Новости истории

04.05.2019
Первыми обитателями Тибета были не предки современных китайцев, непальцев или современных жителей плоскогорья, а древние люди-денисовцы, жившие там более 160 тысяч лет.

подробнее...

03.05.2019
На склоне одной из Хочских вершин в Словакии обнаружился клад из серебряных монет конца XV - начала XVI веков.

подробнее...

02.05.2019
Судя по оцифрованному и доступному онлайн архиву Альберта Эйнштейна, известный ученый хорошо учился в школе и был студентом-отличником.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 

Главный фактор украинской трагедии

    При оценке событий на Украине нередко смешиваются понятия «нация» и «государство». Логика здесь такова: если украинцы не имели до образования СССР своего государства, то они не существуют как нация и являются таким же «искусственным образованием», как и Украинская ССР. 
    Подобная логика совершенно не вяжется с реальностью. 
    Во-первых, некоторые народы, например, курды, никогда не имели своей государственности, но, тем не менее, они существуют как нация и оказывают значительное влияние на  социально-политическую обстановку в ближневосточном регионе. 
    Во-вторых, Украинская ССР вовсе не являлась «искусственным образованием» и признавалась не только большевиками, но всем мировым сообществом. Об этом свидетельствует принятие Украинской ССР в ООН как полноправного члена. 
    Упомянутая логика проистекает из антикоммунизма, связывающего воедино украинский шовинизм, великодержавные амбиции россиян, идеализирующих царский режим, и имперские устремления капиталистического Запада. Антикоммунизм – главный фактор украинской трагедии.
    В 1945 году журнал «Атлантик Мансли» опубликовал в переводе на английский язык статью «What is German?» («Что такое немецкий дух?»). Немецкий текст был опубликован еще в 1944 году в № 7 журнала «Дойче Блеттер». В основу статьи положен доклад, озаглавленный «Тhe War and the Future» («Война и будущее»), который немецкий писатель Томас Манн прочел в Библиотеке конгресса США 13 октября 1943 года.
    «Вы понимаете, леди и джентльмены, что я не считаю идеалом человечества  социализм, в котором идея равенства совершенно перевешивает идею свободы. Поэтому меня едва ли можно рассматривать как поборника коммунизма, - говорил в своем выступлении немецкий писатель. - Тем не менее, я не могу не ощущать, что панический страх Западного мира перед словом «коммунизм», тот страх, благодаря которому так долго держались фашисты, является каким-то суеверным и ребяческим, а также величайшей глупостью нашей эпохи». 
     Отсюда пошло крылатое выражение: «Антикоммунизм - главная глупость нашей эпохи». 
     Оставим в стороне буржуазную ограниченность писателя в оценке коммунизма. Понятно, что преобладание идеи равенства над идеей свободы неизбежно на начальной стадии становления коммунизма, хотя и является исторически преходящим. Понятно также, что преобладание идеи свободы над идеей равенства (точнее, идеей социальной справедливости) выхолащивает свободу и делает апелляции к ней пустой казуистикой. Нас интересует, прежде всего, то, что хотел донести Томас Манн слушателям и читателям во второй части цитаты. 
    В ней квалифицируется как глупость панический страх Западного мира перед коммунизмом. Означало ли это, что коммунизм неопасен для Запада, или менее опасен, чем нацизм? Отнюдь, нет. Ведь коммунизм покушается на священную корову капитализма – частную собственность, на основе которой Запад получил преобладание на международной арене в ходе исторического развития. Нацизм же не выбивался из капиталистической системы. Он не посягал  на упразднение ее основ, его расовая теория логично вытекала из принципов колониального господства, капиталистической эксплуатации. 
    Однако время подтвердило, что внутренние противоречия гораздо опаснее внешних. Коммунизм в лице СССР был готов конкурировать с западным капитализмом на принципах мирного сосуществования и сотрудничества. Между тем нацизм явился следствием капиталистической конкуренции, неизбежно переходящей в насилие и ведущей к войне. Стало быть, глупостью Запада была неспособность понять это, его недальновидность, неумение отличить ближайшую опасность от той, что маячит в далекой, конечной перспективе.
    Казалось бы, сегодня для подобной глупости нет оснований. Господствующие режимы на Западе и Украине, а также в России считают, что после развала СССР с коммунизмом покончено. Его место занял международный терроризм. А страх перед этой угрозой должен не столько разъединять, сколько объединять антикоммунистов разных стран. Тем не менее, глупость возвращается.
    Запад активно использует неонацизм, да и, пожалуй, терроризм, в своей агрессивной политике расширения на Восток под предлогом борьбы с коммунизмом. На Украине с поощрения Запада рушат памятники Ленину –  символу единения народов России и Украины в борьбе против иноземного капиталистического рабства, преследуются украинские коммунисты и все граждане, сохраняющие исторически-культурную привязанность к России.  Политика варварского разрушения Донбасса и истребления его мирного населения проводится под предлогом ликвидации пережитков советского прошлого.
    Украину переформатируют под Прибалтику, где тоже неонацизм играет большую роль, переодевшись в шовинизм. Посягательства Запада на этот регион с позиций антикоммунизма начались сразу же после освобождения Прибалтики Красной армией от довоенных полуфашистских режимов. На это обращал внимание советский лидер Сталин И. В. в личной беседе с президентом США Ф. Д. Рузвельтом в перерыве между заседаниями Тегеранской конференции 1943 года.
 
