Европейская культура в середине XIX в.
Научно-техническая революция, переворот в естествознании, географические открытия, социально-экономические процессы, связанные с развитием буржуазных отношений, демократическое движение вновь породили стремление осмыслить с позиций "разума" новую эпоху. Культ разума всегда сопряжен с верой в прогресс, однако всего за несколько десятилетий он переродился в философию «здравого смысла», позитивизм, который как учение возник в первую треть XIX в. Позитивизм - учение, утверждающее, что подлинным знанием может быть только эмпирическое знание, основанное на точном описании опыта. Основоположники позитивизма - О. Конт, Д. Милль, Г. Спенсер - в условиях бурного развития естественных наук считали, что подлинное (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных частных наук, а методы естественных наук переносили на познание общества. Позитивисты стремились к построению системы знания мира, опирающейся исключительно на "факты".
Позитивизм, с его ориентацией на постепенное "органическое" развитие природы и общества как нельзя более соответствовал обыденному сознанию буржуа, формированию его ценностей и идеалов, из которых постепенно исчезал дух революционности, пафос созидания нового мира. Теперь буржуазия стремилась лишь закрепить свое господствующее положение. Такая ограниченность стремлений и чувств не требовала от искусства и литературы изображения сильных страстей, разрушающих замкнутый мещанский мир. В архитектуре преобладает смешение стилей, подражание образцам классицизма. В первой трети XIX в. господствовал новый классицистический стиль, получивший название ампир (империя). В основе его лежало стремление придать любому произведению величие и героическую простоту античных памятников. Европейский новый классицизм более всего отвечал потребностям эпохи нового времени. В большом количестве стали возводиться не дворцы и особняки, а здания общественного назначения - биржи, больницы, учебные заведения, приюты, многоквартирные доходные дома, фабричные здания, магазины, склады и др. Отсюда - мощная традиция классицизма, проходящая через весь XIX в. Вместе с тем в 30-е гг. в западноевропейской архитектуре господствовала эклектика (смешение стилей), сохранявшая свою определяющую роль на протяжении всего века.
Одновременно вместе с художественными академиями буржуазия поддерживала принципы классицизма (академизма) в живописи и скульптуре (парадные академические портреты). Также ценились оторванные от реальной жизни (как настоящей, так и прошлой), полотна на исторические и мифологические сюжеты. От литературы, театра и музыки требовались только развлечения. В середине века произошел небывалый взлет бытового жанра развлекательно-танцевальной музыки. Однако в лучших творениях И. Штрауса-отца и особенно И. Штрауса-сына, создателя венского вальса и венской оперетты, "легкий жанр" поднимается над обыденностью и наполняется романтическим содержанием.
Буржуазной прозой, которую игнорировали романтики, оказались захвачены важнейшие стороны искусства. Отражение и оценку буржуазного общества в искусстве осуществил реализм. Реализм - стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению реальности во всех ее проявлениях - стал ведущей художественной системой XIX в. В узком смысле реализм - это прагматизм, ясное, трезвое, утилитарное восприятие действительности. В XIX в. он принял форму критического реализма, который стал отражением в художественном творчестве материалистического мышления. Романтизм и реализм исходили из одной посылки: неприятие буржуазного общества. Но реалисты не мистифицировали это общество, а критиковали его. В их понимании характер формируется средой, совокупностью материальных условий. Наиболее полное свое выражение реализм находит в социальном романе. Реализм не составлял единого потока, существенны и его национальные черты (П. Беранже, О. де Бальзак, Стендаль, П. Мериме, Г. Флобер во Франции; Ч. Диккенс, У. Теккерей, Ш. Бронте в Англии; Г. Гейне в Германии; Г. Сенкевич, Э. Ожешко, Б. Прус в Польше; Х. Ботев в Болгарии). Односторонним развитием реализма, прямым перенесением выводов и методов естественных наук на общество и человека стал натурализм (братья Гонкур, Э. Золя, Г. де Мопассан).
Утверждение реализма оказало влияние на развитие изобразительного искусства. Художники-реалисты поднимали тривиальную повседневность до ранга "исторической картины" (Г. Курбе - им и введен термин "реализм", О. Домье, Ж. Ф. Милле). В жанре пейзажа большую роль сыграли К. Коро, мастера барбизонской школы.
Общественное мнение, идущее в середине XIX в. в материалистическом направлении, приводило к демократическому движению, которое стало важным фактором культурной жизни. Величайшим открытием XIX в. была мысль о социальной сущности человека. Под воздействием социальных учений находилась вся жизнь общества. Родоначальником социал-демократизма считают философа-материалиста Л. Фейербаха. Социалисты-утописты О. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн стремились применить материалистическую теорию и метод к изучению экономической жизни общества. Идеи экономической справедливости проявились в учении социализма. Само название социализм впервые возникло как противоположность индивидуализму. Социализм - теория, имеющая цель поставить на место индивидуальной системы производства и распределения общественную систему. Социалистические идеи разрабатывались Ж. Прудоном во Франции, К. Марксом и Ф. Энгельсом в Германии. Наиболее законченный вид социалистическая идея приняла в теории марксизма - историческом материализме, объясняющем историю человечества как смену формаций и борьбу классов.
Социализм XIX в. был своеобразным продолжением рационализма XVIII в. Он выразил опыт и субкультуру рабочего класса - наиболее перспективной общественной силы раннего индустриализма.