Курс Культурология. Разработано О. Г. Петровой Европейская культура XIX в.
Романтизм (франц. romantisme, от ср.-век. romant - роман) - идейно-художественное направление, развившееся во всех странах Европы и в Северной Америке на рубеже XVIII-XIX вв. Получил отражение в различных областях науки, литературы и искусства.
В Германии романтизм сложился на рубеже XVIII-XIX вв., и получил наибольшее развитие в первой четверти XIX в. Во Франции, где были сильны традиции классицизма, формирование романтизма особенно в театральном искусстве, длилось дольше. Романтизм был порожден неудовлетворенностью широких общественных кругов результатами буржуазной революции, протестом против национального порабощения, политической реакции. Для представителей романтизма характерно разочарование в учении просветителей XVIII в. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Представители романтического движения проявляли значительный интерес к национальному прошлому (нередко идеализировали его), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира (прежде всего в области истории и литературы). Своего расцвета романтизм достиг в 20-30-е годы XIX в.
Истинной родиной романтизма была Германия. Немецкий романтизм выдвинул таких выдающихся писателей, как Жан Поль (1763-1885), Генрих фон Клейст (1777-1811). Вершин романтизма достиг Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822). Его произведениям присущи драматизм и сарказм, лирика и гротеск (например, "Эликсир дьявола"). Он критически воспринимал реальности бытия (повесть "Золотой горшок", сказки "Крошка Цахес", "Повелитель блох"). Гофман - один из основоположников немецкой романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтические опер "Ундина". Поэтические образы Гофмана вдохновили композиторов - Р. Шумана (балет "Клейслериана"), Ж. Оффенбаха ("Сказки Гофмана"), П. И. Чайковского (балет "Щелкунчик"). В первой половине XIX в. творил Генрих Гейне (1797-1856), великий поэт Германии, сочетающий в своем творчестве романтику и иронию.
Гениальным испанским живописцем-романтиком был Франциско Гойя (1746-1828). Его искусство отличалось смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией и социально направленным гротеском. Гойя создал замечательные гравюрные произведения, избрав технику офорта. Бессмертным созданием великого испанца стали офорты "Каприччос" (80 листов), работа над которыми заняла пять лет. В них острая социальная сатира, позиции художника направлены против бесправия, суеверия, невежества, тупости.
В Англии огромным было воздействие лирического романтизма Джорджа Ноэла Гордона Байрона (1788 - 1824). Его поэма "Паломничество Чайльд Гарольда" вывела в жизнь романтического бунтаря-индивидуалиста, типичного разочарованного героя посленаполеоновской поры. Активный гуманизм и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тогдашней Европы.
Английский романтизм представляют также Дж. Китс и П. Б. Шелли. Дж. Китс (1795-1821) - автор патриархально-утопической идиллии "Эндимион", в которой выражен протест против пуританского ханжества. В одах "Огонь", "Психея" поэт воспел культ красоты и гармонии в природе. Он автор символико-аллегорической поэмы "Гиперион".
Перси Бишу Шелли (1792-1822) - автор аллегорической поэмы "Королева Маб", разоблачающей порочность современного ему общества. В поэме "Восстание Ислама" Шелли оправдывает насильственное свержение деспотии. В трагедии "Ченчи" и в лирической поэме "Освобожденный Прометей" он дал философское осмысление проблем свободы и тирании.
Романтические тенденции заявляют о себе и в живописи. Начало романтизма во французской живописи связано с творчеством Теодора Жерико (1791-1824). Одна из его главных работ - полотно "Плот Медузы". Замечательнейшее явление романтизма - живопись Эжена Делакруа (1798-1863), часто писавшего полотна на мотивы поэзии Байрона и создавшего ряд исторических композиций. Так, в разгар революционных событий 1830 г. он пишет шедевр - картину, воплотившую бунтарский пафос, характерный для романтизма, которую назвал "Свобода, ведущая народ".
Значительнейшим представителем романтизма в театре и литературе был французский поэт и драматург Виктор Гюго (1802-1885). Предисловие к написанной им в 1827 году драме "Оливер Кромвель" стало значительным вкладом в теорию романтизма. В русле идей романтизма создавали свои литературные и драматические произведения Александр Дюма (1808-1870), Альфред де Виньи (1797-1863), Альфред де Мюссе (1810-1857) и др.
