Историко-социологическое видение культуры
На сегодняшний день сложились различные подходы к исследованию культуры, каждый из которых стремится выявить некоторые критерии, позволяющие говорить об определенной целостности исследуемого объекта. Среди критериев называются экономические, технико-технологические факторы; факторы "духа", "ментальности", мировоззрения, религиозности; факторы этноса, "географического культурного ареала" и др. Фундаментально общим, сущностно связывающим всю человеческую историю, делающим мировую культуру подлинно целым генетически, исторически (диахронно) и системно-структурно (синхронно) является деятельность человека, лежащая в основе развития и самого человека, и культуры, и общества, и природы.
Марксизм как диалектико-материалистическая концепция культуры считал деятельность человека в сфере материального производства исходной и основной для культуры. Создание К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистического понимания истории, разработка ими теории общественно-экономической формации, основу которой составляет способ производства материальных благ, определенный экономический базис, политическая и идеологическая надстройка, позволили представить новое видение культуры, создать ее классификацию на основе формационного подхода. Характеристика того или иного общества и его культуры определялась через формацию. Маркс определил три формации, через которые человечество прошло, идет и должно будет пройти: архаическую, экономическую и коммунистическую. Критерием отличия первой и последней от второй является отсутствие частной собственности, классов и товарного производства. В экономическую общественную формацию Маркс включал азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства. Все эти способы производства были прогрессивными по сравнению с предшествующими. Введенная Марксом дефиниция "общественная эпоха" учитывала разновременность развития народов и предполагала сочетание формационного и цивилизационного подходов.
Статус ценностей в мире культуры рассматривается неокантианством и позитивизмом. Неокантианство в лице М. Вебера разработало концепцию рациональности и идеального типа. Идеальный тип, или "игра духовных сил" определяет основные потоки истории. Идеальный тип - познавательная модель, позволяющая выявить соотношение между религией как компонентом социокультурной системы и деятельностью, втом числе хозяйственной. М. Вебер видит в религии определяющую роль и значение высшего идеального типа. Он выделил несколько общих типов рациональности, отношения к миру: конфуцианско-даосистский тип религиозно-философского воззрения (приспособление к миру); индуистско-буддийский (бегство от мира) ; иудаистско-христианский (овладение миром).
Факт и систематика истории - ведущие в позитивистской концепции П. А. Сорокина. Сорокин представлял исторический процесс как процесс развития культуры. По Сорокину, культура в самом широком смысле слова - все сотворенное или признанное обществом на той или иной стадии его развития. В ходе этого развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и т.д. Главным свойством культурных систем является тенденция их объединения в систему высших рангов, объединенных идеей или принципом: истина, наука, добро, религия, красота, искусство, справедливость, мораль, право. Именно ценность, по мнению Сорокина, служит основой и фундаментом всякой культуры. Определенные системы ценностей образуют соответствующий тип культуры. В результате развития этой тенденции образуются культурные суперсистемы. П. А. Сорокин вьделил несколько социокультурных типов истории: идеационный (религиозный) - индо-буддийская, греческая архаическая культура; идеалистический (смешанный, промежуточный) - древнегреческая классическая, западноевропейская средневековая культура; чувственный (сенситивный) - европейская культура с XVI в., современная культура.