Главным считалось готовить женщину к обязанностям супруги и матери, для исполнения которых нужны мягкость, спокойствие, отзывчивость, деликатность, терпеливость. Воспитанию этих свойств наилучшим образом, по мнению Красицкого, служит рукоделие, а не сидение над «мрачной книгой, запутанными алгебраическими расчетами или дикими пространствами геометрии». Вышивание сцен из Тассо, Гомера и Вергилия может «взволновать умы и сердца», — пишет он, а «деревья, цветы, фрукты, нимфы и купидоны», в уединении воспроизводимые шерстью и шелком, позволят охранить добродетель (Ibid S. 511) — в пасторальном сознании XVIII века общение с нимфами и купидонами не нарушало нравственности, а пастушеские любовные сцены воспроизводились даже на дамских шляпах.
Уроки рукоделия, пропагандируемые Красицким, принесут богатые плоды в XIX веке, когда на публичных художественных выставках в Варшаве появятся многочисленные вышивки, выполненные руками высокопоставленных дам. Пока же они предпочитали научные увлечения. Это, не в последнюю очередь, благоприятствовало популяризаторским склонностям культуры XVIII века.
Многие ее сферы «работали» на женщин. Небывалые масштабы приобрело ювелирное дело, а также изготовление нарядов, никогда ранее не создававшихся в таких количествах, — теперь на них тратятся целые состояния. Но и медицина служит женщинам — наибольшие успехи, наряду с хирургией, сделало акушерство. Архитекторы начинают больше заботиться о комфорте. Женщины получают специализированные помещения для приема гостей, музицирования, рукоделия. Современник писал, что поляки, съезжавшиеся во время сейма в Варшаву, в отличие от минувшего времени, когда делали это в одиночку, снимая себе скромное жилище, под конец века прибывают туда непременно с женами. А тому, кто женат, замечает
автор, нужно много места — «туалеты дам и их любовники требуют более обширной квартиры» (Polska stanisiawowska... T. 2. S. 426).
В то столетие женщина все чаще выступает героиней литературных произведений. Она же — один из основных объектов сатиры, прежде всего за излишнюю склонность к модным нововведениям. Именно женщины явились главными проводниками моды, которая впервые в такой степени начала определять облик эпохи, способствуя ее постоянному и быстрому обновлению. Погоня за свежими новостями и новизной в целом стала заботой того времени (Свирида И. И. Культура польского Просвещения и ее адресат // Славянские и балканские культуры XVIII-XIX вв. М., 1990).
Явления, свидетельствующие о процессе феминизации, обнаружились в художественном творчестве. Женское начало определяло характер излюбленной тем столетием волнистой линии, которую У. Хогарт провозгласил «линией красоты» (именно S-образная линия в
средневековом искусстве впервые подчеркнула изящество женского тела в фигурах так называемых прекрасных Мадонн). По словам английского художника, извилистая линия придает изображениям «привлекательность» — это развиваемое им эстетическое понятие, очевидно, было позаимствовано из женского арсенала.
С женской ментальностъю была связана и муссируемая тем столетием категория «разнообразия». Она воплотилась в концепции и композиции естественных парков, пришедших на смену регулярным садам с их геометризмом, о котором еще мадам Ментенон, будучи в
Версале, сказала: «Мы все умрем от симметрии» — очевидно, женской ментальносте уже тогда не отвечали прямые перспективы ленотровского творения. Именно женщины во многих случаях формулировали программу пейзажных парков XVIII века, выступали инициаторами их создания, а порой далее теоретиками (И. Чарторыская).
Извилистая линия определила эстетику не только естественных парков, но и стиля рококо, под знаком которого развивалась культура галантного века. Рококо благодаря изяществу, игривости, капризности своей поэтики оказалось наиболее феминизированным стилем в европейской культуре. В центр его внимания попали женщина и любовь как реальность или как мечта. Мужчина же выступал поклонником, воздыхателем. Рококо изменило суть женских персонажей, они вышли из сферы «высокого стиля». С усилением женского начала в не меньшей степени был связан сентиментализм с его кругом чувствительных героинь и читательниц. В целом можно отметить признаки феминизации господствовавшего в XVIII веке вкуса, а также видеть их в самом выдвижении вкуса в качестве одной из доминирующих эстетических категорий.
Если в
Ренессансе гармонично сосуществовали любовь небесная и любовь земная, а в эпоху барокко amor divinus ниспровергает amor profanus (См.
статью А. В. Липатова в наст. изд.), то в XVIII веке царит земная любовь. Она, как и другие сферы культуры Просвещения, десакрализуется, лишаясь не только небесного ореола, но и таинства и даже интимной тайны. Вместе с тем, не без влияния женщин, барочная чувственность сменяется чувствительностью просвещенного Века.
Женственным стал сам
Эрос. Его представляют теперь не мощные тела йордансовских и рубенсовских вакхов, силенов, а изнеженные купидоны, соответствующим масштабом для
которых является фарфоровая статуэтка, книжная виньетка, изящное анакреонтическое стихотворение. По-барочному масштабный праздник чувственности, переданный через интенсивость цвета и света, в XVIII веке можно было увидеть еще на монументальных плафонах итальянца Дж. Тьеполо. У других художников чувственные сцены в большинстве представали как камерные, в мягких пастельных тонах.
В антиномичной культуре XVIII века соседствовали фривольность и добродетель, авторы пикантных полотен создавали нравоучительные сценки, в одном произведении совмещались невинность и эротика, которая окрасила также активно реализуемый той эпохой античный принцип: «Просвещать, развлекая». Характерной стала фривольная форма философских рассуждений. Дидро так описывал механизм разнообразия, свойственный природе: «Она [природа] напоминает женщину, которая любит переодеваться, — ее различные наряды, скрывающие то одну, то другую часть тела, дают надежду настойчивым поклонникам когда-нибудь узнать ее всю» (Дидро Д. Сочинения. М., 1986. Т. 1. С. 339).
Показательна та обстановка, в которой дамы овладевали наукой. В адресованном вымышленной маркизе «Рассуждении о множественности миров», где популярно изложена система
Коперника, его автор, Б. Фонтенель (сочинение этого предшественника Просвещения вышло еще в 1686 г., но многократно переиздавалось в следующем веке и стало его настольной книгой), так описывал ситуацию: «<...> однажды вечером, после ужина, мы [с маркизой] пошли прогуляться по парку. Царила нежная прохлада <...> Вот уже почти час, как взошла луна <...> Все звезды сверкали чистым золотом <...> Зрелище это привело меня в мечтательное состояние» (Фонтенелъ Б. Рассуждения о религии, природе и разуме. М., 1979. С. 74). Гравюра Б. Пикара для французского издания (1727), в которой на фоне парка представлена беседа автора с просвещаемой им маркизой, была приложена в качестве фронтисписа также к русскому переводу (Фонтенель Б. Разговоры о множественности миров. СПб., 1740).
Если назидательность в ту эпоху получила эротический оттенок, то эротика становилась наставлением, превращалась в науку. Галантные поучения нашли место на страницах, написанных философами, а ученый лорд в проникнутых отеческой любовью и нравоучительством письмах к сыну призывал его: «Изучай днем и ночью женщин — само собой понятно, только лучшие экземпляры: пусть они будут твоими книгами» (Цит. по: Фукс Э. История нравов. Галантный век. М., 1994. С. 177). Взаимоотношения природы и культуры в сфере любви развивались в пользу культуры, и если натура мстила людям того века, то, чтобы противостоять ей, они, не комплексуя, углублялись во все бóльшие тонкости искусства.
Оно выдвигалось на первый план не только в царстве
Эроса, но и в области
кулинарии — барочное изобилие натуральных продуктов сменилось изощренностью искусно приготовленных блюд. Главное внимание было перенесено на приправы, соусы, удовлетворяющие изысканный вкус. При этом само меню подверглось феминизации — большое место в нем заняли десертные кушанья и более легкие вина, а также вошедшие в дамский обиход кофе, шоколад; необходимым слугой стал кондитер.
Художники галантного века реже, чем их предшественники, изображали обнаженную натуру, у них скорее можно найти пикантные сцены с высоко взлетающими качелями или «Украденный поцелуй», а также дам в утреннем неглиже. Одно из объяснений этого — уменьшение количества мифологических персонажей, представавших в искусстве прошлого в антикизирующей наготе. Время изображений наготы реальной еще не пришло — одним из первых таковых стала «Маха обнаженная» Ф. Гойи (предполагаемый портрет герцогини Каэтаны Альба. 1802). В русском искусстве имел место, казалось бы, недопустимый случай — Л. Каравакк изобразил юную Елизавету Петровну обнаженной.
Ю. М. Лотман, говоря об этом произведении, подчеркивал соединение в нем элементов двух знаковых систем — портретной головы с идеальным мифологизированным телом (Лотман Ю. М. Театр и театральность в строе культуры начала XIX в. Памяти П. Г. Богатырева // Статьи по типологии культуры. Тарту, 1973. С. 43). Однако, по свидетельству источников, современники не могли в своем восприятии полностью погрузиться в аллегории и вопреки законам жанра заслоняли часть изображения тканью (Лебедев Г. Л. Русская портретная живопись первой половины XVIII в. Л.; М., 1938. С. 46).
В сфере любви, как и других областях жизни и чувств, в XVIII веке усилилась театрализация. Подобно театральному представлению любовь афишировалась. В «театре любви» женские роли были наиболее отточенными, женское поведение отличали тонкость нюансировки, умение играть не только выражением лица, глаз, но и деталью туалета — косынкой, веером, передавая их расположением предназначенную поклоннику информацию — в культуре XVIII века «говорящей» была не только архитектура. Явление уподобления — увлечение в мужском костюме элементами женского, позднее и наоборот (особенно с распространением среди женщин английской моды верховой езды), также приобрело в целом свойственный культуре XVIII века игровой характер, что в наиболее чистом виде проявилось в маскарадах (О маскарадах при дворе Елизаветы и Екатерины II см.: Записки императрицы Екатерины Второй. СПб., 1907. С. 56, 668. См. также: Свирида И. И. Homo ludens галантного века // Театральность в жизни и в искусстве. Информационный бюллетень МАИРСК. Вып. 27. М., 1993; Она же. Театральность как синтезирующая форма культуры XVIII в. (в печати)).
В XVIII веке «опасные связи» превращаются в некое социальное явление.
Фаворитство, известное, конечно, и ранее, выступает как бы узаконенным институтом. Быть счастливым поклонником рассматривается как форма престижа, а к мужчине (его одежде, поведению) предъявляются повышенные требования.
Предметом публичного внимания становятся моменты ранее сугубо частной жизни женщины, как утренний туалет, при котором теперь присутствует зритель, — его фигура в целом очень характерна для театрализованной культуры XVIII века, вплоть до интимных сцен (чему свидетельство, например, мемуары Казановы).
В эпоху Просвещения феминизировался образ не только любви, но и смерти. Неотъемлемым элементом надгробий XVIII века являются женские персонажи. Смерть выступает не в виде костлявой старухи с косой, а как прекрасная, не всегда скорбная дама. Сам момент смерти представляется как некий эротический акт.
Карамзин писал: «Ах! естьли бы теперь, в самую сию минуту, надлежало мне умереть, то я со слезою любви упал бы во всеобъемлющее лоно Природы, с полным уверением, что она зовет меня к новому щастию <...> с сей той услаждающей стороны должны мы прикасаться <...> устами нашими [к необходимости]. <...> Погружаясь в чувство Твоей благости, лобызаю невидимую руку Твою [Провидение], меня ведущую!» (Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. Л., 1984. С. 103)
Ж. Ж. Новерр — реформатор балетного театра
Нового времени, который тонко чувствовал дух своей эпохи, хотя и опережал ее, полагал, что именно по вине женщин в XVIII веке произошел упадок искусств (M[onsegnior] Noverre [J. G.]. Lettres sur la danse, sur les ballets et les arts... St. Petersbourg, 1804. Vol. 4. P. 52). Тем не менее можно попытаться доказать и иное, а именно, что активизация женского начала в Век философов придала своеобразные и живые черты его искусству, имевшему тенденцию банализироваться, хотя в возникновении этой тенденции сами женщины частично были повинны.