12. Изгнание гиксосов и новое возвышение царской власти
Важнейшим событием в истории Египта, завершившим период ослабления и распада этой страны в конце Среднего царства, явилось вторжение через Суэцкий перешеек гиксосов и захват ими Дельты (слово «гиксос» означает «царь пустыни»). Основное ядро их полчищ принадлежало, вероятно, к одной из тех смешанных племенных волн, которые под именем хеттов, митанни и касситов в начале II тысячелетия до н. э. обрушились на Вавилонию и ее границы, захватили центральную часть Малой Азии, (Северную Месопотамию и Сирию и, пройдя через Палестину, нанесли сокрушительный удар фараонам XIII династии. С точки зрения военной техники гиксосы имели большие преимущества перед ополчением египетских фараонов и номархов. Они знали тактику колесничного боя, занимались коневодством и могли использовать для оружия не только бронзу, но, может быть, и железо, египтянам в то время еще совершенно незнакомое. Узкая долина Верхнего Египта, лишенная пастбищ, была, мало пригодна коневодам-гиксосам. С точки зрения стратегической им также было невыгодно углубляться чересчур далеко к югу, разрывая связь со своими опорными пунктами в Палестине и Сирии. Гиксосы ограничились захватом Дельты. He, имея в стране никакой опоры, завоеватели не могли долго удержаться в Египте, и когда через 150 лет фиванские фараоны, объединив силы страны, вступили с ними в борьбу, кратковременное владычество гиксосов было свергнуто. Преследуя отступающего врага, египетские фараоны со своими ополчениями вторглись на территорию «азиатов», в Палестину и Сирию. Этот момент в истории Египта был началом периода наибольшей экспансии его на северо-восток. Для поддержания своего авторитета во вновь завоеванных странах фараоны новой, XVIII династии, положившей начало периоду так называемого Нового царства, создали постоянное войско. Воспользовавшись наследием гиксосов — лошадью, фараоны овладели и их боевой тактикой, создали отряды колесничников, составивших царскую гвардию.
Кроме постоянного войска, опорой новой царской власти было жречество, особенно жречество фиванского бога Амона, культ которого стал общегосударственным. Амон стал «царем богов», а фараон провозглашался «сыном по плоти его». Жрецы приобрели в государстве огромное влияние. Поняв опасность чрезмерного усиления жрецов, фараон Эхнатон (XVIII династия) сделал энергичную попытку освободиться от их влияния путем проведения своеобразной религиозной «реформы». Отказавшись от культа Амона, Эхнатон объявил государственным божеством Атона (солнечный диск), перенес свою резиденцию из Фив, центра поклонения Амону, во вновь отстроенный им город Ахетатон (в районе современного поселения Тель-эль-Амарна) и переменил свое имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («дух Атона»). Реформа Эхнатона удержалась недолго, и уже ближайший наследник его, Тутанхамон (нетронутая гробница которого была найдена в 1923 г. Картером), восстановил культ Амона, значение его жречества и его резиденции — древнего города Фив.
Новое возвышение царской власти, рост значения жречества, знати, чиновничества и военной верхушки, рост их материального благосостояния углубили существовавшее неравенство. Яркое отражение оно нашло в литературе того времени, в так называемых «Поучениях Дуау». Давая характеристику различным профессиям, автор подчеркивал их экономическую зависимость, их невыносимо тяжелый труд.