Греческие парки V—IV веков до н. э.
В эпоху классики намечается отделение общественного парка, не связанного с религиозным культом, от священной рощи. Этот процесс, по-видимому, начался с превращения рощ у нимфеев и героонов в парки для отдыха граждан, что можно проследить по истории развития знаменитого афинского парка у героона Академа. Около середины V века до н. э. роща у героона и гимнасия Академа превращается в общественный парк, ставший знаменитым далеко за пределами Афин. Тогда же появляются первые озелененные общественные места для прогулок, не связанные непосредственно с местами религиозного культа. По словам Плутарха, во времена Кимона (Кимон 13) «обсадили городскую площадь платанами; Академию, находившуюся в безводной сухой местности, превратили в рощу, богато орошенную, с тенистыми аллеями и открытым местом для бега».
В других городах Греции также устраивались общественные парки (Фивы, Спарта, Коринф).
Обычно гимнасии, с прилегающими к ним парками, помещались за городом, так как там легче, чем в городе, можно было найти свободные большие участки, необходимые для этой цели. Все четыре больших гимнасия Афин помещались за городом.
Из рощ у нимфеев и героонов переходят в общественные парки различные малые формы (рис. 198—200): гроты, фонтаны, алтари и беседки, гробницы, статуи победителей, открытые бассейны, храмики, скамьи для отдыха граждан и «водоемы. По традиции, унаследованной от героонов, в общественных парках, начиная с конца V века до н. э., производятся погребения наиболее почитаемых граждан и учителей гимнасиев. Так, Феофраст был похоронен в парке, окружавшем его школу. На этом участке находились святилище Муз и портик, украшенный статуей Аристотеля.
Плутарх (Тимолеон, XXXIX, 5) сообщает о парке в Сиракузах, возникшем у гробницы освободителя города Тимолеона на агоре, у его героона, где происходили ежегодные состязания в его честь. Здесь находились гимнасий, парк, одейон для музыкальных состязаний и озелененные площадки для игр.
Если в области садово-паркового искусства греки архаической и классической эпох не создали чего-либо равного пышным садам египтян и вавилонян, то они заложили основы садово-паркового искусства нового типа, существенно отличного от восточных парков: именно в греческой архитектуре сложились прототипы общественного парка, открытого для городского населения.