Новости истории

04.09.2019
Из США в Боливию была возвращена 500-летняя мумия-инка. Это первая в истории репатриация останков в Боливию.

подробнее...

29.08.2019
В изображении, скрытом под картиной Леонардо "Мадонна в скалах" из Лондонской национальной галереи, обнаружились новые детали.

подробнее...

28.08.2019
Археологи обнаружили в Перу останки более 250 принесенных в жертву детей.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 

Храм Афины Афайи на острове Эгине

Первым в ряду памятников классической эпохи является храм Афайи на о. Эгине, построенный около 490 года до н. э. Он стоял среди террасообразного священного участка. Северная, южная и западная стены террасы параллельны сторонам храма; восточная стена идет под углом к его восточному фасаду. Вход в святилище располагался в южной стене, где был построен пропилон. Храм был периптеральный, с числом колонн 6x12, и стоял на  
трехступенчатом основании размером 13,79 x 28,50 м по стилобату. Он построен из местного известняка и был покрыт прекрасной мраморной штукатуркой, некогда расписанной. Из паросского мрамора были сделаны лишь фронтонные скульптуры и сима фронтона. 
План храма в своем первоначальном виде мог бы явиться примером типического периптера эпохи расцвета (рис. 95). Его целла состояла из пронаоса с двумя колоннами в антах, такого же описфодома и наоса, разделенного на три корабля двумя двухъярусными колоннадами. Но еще до окончания строительства, по-видимому, вследствие культовых требований, описфодом был соединен с наосом дверью, а с другой стороны закрыт глухими решетками, поставленными между колоннами и антами (подобные решетки, но с дверями для входа, имелись и в пронаосе, табл. 28, фиг. 2). Эти изменения в известной мере превратили описфодом в адитон. 
В пропорциях храма чувствуются архаические черты. Хотя колонны довольно стройны, но антаблемент тяжел по отношению к ним. Его внутренние членения не характерны для классики. Фриз больше архитрава. Вынос капителей еще велик, хотя это скрадывается относительно большой высотой эхина. Вместе с храмом Зевса в Олимпии храм Афины на о. Эгине относится к числу немногих, сохранивших некоторые черты, указывающие на  
существование деревянных галерей над боковыми нефами. Эти галереи покоились на балках, опиравшихся непосредственно на абаки колонн первого яруса так, что их архитрав, увенчанный тенией и регулами, служил в то же время барьером (см. рис. 106, фиг. Б). В отличие от первого яруса внутренних колонн, второй ярус, возможно, завершался не одним только архитравом, но полным антаблементом. 
 
 
 
 
 
Особого внимания заслуживают фронтонные группы скульптур (табл. 29, 30, 31) эгинского храма, еще не свободные от условностей архаического искусства. Сюжеты их заимствованы из греческого эпоса. Они изображают сцены Троянской войны. Лучше других сохранилась скульптурная группа западного фронтона, изображающая бой над телом павшего героя (согласно другой реконструкции — битву над трупами двух героев). В центре фронтона находится изображение богини Афины, своей монументальной неподвижностью напоминающее архаические статуи. По обеим сторонам ее — фигуры сражающихся героев расположены настолько симметрично, что правая сторона повторяет левую почти в зеркальном отражении. Фигуры воинов (табл. 30) представлены в движении, однако оно передается только расположением конечностей и торсов и не сопровождается игрой мускулатуры, почему позы кажутся несколько напряженными и оцепенелыми. На лицах воинов застывшая улыбка (табл. 31). Все же в эгинских скульптурах чувствуемся начало новых исканий, полностью разрешенных только в более зрелых произведениях классической скульптуры V века. 
 
 
 
 
В скульптурном убранстве эгинского храма немалую роль играли также и акротерии, в особенности коньковые. 
Построенный в разгар греко-персидских войн, храм в своем идейном содержании связан с этой героической эпохой греческой истории. Знаменитые скульптурные группы его фронтонов, изображающие, по-видимому, воспетые Пиндаром подвиги эгинцев в Троянской войне,— должны были служить в это опасное для Греции время красочным напоминанием об ее былых победах над Востоком, одержанных, согласно легенде, под покровительством могучей и воинственкой богини, которой был посвящен небольшой, но полный монументальной мощи эгинский храм (ср. табл. 27—31). 
Пути последующего развития строгого дорического ордера лучше всего могут быть прослежены на храмах Великой Греции и особенно Сицилии, сооружавшихся в первой половине V века до н. э.