 
 
Сталин и Рузвельт на Тегеранской конференции 
 
 
    Вот как описывает беседу двух лидеров биограф американского президента Дж. М. Бернс:
   «… Рузвельт продолжил разговор. Имеется также много американцев литовского, латвийского и эстонского происхождения. США, конечно, не собираются воевать с Россией, когда она вновь оккупирует три балтийские республики! Но для американцев имеет большое значение реализация права на самоопределение. Лично президент убежден, что население республик проголосует за воссоединение с Советским Союзом.
    С т а л и н. Три балтийские республики не пользовались автономией при царе, который был союзником Великобритании и Соединенных Штатов. Тогда никто не поднимал вопроса о том, как отреагирует на отсутствие автономии общественное мнение, и нет причин, почему этот вопрос следует поднимать сейчас.
    Р у з в е л ь т. Общественность не знает и не понимает сути вопроса.
    С т а л и н. Ее нужно проинформировать, проделать определенную пропагандистскую работу».
    Сталин, конечно, не надеялся на то, что Рузвельт воспользуется его рекомендацией «проделать определенную пропагандистскую работу». Он прекрасно понимал, как ведет Запад свою пропаганду. Сегодня мы называем это «искажением истории».
    Прекрасный образчик искажения истории речь Черчилля в Фултоне, произнесенная 5 марта 1946 года. В этой речи впервые прозвучал антисоветский термин «железный занавес», изобретенный еще в феврале 1945 года Й. Геббельсом.  Такой занавес, утверждал Черчилль, опустился на Европейский континент и разделил его по линии от Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике. Бывший английский премьер призвал применить против СССР силу как можно скорее, пока он не располагает ядерным оружием. 
 
 
Черчилль выступает с речью в Фултоне 
 
    Черчилль прибег в своей речи к испытанному приему фальсификаторов – к приему подмены. Он приписал советскому руководству то, чего добивался сам – опустить пресловутый «железный занавес» между Восточной и Западной Европой, воспрепятствовать их сотрудничеству на принципах мирного сосуществования. «По сути дела, г. Черчилль и его друзья в Англии и США, - заявил Сталин в интервью корреспонденту газеты «Правда», - предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, - в противном случае неизбежна война...». 
    Фултонская речь Черчилля дала толчок маккартистскому движению в США.  9 февраля 1950 года  малоизвестный сенатор-республиканец от штата Висконсин Джозеф Маккарти выступил в городе Уилинг в Западной Вирджинии с речью, в которой заявлял, что государственный департамент Соединенных Штатов просто заполнен коммунистами, а в департаменте Дина Ачесона (государственный секретарь при Трумэне) их число достигло 205 человек. 
    Маккартизм проник во все сферы жизни американского общества, маккартисты объявляли коммунизм причиной всех возникающих проблем. Опираясь на антикоммунистические настроения, маккартисты  расправлялись с либеральной интеллигенцией, профсоюзами, препятствовали переговорам с социалистическими странами. В 1954 году маккартисты принимают «Акт 1954 года о контроле над коммунистами». По этому акту они объявляли коммунистическую партию незаконной, лишая её всех прав и привилегий, которые были у остальных партий. Кроме того, он запретил коммунистам получать заграничный паспорт и установил 14 признаков, определяющих причастность к коммунизму. 
    После внедрения Маккарти в общество синдрома антикоммунизма в 1954 году начался закат его политической карьеры. В марте 1954 года известные телевизионные журналисты и общественные деятели демократы Эдвард Мэроу и Фред Френдли в эфире программы «See It Now» (Си-Би-Эс) подвергли острой критике нарушения, допущенные сенатором в сфере гражданских прав. Сенатора обвинили в подтасовке фактов. Расследование обвинений, выдвинутых против деятельности сенатора, было поручено специальной Комиссии. Столь неожиданный поворот событий усугубил алкогольную зависимость, от которой и ранее страдал этот политический деятель. В 1957 года он скончался от цирроза печени в больнице города Бетесда в возрасте 48 лет. 
 
 
Сенатор Маккарти 
 
    Глупость может быть просто невинным легковерием. Иногда полезно прикидываться дурачком.  Но пример маккартизма показывает, что глупость в форме антикоммунизма  трансформируется в агрессивное, кровожадное и жестокое безумие. Еще более красноречивыми являются примеры такой глупости в прибалтийских странах, Грузии, Молдавии и, наконец, на Украине.
    Да и глупость ли это? Прав ли Томас Манн в толковании антикоммунизма как глупости?
    Эразм Роттердамский в «Похвале глупости» трактует ее как невежество и заблуждение. Характеризуя адептов схоластического богословия, он пишет:
    «Они до такой степени поглощены своим усладительным вздором, что, проводя за ними дни и ночи, не находят уже ни минуты времени для того, чтобы хоть раз перелистывать Евангелие или Послания апостола Павла. Но, занимаясь своим учёным вздором, они вполне уверены, что на их силлогизмах так же держится вселенская церковь, как небо — на плечах Атласа, и что без них церковь не продержалась бы и минуты».
    Но бывает, что глупость используют в корыстных целях. Она осознанно насаждается в сознание масс политическими силами, борющимися за богатство и власть. Ведь глупость, ослепляет, одурманивает.
    Нацисты сумели оглупить антикоммунизмом большинство немцев, проголосовавших за их правление. Саакашвили при помощи американских советников проделал то де самое с грузинами, а Порошенко, Яценюк и Турчинов – с украинцами. Они вносили и вносят антикоммунистический вздор в систему обучения, в работу СМИ, в культурные мероприятия. Провозглашают агрессивный, лицемерный и алчный капитализм Запада светочем прогресса. Все это делается ради сохранения и укрепления власти олигархата. Отсюда исходит процесс оглупления.
    Но есть ведь люди, не поддающиеся оглуплению антикоммунизмом. Их много на левобережье Украины. Их много и в России. После развала СССР в нашей стране проделана большая «пропагандистская  работа» по искажению истории на основе антикоммунизма. Однако сама жизнь восстает против фальсификаторов истории. Украинская трагедия многому учит.
 
Автор: Мальцев С. В.