Город архаической эпохи
Развитие греческого полиса было вызвано ростом производительных сил родового общества. По мере того, как углублялись классовая диференциация общества и дальнейшее разделение труда между ремеслом и сельским хозяйством, греческие города быстро росли, превращаясь в центры городских рабовладельческих общин, постепенно складывавшихся в города-государства.
Население возникавших городов составляли свободные ремесленники, торговцы, моряки (в приморских городах) и аристократия, управлявшая полисами. Развитие греческого города в некоторых общинах было связано с так называемым синойкисмом, т. е. объединением жителей ряда тяготеющих друг к другу общин в поселения. Часто вновь избранным хозяйственным центром общины был древний укрепленный родовой поселок, превращавшийся в город. Процесс слияния отдельных, в прошлом родовых общин, по-видимому, закончился в основном уже в начале VIII века до н. э.
Каждый, даже самый небольшой полис представлял собой суверенное государство, изредка вступавшее для ведения войн или осуществления хозяйственных и культурных задач в договорные союзы со своими соседями. Между крупными полисами нередко велась борьба за влияние в этих объединениях. Небольшие размеры государства делали очень тесной связь государственных и личных интересов граждан и способствовали их деятельному участию в государственных делах. Общественный быт явно доминировал над семейным. Благополучие родной общины было для эллина его личным благополучием, ее крушение — гибелью: побежденный город обычно разрушался, мужчины истреблялись, женщины и дети продавались в рабство.
Гражданскими правами пользовалось все свободное население («демос» — народ). Однако в рассматриваемый период, в VII—VI веках, особое значение в управлении играли родовая аристократия и близко с ней связанная знать из разбогатевших купцов и владельцев ремесленных мастерских.
Особое значение в эту эпоху приобретают приморские промышленные города, как Коринф, Афины и др. Впрочем, размер этих городов был еще весьма невелик. Например, Коринф при Периандре и Афины при Писистрате насчитывали не более 20000 жителей.
Центром культурной и хозяйственной жизни общины становятся города, нередко стоявшие на местах древних поселений микенской эпохи. Средоточием политической и религиозной жизни города служит акрополь (кремль)—укрепленный холм, господствующий над окружающей местностью и являющийся надежным укрытием жителей на случай осады. Иной раз акрополями становились холмы, укрепленные еще правителями микенской эпохи; в рассматриваемый период на них высились не дворцы вождей—базилевсов, а храмы богов — покровителей новой гражданской общины. Акрополь — это священное место полиса, обычно, вероятно, служившее и хранилищем государственной казны.
У подошвы крутого холма акрополя располагались жилые и ремесленные кварталы города, разраставшиеся стихийно и потому не имевшие правильной планировки. Ремесленники селились отдельными слободами. Примером может служить Керамик— гончарная слобода в Афинах (наименование ее происходит от греческого слова керамос — глина).
Если в древнейщую героическую эпоху агора — место собраний — помещалась у двора царя, как, например, в Трое, то теперь в полисах агора располагается в нижнем городе.
Городская агора превращается в главную общественную площадь, где свободные граждане полиса собираются для обсуждения важных вопросов выслушивания решений буле (совета).
Агора становится политическим центром каждого полиса и часто располагается в центре города. В приморских городах агора располагалась по возможности близко к гавани. В дальнейшем агоры обрастают большим числом общественных зданий, храмов, портиков и т. п., постепенно приобретая характер архитектурно-организованного целого. На этом раннем этапе сложения классового общества в нем еще не получили развития те противоречия, которые характерны для последующих этапов. В древнейшем греческом городе не наблюдалось резкого различия между жилищами отдельных свободных граждан. В них еще нет того контраста между кварталами богачей и трущобами, которые стали характерной особенностью города в более развитом классовом обществе.
Остатки одного поселения, которое можно целиком отнести к архаике, обнаружены раскопками около современного селения Калабак-Тепе близ Милета. Они дают представление об общей планировке и благоустройстве и сравнительно мало данных об отдельных домах. Поселок, расположенный по склону холма, имел незастроенную площадь перед большим зданием, возможно храмом. Обнаружена дорога общей шириной в 4,3 м, из которых на проезжую незамощенную часть приходилось 2,7 м, а на каждый из выложенных плитами тротуаров — по 0,8 м, ширина боковых переулков достигала 2 м. Внутри кварталов друг к другу примыкали дома со стенами из небольших, хорошо притесанных камней. В одном из домов сохранилась до высоты 2 м каменная лестница шириной 78 см, со следами деревянной балюстрады с одной стороны. Она могла вести во второй этаж или на плоскую крышу.
На примере Афин лучше всего можно проследить развитие застройки большого античного города. Возникновение Афин относится к глубокой древности. Миф приписывает Тезею объединение царских и влиятельных городов Аттики в Афинах, ставших с тех пор единым политическим центром страны.
К VI веку до н. э. Афины представляли большой город, раскинувшийся вокруг первоначального ядра — Акрополя ( рис. 182). Помимо этой древней цитадели в городе выделились и другие общественные центры, и в первую очередь Пникс — вероятно, место древнего культа, а затем афинского народного собрания. Здесь сохранились следы террасы, частью высеченной в скале, частью поддерживаемой массивной полуциркульной подпорной стенкой (дошедшие до нас остатки относятся к IV веку до н. э., но имеются следы и более ранней стены).
Ареопаг (холм Арея) — ныне голая скала, сохранившая мало следов строительной деятельности — был местом сбора древнего аристократического совета.
Агора, первоначально находившаяся, вероятно, между Акрополем и Пниксом, затем передвинулась в район севернее Ареопага. Расширение города происходило в северо-западном направлении, вследствие чего одновременно с ростом значения агоры последняя стала центром, а Акрополь оказался в стороне. При Солоне город был обнесен стенами, но по имеющимся у Фукидида (VI, 7) указаниям можно заключить, что он имел прежде более древние укрепления.
В конце VI века до н. э., при Писистрате, город украшается многими культовыми и общественными зданиями. На холме Акрополя перестраивается древний храм Афины—Гекатомпедон, на южном склоне Акрополя устраивается театр Диониса, на агоре воздвигается алтарь «Двенадцати Богов», и во многих местах города основываются новые святилища. Писистрат провел в город водопровод, подводивший воду с далеких Гиметских гор, почти за 12 км. Канал частью был высечен в скале, частью проложен по каменному акведуку и снабжал водой главный городской водомет или фонтан — Каллирою, названный с этого времени Эннеакрунос, т. е. Девятиструйный. Местоположение его до сих пор остается спорным.
В этот период весь участок в пределах городских стен был тесно застроен, и его жалкие жилища и кривые улочки представляли резкий контраст с богатством и величиной общественных зданий. Однако кое-какие попытки регулирования застройки имелись: например, был издан закон сначала о штрафе, а затем о запрещении строить вторые этажи в жилых домах так, чтобы они нависали над первыми, затемняя узкие улицы.