Романтическое направление в музыке оказалось на редкость богатым выдающимися дарованиями. Это немецкий композитор, музыкальный критик, выразитель эстетики романтизма Роберт Шуман (1810-1856). Он создатель программных фортепьянных циклов ("Бабочки", "Карнавал". "Фантастические пьесы", "Крейслериана"), лирико-драматических вокальных циклов, оперы "Геновена", оратории "Рай и Пери" и многих других произведений. Представителем романтизма был французский композитор и дирижер Гектор Берлиоз (1803-1869). Ему принадлежат "Фантастическая симфония", "Траурно-триумфальная симфония", опера-дилогия "Троянцы", Реквием. Романтическое направление представлено и в творчестве немецкого композитора, дирижера, музыкального писателя, реформатора оперного искусства Рихарда Вагнера (1813-1883). Знамениты и широко известны его оперы "Риенци" "Летучий голландец",
"Тангейзер", "Лоэнгрин", "Тристан и Изольда" и многие другие музыкальные произведения.
Идеи романтизма нашли отражение и в творчестве венгерского композитора, пианиста, дирижера Ференца Листа (1811-1886). Им созданы оратория "Фауст-симфония", 13 программных симфонических поэм, 19 рапсодий, этюдов, вальсов и около 70-ти других музыкальных произведении. Представителем романтического направления был польский композитор и пианист Фридерик Шопен (1810-1849). Им написаны 2 концерта, 3 сонаты, 4 баллады, скерцо, ряд экспромтов, ноктюрнов, этюдов и песен.
Кроме того, романтизм представлял собой форму идеологии: особое романтическое направление, сложившееся в области философско-эстетических идей, политической экономии и исторической науки.
Таким образом, в целом романтизм способствовал более углубленному философскому познанию, многостороннему художественному обобщению процесса развития человека и мира со всеми свойственными им противоречиями. Он обогатил мировую культуру непреходящими по своему значению духовными ценностями и проложил новые пути для ее развития.
Реализм утверждается в 30-40-е гг. XIX в. наряду с романтизмом в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением в европейской культуре.
Реализм в литературе и искусстве - это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
Писатели и художники обратились к действительности во всех ее проявлениях, обличая стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.
Во Франции в 30-40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения писатели, пользующиеся мировой известностью, такие как Оноре де Бальзак (1799-1830), написавший 95-томную "Человеческую комедию", Виктор Гюго (1802-1885), автор романов "Собор Парижской богоматери", "Девяносто третий год", "Отверженные" и др., а также Гюстав Флобер (1821-1880), автор романов "Госпожа Бовари", "Воспитание чувств", "Саламбо"; Проспер Мериме (1803-1870) - мастер новелл ("Матео Фальконе", "Коломба", "Кармен"), автор пьес, исторических хроник ("Хроника времен Карла IX").
В 30-40-е годы реализм становится ведущим направлением в литературе Англии. Основоположником и лидером английского критического реализма был Чарльз Диккенс (1812-1870). Выдающийся сатирик и юморист, он создал произведения ("Домби и сын", "Тяжелые времена", "Большие ожидания"), являющиеся вершиной реализма.
Его современник Уильям Мейкпис Теккерей (1811-1863) в романе "Ярмарка тщеславия", в историческом произведении "История Генри Эсмонда", сборнике сатирических эссе "Книга снобов", цикле пародий "Романы прославленных сочинителей" образно показал пороки, присущие буржуазному обществу.
Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIX столетия в творчестве Ж. Ф. Милле (1814-1875), создавшего цикл реалистических полотен, изображавших жизнь крестьян, и выдающегося мастера жанровой живописи Гюстава Курбе (1819 -1877). Творчество этих художников было знаменательным явлением на фоне помпезной академической живописи эпохи Второй империи. Милле и Курбе стали предшественниками импрессионистов, с которых начинается новый этап в развитии художественного творчества.
Вершиной реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. стало творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813-1901). В знаменитых операх 1850-х гг. "Риголетто", Трубадур", "Травиата" простой выразительностью музыкального языка Верди удалось глубоко постичь внутренний мир героев. Наиболее значительные творения Верди - оперы "Дон Карлос" (по драме Ф. Шиллера, 1867) и "Аида" (опера написана по заказу египетского правительства ко дню открытия Суэцского канала, 1870). К шедеврам оперного реализма относится музыкальная драма "Отелло" (1886) и комическая опера "Фальстаф" (1892), созданные, Верди на сюжеты Шекспира.
Высшим достижением музыкального и оперного искусства во Франции стало творчество Жоржа Бизе (1838 - 1875) - автора опер "Искатели жемчуга", "Пертская красавица", "Джамиле". Опера "Кармен", признанная вершиной французской реалистической оперы, вошла в репертуар многих театров мира.
В конце XIX в. реалистическое направление в английской литературе было представлено творчеством, главным образом, трех писателей, завоевавших мировую известность: Джона Голсуорси (1867-1938), Джорджа Бернарда Шоу (1856-1950) и Герберта Джорджа Уэллса (1866-1946). В их произведениях реализм получил дальнейшее развитие. Так, Д. Голсуорси в трилогии "Сага о Форсайтах" и "Современная комедия" дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца XIX - начала XX вв. Д. Б. Шоу - один из учредителей "Фабианского общества", создатель драм-дискуссий, в центре которых было столкновение враждебных идеологий, бескомпромиссное решение социальных этических проблем, например "Дома вдовца", "Профессия госпожи Уоррен", "Тележка с яблоками". Г. Д. Уэллс - классик научно-фантастической литературы. Проблемы научно-технического прогресса он связывает с социальными и нравственными прогнозами развития общества. В романах "Машина времени", "Человек-невидимка", "Война миров" Уэллс опирался на новейшие научные концепции.
В последней трети XIX в. мировое звучание приобретает литература скандинавских стран. Это прежде всего произведения норвежских писателей Генриха Ибсена (1828-1906), Бьёрстерне Мартинуса Бьернсона (1832-1910), Кнута Гамсуна (1859-1952). В своих остро сатирических социально-реалистических драмах "Кукольный дом" ("Нора"), "Приведения", "Враг народа" Г. Ибсен призывал к эмансипации человеческой личности свободной от лицемерной морали. Его произведения - одно из высших достижений реалистической западно-европейской драматургии. Основоположник норвежской драматургии и критического реализма - Б. М. Бьернсон (лауреат Нобелевской премии 1903 г.). Свои социально-критические взгляды он отразил в драмах "Банкротство", "Свыше наших сил", а также в стихах. Перу К. Гамсуна принадлежат психологические романы "Голод", "Мистерии", "Пан", "Виктория", в которых изображен бунт личности против обывательской среды.
В архитектуре XIX в. романтизм не создал собственной школы, однако в индустриальных странах, особенно в Англии, начинает быстро развиваться промышленная архитектура. Построенные в 30-40-х годах XIX в. вокзалы, мосты, фабрики подчас предвосхищали решения, характерные для конца XIX столетия. Быстрый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых проспектов и транспортных артерий.
Начиная с конца Зи-х годов XIX в. классицизм постепенно себя изживал. Начинался период эклектики в архитектуре, длившийся до конца XIX в. и прошедший несколько этапов: 30-60-е гг. - увлечение готикой, итальянским ренессансом, а затем барокко и рококо. В 70-90-х гг. главным становится техническая и функциональная целесообразность: строятся промышленные и административные здания, вокзалы, мосты, рынки, доходные дома, театрально-зрелищные сооружения.
В архитектуре в последней трети XIX в. новый тип инженерных конструкций, не пожелавших рядиться в маскарадные одеяния, нашел свое выражение в таких сооружениях, как знаменитая железная башня, построенная инженером А. Г. Эйфелем (1832-1923) в Париже для Всемирной выставки 1889 г.
В архитектуре и декоративно-прикладном искусстве широкое распространение в эти же годы получает художественный стиль "модерн", который в европейских странах назывался "арт нуво", "сецессион". Его особенности: смелое использование новых материалов, комбинации разных материалов: металла и стекла, дерева и стекла, камня и дерева и др; широкое применение новых линий и форм в оконных и дверных проемах, в оформлении поверхности стен. Изысканные, капризные линии, утонченность, почти воздушность форм предметов.
С реализмом как стилем художественного творчества тесно связан натурализм - направление в европейской и американской литературе и искусстве последней трети XIX в.
Представители натуралистического направления в искусстве исходили из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. В 80-х гг. XIX в. натурализм становится влиятельным направлением во французской литературе. Наиболее крупный представитель и теоретик этого течения Эмиль Золя (1840 - 1908). В своем главном труде - двадцатитомной серии романов "Ругон Маккары" - Золя нарисовал широкую панораму французского общества, охватив в ней жизнь всех слоев населения страны.
