Новости истории

29.08.2019
В изображении, скрытом под картиной Леонардо "Мадонна в скалах" из Лондонской национальной галереи, обнаружились новые детали.

подробнее...

28.08.2019
Археологи обнаружили в Перу останки более 250 принесенных в жертву детей.

подробнее...

27.08.2019
Хорватские археологи обнаружили останки подростков, черепа которых при жизни были намеренно деформированы.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 

19. Комплекс Карнака

Культ Амона являлся государственным, и почти каждое царствование, начиная с XII династии (строительство храма Амона начато, по-видимому, Аменемхетом I), оставляло свой след в Карнаке, украшая и расширяя его храмы (табл. 37, фиг. 1 и 2). Центральное место участка занимал храм Амона, вернее, целый комплекс храмов, обнесенных стеной. К югу от комплекса Амона находился храм богини Мут, также обнесенный стеной.
План комплекса. Заранее решенного плана построек в комплексе Карнака не было, и весь ансамбль его служит примером лишь постепенного приближения храма к его канонической форме.
Древнейшая часть храма Амана, относящаяся ко времени Среднего царства, не сохранилась, и первоначальный вид ее неизвестен (табл. 38, фиг. 1а). Предполагают, что в начале Нового царства (в середине XVI в. до н. э., при Тутмесе I) старое святилище было окружено со всех сторон колоннадой, уничтоженной при дальнейших застройках (табл. 38, фиг. 16). Перед древним храмом образовался большой, почти квадратный, свободный двор, неположенный после пятого от входа пилона (табл. 38, фиг. 1в). Колоннада с внешней стороны была окружена cтеной, примыкавшей к пилону; на небольшом расстоянии от этого пилона Тутмес I построил новый, еще больший пилон (Пространство между ними было перекрыто кровлей из дерева, лежавшей на одном ряде деревянных колонн (см. «Постройки архитектора Инени») (4-й от входа). Перед новым пилоном были поставлены обелиски высотой в 23 м, частично сохранившиеся (табл. 38, фиг. 1е). Около портала стояли деревянные флагштоки. В пространстве между двумя пилонами Тутмеса царица Хатшепсут (конец XVI в. да н. э.) поставила два высоких обелискa, Затем (при Тутмесе III) они были обложены снизу камнем так, что образовались каменные массивы. В итоге пространство между пилонами оказалось разбитым иа ряд помещений неравной величины: в северной половине (размещено 6, а в южной 8 каменных колонн (табл. 37, фиг. 3).
Царица Хатшепсут построила перед древним святилищем новую группу помещений, вдвое уменьшив этим большой двор Тутмеса I. Ее постройка состояла из большого центрального зала и ряда кладовых при нем (табл. 38, фиг. 1 д). Впоследствии в центральный зал была встроена гранитная камера для священной ладьи, ставшая главным святилищем Карнака. Оставшаяся свободной часть двора Тутмеса I была застроена новым (самым малым) пилоном и новыми залами. Таким образом, оказалось, что все пространство бывшего открытого двора Тутмеса I было застроено сооружениями более позднего времени (табл. 37, фиг. 3).
Однако большого гипостильного зала и предшествующего ему двора, впоследствии входивших обычно в композицию, еще не было. Многочисленные небольшие залы и дворы очень узки и растянуты в ширину вдоль пилонов. Основное центральное сооружение святилища по сравнению с массивными пилонами кажется слабым и хрупким. Массы пилонов занимают больше местa, чем дворы между ними. Создается образ огромного, гнетущего своей тяжестью сооружения, напоминающего монументальные пирамиды Древнего царства. Молящийся, затиснутый в узкий щелевидный двор между пилонами, вероятно, чувствовал себя совершенно раздавленным окружающими нагромождениями каменных массивов. Принижение человека величественными громадами характерно для деспотии Нового царства; оно, очевидно, сознательно подчеркивалось архитектором.
Колоссальный вид, — говорит Маркс об архитектурных памятниках другого стиля (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. V, стр. 140. Госиздательство, 1928 г.),— трогает ваше сердце, поражает ваши чувства... Своими стихийными размерами эти колоссы действуют материально на душу. Душа себя чувствует подавленной под тяжестью массы, а чувство подавленности есть начало благоговения».
Возродилось стремление к грандиозным размерам. Оно сказывалось в величине форм, в поражающем количестве затраченного материала, в многократном повторении однообразных больших и малых элементов—колонн, пилонов и сфинксов. Этот последний прием уже давно сделался одной из основных особенностей египетской архитектуры.
Большинство старых помещений Карнака в настоящее время разрушено.
Храм Тутмеса III. От раннего времена сравнительно хорошо сохранился праздничный храм Тутмеса III, находящийся внутри общей ограды, сзади храма Среднего царства (табл. 38, фиг. 2 и 3). Главный вход в него помещен сбоку, изнутри ограды, с юго-западной стороны.
Так как главная ось ансамбля Карнака ведет к центральному святилищу, то для прохода к храму Тутмеса III использован боковой путь, ведущий между четвертым и пятым пилонами через пространство между первой и второй внутренними оградами.
Через небольшой передний зал (с поворотом оси движения) можно пройти в торец большого праздничного зала Тутмеса II, расположенного поперек главной оси ансамбля.Этот зал, имеющий размеры 44 м Х 16 м, разделен на пять нефов. Три средних нефа выше бокового обхода и благодаря разнице высот освещаются сверху. Средние колонны имеют капители редко встречающейся формы в виде перевернутого колокола (табл. 72, фиг. 15). Перевернутый колокол капители, покрытый простым орнаментом, в месте соединения со стволом расширяется и дает тонкое острое ребро. Капитель перекрыта обычной абакой. Стволы этих колонн были круглые и гладкие слегка суживающиеся книзу. Эта форма колонны не получила распространения и впоследствии не применялась.
В пониженной части зала колонны заменены квадратными в сечении столбами, перекрытыми каменным архитравом с карнизом упрощенного типа в виде горизонтальной плиты, срезанной сверху по наклону. На архитравные балки поставлен рад таких же столбов второго этажа, поддерживающих перекрытие и образующих между собой оконные проемы.
 
 
 
 
 
 
Зал был перекрыт гладкими каменными плитами.
С противоположной от входа стороны к залу примыкал ряд святилищ. Основная капелла размещена по оси длинной стороны зала и окружена рядом больших и малых помещений. В больших помещениях потолок лежал на столбах или колоннах. Часть этих колонн имеет протодорическую форму, а часть напоминает колонны Луксора (табл. 37, фиг. 5).
Боковые пристройки. Все постройки, существовавшие в его время, Тутмес III обнес стеной, присоединив ее к самому большому пилону (третьему от святилища); подход к этому пилону с юга, со стороны Луксора, он подчеркнул постановкой еще двух больших пилонов. Так получилась необычная композиция плана под углом. Свободный угол полученной фигуры Тутмес III занял большим искусственным озером.
Впоследствии оба основных осевых направления ансамбля получили дальнейшее развитие. Аменхотеп III (1455—1419 гг. до н. э.) построил на главной оси ансамбля новый большой пилон (третий от входа), поставив его так близко к предыдущему, что боковое направление ансамбля стало как бы случайным и потеряло значение (табл. 37, фиг. 3). Тем не менее перед боковыми пилонами Херемхеб (1350— 1330 гг. до н. э,) построил еще два больший пилона, сильно раздвинув их друг от друга. Слабый поворот оси направлял их в сторону храма Мут, выстроенного невдалеке Аменхотепом III. Аллея, соединяющая храмы, была окаймлена длинным рядом сфинксов.
 
 
 
Таблица 38 
 
 
 
Ко времени XIX династии (1350— 1200) окончательно сложился тип храма с продольной анфиладой помещений. Элементы этого канонического типа были внесены в ансамбль Карнака (XIX — XII вв. до н. э.) при Рамзезах I и II.
Гипостильный зал. Перед тяжелыми пилонами, оставлявшими между собой слишком узкие пространства, непригодные для больших торжественных церемоний, фараоны Сети I и Рамзес II в начале XII в. до н. э. построили большой гипостильный зал — одно из величайших сооружений Египта (табл. 37, фиг. Зг и табл. 39 и 40).
 
 
Таблица 39 
 
 
Зал этот при ширине в 103 м имеет в глубину 52 м и занимает площадь более 5000 кв. м. Перекрытие его поддерживалось 16 рядами колонн. Перекрытие центрального повышенного прохода по главной оси здания поддерживалось двенадцатью колоннами, поставленными по шести в два ряда (табл. 40). Высота каждой из этих центральных колонн, включая абаку, — 20,4 м при диаметре в 3,4 м Колонны боковых проходов и боковых крыльев на 8 м ниже. В стенах, возвышавшихся над колоннами боковых проходов и несших перекрытие более высокой центральной части были устроены проемы, забранные каменными решетками (табл. 39, фиг. 1); через них верхне-боковой свет проникал в центральный проход, оставляя в глубокой тени боковые части.
Весь зал тесно заставлен колоннами, поэтому он не образует единого пространства, а распадается на ряд коридоров, идущих параллельно друг другу или пересекающихся под прямым углом. Бесконечные ряды закрывающих одна другую колонн образуют как бы сплошной лес (табл. 39, фиг. 2). В боковых крыльях зала масса господствует над свободным пространством; перекрытия тяжело лежат на грузных колоннах. Главное направление к святилищу выделено центральным, широким и хорошо освещенным проходам. Более высокие и относительно более стройные колонны центрального прохода широко раскрытыми чашами своих капителей закрывают опорные камни под архитравом. Пространство кажется здесь более свободным и потолок — парящим в воздухе. Обычно в Египте потолок укладывался на архитравную балку без какого-либо карниза. Здесь же над низкими колоннами со стороны большого нефа применен законченный египетский ордер с венчающим карнизом.
Верхняя стена с оконными проемами спрятана, сдвинута в сторону за этот карниз (Сдвиг верхних окон объясняется еще желанием уменьшить количество прямых лучей жаркого южного солнца). Залитый солнечным светом потолок, украшенный крылатыми эмблемами летающего коршуна, символически изображал небесный свод.
 
 
Таблица 40 
 
 
В высоком среднем нефе и двух примыкающих к нему проходах (табл. 39, фиг. 3) архитравные балки идут в направлении к святилищу, подчеркивая главенство продольной оси. Боковые же части гипостильного зала перекрыты балками, расположенными перпендикулярно к осевому проходу.
Капители гипостильного зала. Капители центральных колонн гипостильного зала имеют вид открытых чаш папируса, а капители боковых колонн — форму бутонов. В камень переносились признаки, верно подмеченные в природе: сравнительно короткие стебли нерасцветших метелок, стоящие в тени, и высокие стройные стебли, открывающие навстречу солнцу свои венчики. Колонны гипостильного зала Карнака были сложены из барабанов кристаллического песчаника.
Раскрашенный рельеф, выпуклый и врезанный. Стволы колонн покрыты цветными врезанными и частично рельефными изображениями и надписями. Стены зала с внешней и с внутренней стороны также покрыты выпуклыми и врезанными изображениями боевых подвигов Сети I и Рамзеса II. Рельефы на наружной поверхности северной стены, изображающие походы Сети I в Сирию, являются примером первых батальных рельефов, получивших столь широкое распространение при Рамзесе II и его преемниках.
Рельефы дают четкий контур и сильный контраст света и тени. Особенно интересной должна была быть игра света и тени ночью при движении через зал религиозных процессий с факелами. Фигуры рельефов при таком освещении должны были приобретать в глазах зрителей таинственность и динамичность.
Контраст небольших врезанных фигур со стволами колонн еще больше подчеркивал
мощь опор.
Фасад гипостильного зала закрывается пилоном, который был построен Рамзесом I.
Приёмом, маскирующим) форму базиликального разреза (противоречащего обычному горизонтальному завершению монументальных зданий Египта), является понижение зала против высоты предшествующих ему пилона или колоннады; такое же понижение можно видеть на примере храма Хонсу в ансамбле Карнака (табл. 42, фиг. 2).
Усложнение ансамбля. (В XII в. до н. э. ансамбль Карнака еще больше осложнился тем, что в общую группу был включен изолированный храм бога луны Хонсу, построенный Рамзесом III (1200-1168 гг.) и связанный аллей сфинксов с дорогой в Луксор. Храм Хожу включен в ограду, окружающую храм Амона. С противоположной северо-восточной стороны храма Амона, перпендикулярно к его главной оси, еще в XV в. до н, э. Аменхотепом III был выстроен храм бога войны Монту, окруженный самостоятельной оградой. В обоих случаях около древних зданий было впоследствии сдельно много пристроек.
От более раннего времени на берегу Нила сохранилась украшенная обелисками платформа, служившая пристанью для торжественных процессий. От этой пристани шла к храму мощеная аллея с бараньеголовыми сфинксами по сторонам (табл. 41, фиг. 1).
 
