Курс Культурология. Разработано О. Г. Петровой Этапы становления и развития античной культуры
Античная культура - колыбель европейской цивилизации. Античный мир - сложное и многообразное понятие. Термин "античный" (от латинского "древний") появился во времена итальянского Возрождения для определения греко-римской культуры, считавшейся тогда древнейшей. Однако позднее были открыты более древние восточные культуры, и термин приобрел чисто условное значение. Этапы античной культуры - эгейская (крито-микенская культура), древнегреческая, древнеримская. В свою очередь этапы древнегреческой и древнеримской культуры делятся на отдельные периоды.
В конце XIX - начале XX вв. археологи обнаружили древнюю культуру (эпохи бронзы) на территории материковой Греции, островах Эгейского моря и западном побережье Малой Азии. Она получила условное географическое название - "эгейская культура". Ее история строится исключительно на материалах археологических исследований. В районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности. Древнейшая из них - критская или минойская, с центром на о. Крит (3000-1200 гг. до н. э.). На островах развивалась кикладская культура, а в Пелопоннесе- элладская. Центры последней - Микены и Тиринф. Именно на Крите и в Микенах была обнаружена наиболее значительная группа археологических памятников: развалины дворцов и частных жилых домов, гробницы, скульптура, стенная живопись, расписные вазы, резьба по камню. Эгейская культура стала во многом основой культуры Эллады.
Период греческой истории XI-VIII вв. до н.э. принято называть "гомеровским". Главным письменным источником для его изучения служат поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". Это было время так называемой военной демократии.
Гомеровский период был бесписьменным, первые известные после длительного перерыва греческие надписи принадлежат уже другой эпохе - архаической (вторая половина VIII в. до н. э.), В них уже используется алфавитное письмо, заимствованное греками у финикийцев. Этот народ купцов и мореплавателей, хитроумный и предприимчивый, держал в своих руках на рубеже II и I тысячелетий до н.э. чуть ли не всю торговлю на Средиземном море. Памятников его искусства, широко использовавшего в этот период чужеземные образцы, осталось сравнительно мало. Тогдавший мир обязан финикийцам изобретением пурпура (красителя, изготовлявшегося из особого вида моллюсков), совершенствованием стеклянных изделий и, главное, созданием алфавитного письма (впоследствии усовершенствованного греками), более удобного для торговых операций, чем египетские иероглифы или вавилонская клинопись.
Период архаики (VIII-VI вв. до н. э.) вносит основополагающие перемены во все сферы жизни Греции. Они связаны с так называемой великой колонизацией. Многочисленные греческие колонии появлялись и на Востоке и на Западе. Изменения в хозяйственном укладе жизни, развитие рабства и товарно-денежных отношений сопровождались глубокой социальной борьбой, итогом которой стало установление рабовладельческой демократии. Основа античной культуры - полис, то есть город-государство.
Культура Древней Эллады, в отличие от предшествующих, приобретала гражданский характер. Доминанта сознания грека - гражданина полиса - ощущение свободы. Оно нарастает в период архаики, достигает высшей точки в классический период и постепенно угасает в эпоху эллинизма. Именно свобода является основной несущей конструкцией здания уникальной древнегреческой культуры. Демократия порождала и укрепляла в сознании граждан доверие к своему разуму. Самочувствие древних греков в природе и обществе не могло не отразиться на их отношениях с богами. Мир богов был подобен миру людей, мотивы их поступков - подобны человеческим. Сверхчеловечность для греков - это красота и абсолютная гармония, причем божественную "идеальность" они считали достижимой и для человека, по крайней мере, для героев. Древний грек принимает природу такой, какой она видится ему - с тайнами и опасностями. Жизнь для него - борьба, но в ней есть и упоение победой. И хоть за жизнью следует смерть, главное в жизни - радость. Основные черты античной культуры, проявившиеся прежде всего в греческой культуре, - красота, мера, гармония. Именно в этом смысле античная культура стала классической, то есть образцом для европейской культуры Нового времени. Агонистика - состязательность - ведущий принцип античной культуры. Сочетание разнообразия и взаимной лояльности породило благородное соревнование отдельных личностей, групп и полисов в целом за достижение превосходных результатов во всех сферах жизни, но особенно - в спортивных играх.
С начала V в. до н. э. заметно возросло значение Афин, поэтому классический период иногда именуют аттическим. Именно обитатели Аттики (области на Юго-Востоке Средней Греции, где и расположены Афины), и прежде всего афиняне, придали неповторимое своеобразие греческой культуре классической эпохи. Период наивысшего культурного расцвета Афин наступил в правление Перикла. Миро - и самоощущение свободных эллинов в это время поистине уникально. Никогда и нигде больше человек не воспринимал жизнь столь ясной, а человеческие возможности столь безграничными. Органическая слитность человека с полисом, частью которого он был, давала ощущение надежности, защищенности, открывала целый спектр возможностей для самореализации и изменения своего социального положения. Человек пока еще не ощущал потребности вглядеться и понять самого себя, уяснить мотивы собственных поступков, дать им оценку. Афинское государство заботилось и о культурной жизни своих граждан, предоставляя им возможность участвовать в празднествах, посещать театр. Высотой культурных запросов афинян государство гордилось не меньше, чем их богатством, победами и демократическими институтами. Свобода духа, интеллектуальная честность были присущи народу Эллады, формировались и закреплялись самим образом жизни греков, сложившейся системой образования и воспитания молодежи. Структура рабовладельческого общества способствовала появлению людей „свободных" профессий: философов, поэтов , драматургов, риторов. Греческая философия удивительно многообразна. В русле ее образовалась почва для развития античной науки. Именно в греческой философии - "матери всех наук" - возник метод, приложимый к любым сферам познания и жизни, и способ мышления, позволяющий из одного знания выводить другое.
Благодаря деятельности софистов (мудрецов) сложилось представление о школе. Воспитание в понимании греков - неразрывное единство физического и нравственного развития. Обучение включало чтение, письмо, счет, музыку и гимнастику. Софисты принесли с собой новый предмет, необходимый в демократических Афинах, - риторику, т.е. умение убеждать людей на народных собраниях, управлять настроениями толпы. В практике воспитания не было лицемерия. Дети росли готовыми к свободе. Греки сформировали культуру, в которой гармонично сочеталось духовное и физическое начало. Девиз греческой культуры: "В здоровом теле здоровый дух".
Главные символы греческой культуры - боги Аполлон и Дионис. Им соответствовали два противоположных мироощущения: Аполлон - бог пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и покоя. Дионис - бог раскованности и свободы, природной стихии и инстинктов, вина и виноделия, непокоя и чрезмерности. Почитание Аполлона привело к созданию удивительной скульптуры, поэзии, а в дальнейшем нашло отражение в уникальных достижениях эпохи Ренессанса. Почитание Диониса обусловило рождение греческой трагедии, театрального искусства, ряда направлений в античной философии, получивших развитие в последующие эпохи. Греки полагали, что в культуре, как и в самой жизни, должны сочетаться оба эти начала. В их сплаве - залог жизнестойкости культуры, ибо господство одного из них приведет, в конце концов, либо к стагнации, застою, либо к разрушению и хаосу, протесту ради протеста.
Однако уже в эпоху эллинизма в культуре произошли значительные изменения. Упадок общественной жизни в бывших полисах породил чувства неуверенности в завтрашнем дне. Это - доминанта сознания греков эллинистического периода.
В греческой философии того времени преобладала этическая проблематика. Главная отправная точка всех суждений - признание человеческого счастья наивысшим благом. Ответы на эти вопросы искали на рубеже IV-III вв. до н. э. новые философские течения и школы киников, эпикурейцев, стоиков. Киники (Диоген и др.) провозглашали, что в основе счастья и добродетели лежит отказ от богатства, славы, чувственных удовольствий, пренебрежение к общественным нормам. Стоики верили в возможность создания идеального "всемирного государства", населенного "гражданами мира" и основанного на разумных началах. Мысль о равенстве людей - основа социально-этического идеала стоиков. Для Эпикура сущность счастья - в отсутствии страданий.
Логика исторического развития привела Грецию к утрате свободы. Но парадоксальным образом, благодаря потере свободы внешней, она совершила прорыв к новым измерениям свободы внутренней. Стоицизм стал поистине национальной философией Рима, проложил европейской цивилизации путь к христианству. Первые христиане-мыслители говорили: "Господь Бог в своем попечении о человеческом роде до пришествия Христа дал евреям закон, а эллинам - философию".
Таким образом, наиболее характерные особенности древнегреческой культуры - высокая степень развития художественного творчества: мифологии, философии, скульптуры, архитектуры, лирики, театра.
Римская культура во многом базировалась на греческой. Обе культуры формировались на базе античной гражданской общины и основных ее ценностей. Служение общине было долгом и благом и эллина и римлянина. И греки и римляне, будучи свободными, противопоставляли свободу (хоть и толкуя ее по-разному) рабству. И те и другие не мыслили себя вне самой тесной связи гражданской общины с богами и полубогами, покровительствующими ей.
Вместе с тем между греками и римлянами имелись и серьезные различия. Наиболее яркой особенностью древнеримской культуры явилась высокая степень развития практической деятельности: военное дело, право, историческая наука, риторика, сатира, зрелища.
Так, у греков было славное прошлое (Троянская война), римлянам же надо было постоянно утверждать себя в настоящем. Войны во многом определили организацию, строй жизни и всю историю Рима. Различна и мифология Древней Греции и Древнего Рима. Греческие мифы - о богах и героях, римские - о самом Риме, его победах и славе. Главный римский миф об основателях города Ромуле и Реме. Мифы объясняли настоящее и давали руководство в будущих делах. Вся римская действительность с постоянными войнами делала наиболее ценимыми в обществе такие качества, как мужество, верность, стойкость, гордое достоинство, суровая сдержанность. Особая роль в римском обществе принадлежала праву.
Римской культуре оказались присуща открытость, способность вбирать в себя культурные ценности других народов. Однако культурный синтез был бы невозможен без наличия точек соприкосновения различных культур. Это и обеспечило римской культуре ее удивительную жизнеспособность. Римская культура изначально складывалась как культура синтетическая. Всё - научные и философские идеи, мифология и искусство - переосмысливалось с позиций доминанты римского сознания: "Рим - центр мира". Еще до II в. н. э. римская культура становится двуязычной. Греческий язык стал обычным в высшем обществе. Прекрасные греческие статуи появились как в общественных зданиях Рима, так и в жилых домах, именно тогда возникло много копий с прославленных творений Мирона, Фидия, Поликлета, Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Однако, в отличие от Греции, где художников чтили как избранников богов, искусство Рима было вполне утилитарным. Утилитарность проявилась в различных сферах творческой деятельности. Рим славился искусством слова, ораторского мастерства. Существовали специальные риторские школы, причем решали они государственные задачи: готовили будущих государственных чиновников, а те несли блага римской цивилизации в самые отдаленные уголки империи.
Марк Туллий Цицерон популяризировал среди римлян достижения греческой философии. Учась у греков, он вместе с тем упрекал их за увлечение умозрительными науками, в частности математикой, и считал правильным ограничить ее развитие "надобностями денежных расчетов и земельных межеваний".
Интеллектуалы Рима, по большей части, находились под влиянием философии стоиков. Внутренний мир, воцарившийся при принципате, породил оптимизм и веру в божественное провидение, которое, как учили стоики, правит миром. Эта вера соединялась с идеями исторического предназначения Рима, призванного самим провидением господствовать, неся другим странам мир и процветание. Эти идеи пронизывают эпическую поэму Вергилия "Энеида".
Последним словом античной языческой философии явился неоплатонизм, заметно повлиявший на христианство. Это элитарная философия, пронизанная мистикой.
Основная черта науки в римском обществе - подход к знаниям не как к теории, а как к практической дисциплине. Это определило характер римского образования и науки. Особую роль в Древнем Риме играли исторические науки (Тацит, Тит Ливи и, Полибий), биографическое творчество ("Сравнительные жизнеописания" Плутарха).
Внешнее величие Рима, обожествление императоров, подобно восточным владыкам, имело теневую сторону, весьма болезненную для самих римлян. Путь простого римлянина от "гражданина" к "подданному" был легче, чем аналогичный путь грека. Римляне психологически были более готовы к повиновению. Рим в эпоху императорского правления охватила волна междуусобных войн с целью захвата центральной власти. В империи, как ранее в эпоху эллинизма, росло чувство неуверенности в завтрашнем дне, ощущение зависимости от чужой (императорской) воли.
К концу IV в. христианство становится господствующей религией в Римской империи. Диктатура крупных землевладельцев нашла в христианской религии необходимую идеологическую опору, массы - психологическую поддержку.
Понравилась статья? Отправьте автору вознаграждение: