24. Изобразительные искусства Позднего периода
Искусство Позднего времени характерно своей архаизирующей манерой. Здесь повторяются формы, приближающиеся к искусству Тель-эль-Амарны с его изяществом и манерностью, или экспрессивные, слегка обобщенные фигуры, напоминающие скульптуру Среднего царства. Среди сохранившихся скульптур ряд изображений достигает высокого мастерства. К таким принадлежат: угрюмая старческая голова Ментуемхата (табл. 70, фиг. 1) и властная голова жреца (табл. 70, фиг. 2), выделяющиеся яркостью своего образа.
Большим распространением пользовался также тип так наз. «кубической» статуи, очень характерный для всего египетского искусства своей обобщенностью и геометричностью. Некоторые из этих изображений достигали большой силы и выразительности (табл. 70, фиг. 3).
Позднеегипетский декоративный рельеф на стенах и опорах значительно отличается по своему характеру от более раннего рельефа. Эта разница особенно ощутима на рельефах храмов в Дендера и Филе. Здесь мы встречаем полный отказ от плоскостности, двух мерности. Рельеф стремился Передать уже объемные формы и сам стал пластической формой. Отражая эллинистические греко-римские влияния, он (разорвал свою тысячелетнюю связь с графикой. Изображения рельефов и росписи храмов носили религиозно-культовый характер. Роспись чаще всего изображала небесные светила и божества, связанные с ними. Все эти изображения, сравнительно очень мелкие, расписанные яркими красками, покрывали стены и стволы колонн Переплетаясь со строками и столбцами иероглифов, утерявших уже свое старое основное значение письма к превратившихся в декоративный элемент.
Высокой художественностью и изумительной техникой восковой живописи отличаются фаюмские портреты, принадлежащие к эпохе римского владычества (I—III вв. н. э.). До нашего времени они дошли в большом количестве уложенными в саркофаги поверх бальзамированного тела. Однако в них сильно сказывается эллинистическое влияние, и их нельзя считать характерными для искусства Египта.
Архитектура Позднего Египта не создала грандиозных памятников, но, использовав все старые приемы и канонические древние правила, привела их к ясной и более логичной, чем. ранее, схеме. Храмы птолемеевской эпохи были показателем нового яркого расцвета архитектуры.
Введение христианства и начавшееся гонение на языческие культы привели к варварскому уничтожению многих памятников и положили конец всякому дальнейшему развитию как египетского искусства вообще, так и основного ведущего вида его — архитектуры.