 
 
Таблица 41 
 
 
 
Передний двор. Первоначально храм Амона не имел обычного двора перед гипостильным залом. Этот двор был пристроен несколько позднее (в X в. до н. э.); глубиною в 84 м и шириною в 103 м, он имеет с двух сторон колоннаду. В него включены небольшой xpaм времени Сети и храм Рамзеса III (табл. 37, фиг. 3 в, б). Перед вторым пилоном, построенным Рамзесом I, стоят статуи Рамзеса II.
Храм Рамзеса III. Храм Рамзеса III состоит из минимального числа помещений, требуемых каноном, и, наравне, с храмом Хонсу в Карнаке, является одним из примеров наиболее четкого плана храма Нового царства (табл. 44, фиг. 1—5).
 
 
Таблица 42 
 
 
Наружным фасадом храма является пилон, дверь которого фланкируют две статуи фараона (табл. 44, фиг. 2). За ним расположен двор, окруженный с трех сторон галереями на квадратных в сечении столбах, перед которыми стоят огромные статуи Рамзеса III (табл. 44, фиг. 3). Галерея на задней стороне двора изолирована барьером высотой в человеческий рост и расширена но отношению к боковым галереям на один ряд колонн (с капителями в виде бутонов), так что образуется небольшой входной зал. Высота колонн и статуй зала меньше высоты боковых галерей двора — за счет подрезки их снизу на высоту подъема пола (табл. 44, фиг. 4). Эта подрезка вызывается обычным для Древнего Египта стремлением к перспективному сокращению размеров в направлении к святилищу.
Следующий за входным залом гипостильный зал имеет восемь колонн, расположенных в два ряда (табл. 44, фиг. 5). В этот зал непосредственно выходят три культовых помещения, посвященных связанной триаде богов — богу Фив Амону, его жене Мут и их сыну Хонсу. Незначительное число помещений окружает эти капеллы. Задний колонный зал и коридор вокруг капелл, как и в храме Хонсу, здесь вовсе отсутствуют.
Самым характерным элементом этого храма является монументальный двор (табл. 44, фиг. 3), окруженный статуями (прототип кариатид). Строительство XIII и XII вв. до н. э. часто повторяет этот прием, возвеличивающий фараона путем многократного повторения его огромного изображения. Несмотря на небольшие размеры двора (длина всего храма достигает лишь 52 м), его простые, гладкие покрытые только рельефом столбы и колоссы производят впечатление исключительной силы и величия.
Первый пилон. В незаконченном состоянии с точки зрения канона, по которому требуются пилон и двор перед гипостильным залом, главный храм Амона находился более пятисот лет. И только при Птолемеях начали строить первый грандиозный »пилон высотою в 43,5 м и шириною в 113 м, но он остался незавершенным (табл. 44, фиг. 2). Основному храму Египта, строившемуся более полутора тысяч лет, не суждено было приобрести законченную каноническую форму.
 
 
 
 
 
Замечательно, что, несмотря на столь долгий срок строительства и несомненно изменившиеся за это время вкусы, строго выдерживалось постоянное увеличение промежутков между пилонами и увеличение размеров пилонов. Так, в пилонах можно проследить следующее убывание высот в направлении от входа к святилищу): 43,5 - 40,5 - 34,8 - 30,5 - 25,3 - 11,96.
Перспективное уменьшение всех элементов храма в направлении к святилищу было строго рассчитано и зрительно удлиняло глубину основной продольной оси, усиливая впечатление колоссального масштаба сооружения. Широко раскинувшийся ансамбль Карнака не имеет большой цельности и распадается на ряд самостоятельных групп, однако главный храм Амона, несмотря на всю его сложность, подчинен единой целеустремленной идее, проведенной с большой последовательностью.