размещались на равном расстоянии от барьеров, держа оружие дулом кверху.
Дуэль Онегина с Ленским. Худ. И. Е. Репин, 1901 г.
После команды распорядителя они начинали двигаться навстречу друг другу — сходиться. Дойдя до барьера, останавливались и стрелялись.
Самыми жестокими дуэлями считались следующие.
Пистолет ко лбу. Чисто русский, не встречающийся больше нигде, вариант экстремальной дуэли. Противники помещались друг от друга на максимально коротком расстоянии, минимально в 5 шагов. Из двух пистолетов заряжали только один, оружие тянули по жребию. По команде стреляли одновременно друг в друга.
Дуло в дуло. Вариант аналогичный предыдущему, но с двумя заряженными пистолетами. В 90% случаев оканчивался смертью обоих противников.
Через платок. Соперники вставали спиной друг к другу и держались левой рукой за край платка, растянутого между ними по диагонали. По команде разворачивались и стреляли.
Что касается известных дуэлей, то, например Пушкин стрелялся с Дантесом с барьера в 10 шагов, причем стрелять можно было в любой момент при подходе к барьеру. Дантес выстрелил первым и смертельно ранил поэта, но тот тоже успел выстрелить и ранить француза. Правда рана оказалась легкой, и Дантес выжил.
Лермонтов стрелялся с Мартыновым с барьеров в 15 шагов. По легенде поэт выстрелил в воздух, а оскорбленный его насмешками Мартынов долго целился и убил наповал выстрелом в грудь.
С дуэлью Лермонтова, кстати, связано много загадочного. Некоторые исследователи сомневаются, был ли поединок действительно дуэлью или преднамеренным убийством. Речь, конечно, не о фантастической версии, согласно которой на дуэли в поэта стрелял не Н. С. Мартынов, а киллер, прятавшийся под кустом. Убийца якобы выстрелил одновременно с Мартыновым и именно его выстрел оказался смертельным. На роль заказчика чаще всего выдвигали царское правительство и даже лично Николая I, бывшего тогда у власти.
Известный советский писатель Константин Паустовский так проникся этой идеей, что даже написал повесть "Разливы рек", в конце которой умирающему Лермонтову чудится из кустов над обрывом второй выстрел.
Лермонтов на Кавказе. Худ. П. П. Кончаловский, 1940-е гг.
На самом деле, конечно, никакого наёмного убийцы не было. Иначе участники дуэли (а их было достаточно) о нём бы упомянули. Вопрос о преднамеренном убийстве поэта имеет совершенно другую подоплёку. Почти всё указывает на то, что Мартынов — соперник Лермонтова — знал, что поэт не будет стрелять в него 15 июля 1841 года у Перкальской скалы в Пятигорске (время и место роковой дуэли). И использовал это знание, чтобы покончить с Лермонтовым, который постоянно изводил его своими насмешками.
Условия поединка были жесточайшими: стрелять не менее 3 раз, осечки считались как выстрел, расстояние между барьерами 10 шагов. Даже самый плохой стрелок вряд ли бы промахнулся с такой короткой дистанции. Смертельный исход в такой ситуации был практически неизбежен.
Есть мнение, что жёсткие условия были выдвинуты специально. Надеялись, что Мартынов, известный трус, от поединка откажется. Но малодушный Мартынов почему-то не отступился. Вскоре станет понятно, почему.
Дальше начинается самое интересное. Накануне дуэли, 14 июля Лермонтов прямо говорит секундантам, что стрелять в Мартынова не будет. Повод, мол, несерьёзный. К тому же с Мартыновым они вроде как приятели.
Неизвестно, передали ли эти слова Мартынову или нет. Думается, что все-таки передали. Но даже если Мартынов перед вечером 15 июля пребывал в полной уверенности, что его противник намерен стреляться, дальнейшие действия Лермонтова должны были его в этом разубедить.
По воспоминаниям одного из секундантов, князя Александра Васильчикова, Лермонтов, когда скомандовали "Сходитесь!", остался неподвижен. Он взвел курок пистолета и поднял его дулом вверх — жест, который невозможно спутать ни с чем, и который сигнализирует противнику — выстрел будет в воздух. Мартынов же, не обращая внимания, торопливо шёл по направлению к Лермонтову.
В этот момент прогремел выстрел. Поэт разрядил свой пистолет в воздух. Подойдя к барьеру, Мартынов выстрелил и сразил соперника наповал. Лермонтов умер практически сразу. С 20 шагов промахнуться сложно.
Понравилась статья? Отправьте автору вознаграждение: