Храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы)
По словам Павсания, афиняне поставили в этом храме статую победы, лишенную своего обычного атрибута — крыльев, для того чтобы непостоянная богиня не могла улететь от них. Отсюда и происходит название храма Бескрылой Победы (Ники Аптерос).
Небольшой, кажущийся легким, изящный храм Ники, поставленный на большом выступе стены Акрополя, теснейшим образом связан с другими сооружениями комплекса и представляет собой органическую часть ансамбля, построенного в эпоху Перикла, хотя мысль поставить его на этом месте, вероятно, относится к строительным замыслам еще предыдущего, кимоновского периода (табл. 49).
Юго-западный выступ скалы (Пиргос), господствующий над входом в Акрополь, служил площадкой для алтаря и храма Ники, святилище которой издавна находилось в этом месте. Пиргос был укреплен с трех сторон подпорными стенами из плит известняка; высота его с запада достигает 8,6 м. Верх подпорной стены увенчан мраморным карнизом (табл. 48).
На Пиргосе афиняне развешивали победные трофеи (рис. 123). У подножия, в стене находится двойная ниша, в которой стояли изваяния богинь Геи и Деметры. Вход на Пиргос был с северной стороны, откуда вела вверх узкая лестница (1,32 м ширины), верхняя половина которой была заглублена в кладку стены. До нас дошла только верхняя часть ее. Перестройка Пиргоса относится к шестидесятым годам V века до н. э. Он был построен на средства от добычи, захваченной в битве при Евримедоне (после 470 года до н. э.) (Плутарх, Кимон, 13)
Проект храма Ники и алтаря перед ним был исполнен архитектором Калликратом после окончания работ по сооружению Пиргоса. После прихода к власти демократов, когда разрабатывался новый план застройки Акрополя, этот проект и модель храма были (в 449 году до н. э.) утверждены народным собранием. Постройка была начата тогда же или несколько позже.
Стилевые особенности скульптурных украшений допускают предположение, что проект 449 года был выполнен не сразу. Но во всяком случае храм уже существовал в 421 году до н. э., как это показывают эпиграфические данные.
Храм Ники представляет небольшой четырехколонный амфипростиль ионического ордера (рис. 124, 125). Он стоит на трехступенном основании (ступени 0,31 м шириной и 0,255—0,271 м высотой), придвинутом к переднему краю верхней площадки Пиргоса. Его размеры по стилобату 8,135 x 5,399 м. Глубина восточного портика — 1,70 м, чуть больше глубины западного, равной 1,67 м. Высота монолитных колонн — 4,043 м, включая базу (0,241 м) и капитель (0,257 м). Форма капителей, по-видимому, навеяна капителями Мнесикла (см. выше). Они имеют широкую, довольно сильно изогнутую подушку. Спирали волют очерчены тонким валиком и заканчиваются глазком с отверстием. Невысокий эхин покрыт порезкой овами. Относительно тяжелый архитрав (0,472 м) расчленен на три фасции, высота которых незначительно убывает кверху, и увенчан тенией в виде лесбийского киматия, увенчанного карнизиком и подчеркнутого астрагалом. Над ним проходит рельефный фриз, на котором с трех сторон храма изображены полные патетики сцены битвы греков с персидской конницей, а с четвертой — собрание олимпийских богов, наблюдающих эту битву. Общая длина рельефного пояса — 23,6 м, высота — 0,444 м. Карниз имеет нормальный вынос (0,290 м). Сима украшена, как обычно, водометами в виде львиных голов и расписана полосой пальметт. Ее поддерживает дорический по характеру, небольшой облом эхиноподобного профиля, покрытый порезкой из крупных ов. Однако большая часть деталей храма имеет не резной, а живописный декор, свойственный обычно постройкам дорического ордера (рис. 126).
Целла храма была неглубокой (всего 3,74 м при ширине 4,19 м). С восточной стороны она ограждалась лишь двумя столбами между антами (рис. 124); тонкие, прямоугольного сечения столбы соединялись решеткой с концами продольных стен. В целле стояла деревянная статуя богини (Афины-Ники), державшей в одной руке гранатовый плод, в другой — шлем.
Исключительный интерес представляют пропорции храма Ники. Калликрат, выбрав для постройки ионический ордер, придал ему более мужественные пропорции, близкие к дорическим. Высота колонн храма равна 7,85 диаметра. Антаблемент также более тяжел, чем обычно в ионическом ордере. Высота его, равная 1,16 м, составляет 2/9 всей высоты ордера.
Храм Ники всегда считался одним из лучших произведений классической эпохи. Необыкновенно удачно расположение, приданное ему Калликратом. Действительно, вряд ли можно найти более подходящее место для двухфасадного амфипростиля, чем Пиргос, передней стеной нависший над входным склоном Акрополя, а задней стороной обращенный внутрь Акрополя, к Парфенону.
Близкий к храму Ники по формам четырехколонный амфипростильный храм у Илиса свидетельствует о том, что храм Ники был не единственным примером этого типа в Аттике.
Длина храма Ники почти в полтора раза меньше, чем храма у Илиса, при той же ширине. Целла, вследствие этого, получила необычную, почти квадратную форму, но пропорции всего храма стали значительно лучше и оказались превосходно согласованы с площадкой.
Нововведением Калликрата было привнесение в детали ионического храмика ряда дорических черт (живописный по преимуществу орнамент, некоторые черты плана, трехсторонняя профилировка капителей антов, применение орфостатов в кладке стен и, главное, утяжеление пропорций ордера). Он достиг этим впечатления строгости и значительности, которых могло недоставать маленькому по размерам храму, сопоставленному с монументальной дорической архитектурой Пропилеев.
Калликрат, таким образом, является одним из первых зодчих, способствовавших слиянию стилевых особенностей двух ордеров и формированию всеэллинского стиля.
Оградой храмовой площадки служила балюстрада с рельефами, проходившая с трех сторон над отвесными стенами Пиргоса, общим протяжением 35 м. Рельефы, мастерски исполненные в конце V века до н.э., представляют крылатых богинь победы, полных живого движения (табл. 50, фиг. 1). Особенно замечательно скульптурное изображение Ники, поправляющей свою сандалию. Этот рельеф выделяется жизненностью позы, пластичностью просвечивающего сквозь одежду тела и ритмическим расположением складок одежды {табл. 50, фиг. 2).
С восточной (обращенной внутрь Акрополя) стороны перед храмом располагался алтарь, проект которого был заказан, как явствует из дошедшей до нас надписи, одновременно с проектом храма.
О времени сооружения храма Ники Аптерос существует обширная литература: см. С. А. Жебелев «О времени построения храма Бескрылой Победы». Филолог, обозрение, XIV, стр. 70—75. Открытие в 1867 году надписи об утверждении проекта Калликрата в 449 году до н. э. Экклесией, а затем отчета 421 года до н. э. о мелких доделочных работах (навеска дверей и т. п.) и выплате жалованья жрице сузили границы возможных колебаний в датировке. Некоторые исследователи, исходя из стилистических сопоставлений храма Ники и Пропилеев, «пришли к выводу, что постройка храма Ники была начата после 436—435 годов до н. э. Однако эти (равно как и многие другие) предположения не имеют под собой достаточно надежной почвы и в сущности почти ничего не добавляют к единственному вполне достоверно установленному факту, что храм Ники Аптерос был сооружен по проекту, существовавшему еще в 449 году до н. э., но осуществлен значительно позже, по-видимому, после начала Пелопоннесской войны.
Храм Ники простоял до конца XVIII века, когда турки, укрепляя Акрополь, разобрали его и употребили камни на устройство насыпи для батареи. После освобождения Греции части здания были извлечены из земли, а в 1835—1836 годах храм был вновь сложен и получил нынешний облик. При этом пришлось восполнить лишь немногие недостававшие части.
В этом виде храм простоял без значительных переделок ровне сто лет. Зимой 1935/36 года кладка Пиргоса и храм стали грозить падением. Пришлось еще раз разобрать храм и его постамент, после чего все камни были снова сложены, и храм Ники был вновь реставрирован самым тщательным образом.
При этих работах под фундаментом храма Ники были обнаружены следы его предшественника — храма еще меньших размеров, сложенного из пороса. Древний храм стоял несколько иначе, его главная ось была отклонена на 20° к югу от оси позднейшего храма.