Натурализм как стиль художественного творчества нашел свое отражение не только в литературе, но и в других направлениях мировой культуры. Так, например, в театральном искусстве с натуралистических позиций выступали французский режиссер Андре Антуан (1858-1943) и немецкий режиссер Отто Брам (1836-1912).
В конце XIX - начале XX вв. В Европе сложилось новое направление в искусстве - символизм, которое сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Наиболее крупными представителями французского символизма были поэты Поль Верлен (1844-1896), Стефан Малларме (1842- 1898), Артюр Рембо (1854-1891), Жан Мореас.
Символизм получил распространение и в других странах: в Германии - Стефан Георге (1868 - 1933), в Австрии - писатель Гуго Гофмансталь (1874-1923) и поэт Райнер Мария Рильке (1873-1926), в Бельгии - М. Метерлинк, Ж. Роденбах, в Польше - С. Пшибышевский.
Под влиянием представителей живописи критического реализм (Курбе, Домье) сложилось новое направление в искусстве - импрессионизм (от франц. Impression - впечатление), появившийся в последней трети XIX в., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Его история сравнительно кратковременна - всего 12 лет (от первой выставки картин, 1874, до восьмой, 1886 г.). Импрессионизм представлен в творчестве таких художников, как Клод Моне (1840-1926), Огюст Ренуар (1841-1919), Эдгар Дега (1834-1917), Камиль Писсаро (1830-1903), Берта Моризо и др. Они объединились для борьбы за обновление искусства и преодоление официального салонного академизма в художественном творчестве. После проведения в 1886 г. восьмой (первой успешной) выставки эта группа распалась, исчерпав возможности развития как системы единого направления в живописи.
Импрессионизм оказал благотворное влияние не только на живопись, но и на другие виды искусства, в частности, на скульптуру. Так, современником и соратником импрессионистов был великий французский скульптор Огюст Роден (1840-1917). Его драматическое, страстное, героически возвышенное искусство прославляло красоту и благородство человека (скульптуры "Граждане Кале", "Поцелуй", "Мыслитель" и др.).
Импрессионизм оказал определенное влияние на творчество живописцев основных европейских стран: А. Либермана ( 1847-1 935) в Германии, К. Л. Коровина (1861-1939), В. А. Серова (1865-1911 ), И. Э. Грабаря (1871-1960) в России.
Основные черты импрессионизма получили свое развитие в постимпрессионизме. Яркими представителями этого направления были три художника: французы П. Сезанн, В. Ван-Гог и П. Гоген. Они начали работать одновременно с импрессионистами и испытали в своем творчестве их влияние. XX век в Европе - время интенсивного поиска новых форм и возможностей. Но, часто кажущееся новым, оказывается основательно забытым старым. Пожалуй, лишь первые три десятилетия нашего столетия открыли абсолютно новые направления в художественной культуре. Одно из главных - авангардизм. Его кредо - полное обновление художественных форм и выразительных средств, полный отказ от каких-либо художественных традиций. Причем, нередко авангардисты начинали вполне традиционно, а лишь испытав все существующие приемы и формы, уходили от них. Это произошло и с П. Пикассо (1881-1973), который успел испробовать самые разные способы самовыражения в искусстве (реализм, кубизм, абстракционизм), и с С. Дали (1904-1988), который пройдя через серьезный основательный реалистический период, нашел себя в направлении, которое теперь мы называем сюрреализмом - основа этого авангардистского направления в умении и стремлении реально и точно показать совершенно нереальное, невозможное.
Несомненный интерес представляет экспрессионизм, сформировавшийся в начале века в Германии и призывавший к отражению в произведениях искусства не явлений и предметов реальной действительности, а чувств и переживаний автора в максимально соответствующей им форме. Естественно, что единых правил здесь быть не могло, так как всякий раз ощущения и переживания имеют разную основу, а следовательно - и форму фиксации. Группой художников-экспрессионистов "Голубой всадник" руководил В. Кандинский (1911).
В литературе авангардизм также имел своих сторонников. Одним из первых стал знаменитый ирландец Джеймс Джойс (1888-1941) автор написанного в жанре "потока сознания" "Улисса".