К моменту принятия христианства славянская религия не успела выработать строгих форм культа, и жрецы еще не выделились в особое сословие. Жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов, а о контактах с низшими демонами земли, об избавлении людей от их вредного влияния и о получении от них разных услуг заботились "вольнопрактикующие" волхвы. Место жертвоприношения - капище - не превратилось в храм даже тогда, когда на нем стали ставить изображения богов - идолов.
Непрерывная борьба и поочередная победа светлых и темных сил природы наиболее зримо запечатлена в представлениях славян о круговороте времен года. Его исходной точкой было наступление нового года - рождение нового солнца в конце декабря. Это празднование получило у славян греко-римское название - "коляда" (лат. calendae - первый день нового месяца). Полную победу нового громовника над зимой - "смертью" в день весеннего равноденствия справляли обрядом похорон Марены. Был также обычай ходить с маем (символом весны), маленькой елкой, разукрашенной лентами, бумагой, яйцами. Божество солнца, провожаемого на зиму, называли Купала, Ярило и Кострома.
Во время праздника соломенное чучело этих божеств или сжигали, или топили в воде.
Архаичные народные праздники вроде новогодних гаданий, разгульной масленицы, "русальной недели" сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем благополучии, урожае, избавлении от грозы и града. Так, существовал обычай в Ильин день закалывать выкормленного всем селом быка в честь могучего Перуна. Для новогоднего гаданья об урожае использовались особые сосуды - чары. На них часто изображали 12 различных рисунков, составлявших замкнутый круг, - символ 12 месяцев.
При раскопках найдены и идентифицированы такие сосуды, использовавшиеся для обрядов сева-жатвы, весенне-летних водных обрядов, проводившихся в священных рощах, у родников и связанных с богиней-девой, покровительницей плодородия.
При воцарении в Киеве Владимира Красное Солнышко (? - 1015) была проведена своего рода языческая реформа. Стремясь поднять народные верования до уровня государственной религии, рядом со своими теремами, на холме, князь приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Согласно древним легендам Владимир установил даже человеческие жертвоприношения этим богам, что должно было придать их культу трагический, но в то же время и очень торжественный характер. Культ главного бога дружинной знати - Перуна был введен в Новгороде Добрыней (воспитателем Владимира). Вокруг идола Перуна горело восемь негасимых костров, а память об этом вечном огне сохранилась у местного населения вплоть до XVII в.
К концу языческого периода в связи с развитием дружинного войска погребальные обряды славян стали сложнее. Со знатными русами сжигали их оружие, доспехи, коней.
Ни одна культура духовно развитого народа не может существовать без письменности. До сих пор считалось, что славяне до миссионерской деятельности Кирилла (ок. 827-869) и Мефодия (ок. 815-885) не знали письменности. По мнению же некоторых современных лингвистов и историков, Кирилл и Мефодий были не создателями, а лишь реформаторами уже существовавшей азбуки, основанной на греческом алфавите. Кроме того, высказано мнение, что помимо греческой, славяне имели и свою оригинальную систему письма: так называемую узелковую письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги - клубки. Память о древнем узелковом письме осталась в языке и фольклоре. Мы до сих пор завязываем "узелки на память", говорим о "нити повествования", "хитросплетении сюжета".
Период письменной жреческой культуры, возможно, начался у славян задолго до принятия христианства. Сказка о клубке бабы Яги восходит к временам матриархата. По мнению известного ученого фольклориста В. Я. Проппа (1895-1970), баба Яга - это типичная языческая жрица, хранительница "библиотеки клубков" в берестяных коробках. (Не отсюда ли выражение "наврать с три короба?").
В древности узелковая письменность была распространена достаточно широко. Узелковым письмом "кипу" и "вампум" пользовались древние инки и ирокезы. Письмо "цзе-шен" было известно в Древнем Китае. Финны, угры, карелы, издревле совместно проживавшие со славянами на северных территориях России, имели узелковую письменность, упоминание о которой сохранилось в карело-финском эпосе "Калевала". На многих предметах, поднятых из захоронений языческого времени, просматриваются несимметрические изображения узлов сложной конфигурации, напоминающие иероглифическую письменность восточных народов.
Часто в сочинениях христианского времени встречаются иллюстрации с изображениями сложных переплетений, вероятно, перерисованных с предметов архаической эпохи. Художники, изображавшие эти узоры, следовали существовавшему в то время правилу - наряду с христианской символикой использовать и языческую. Следы узелковой письменности можно найти на стенах храмов эпохи "двоеверия", когда христианские святилища украшались не только ликами святых, но и орнаментальными узорами.
Если узелково-языческая письменность у древних славян существовала, то она была очень сложна. Доступная лишь избранным - жрецам и высшей знати, она являлась священным письмом. По мере распространения христианства и угасания древней культуры славян вместе с жрецами-волхвами погибали и эти знания, "завязанные" узелковым письмом. Очевидно, что узелковая письменность не могла соперничать с более простой и логически совершенной системой письма, основанной на кириллице.
Православие стало вытеснять древнюю культуру и веру славян не ранее XI в. - много позднее, чем у других европейских народов. До этого она существовала не менее полутора тысячи лет. Ее принято возводить к культуре скифов-сколотов - высокоразвитого земледельческого народа, жившего в Приднепровье в VI-IV вв. до н. э. Культура прославян-сколотов пришла в упадок во время сарматского нашествия в III в до н. э. Дальнейшее ее культурное развитие - в течение ряда веков поступательное - было прервано вторжением гуннов во время Великого переселения народов IV-V вв. н. э. Тем не менее от легендарного славянско-антского князя Буса (он упоминается в "Слове о полку Игореве" и готским историком Иорданом) и до Владимира 1 славянская культура развивалась почти полтысячелетия.
Наследие столь мощного пласта славянской культурной архаики заявляло, продолжает заявлять о себе и со всей очевидностью, и исподволь: в образе мышления, стиле и фразеологии речи, мимике и жестах, неосознаваемых движениях душ и, соприкасающейся с миром родной природы. Ее значение состоит еще в том, что с образами персонажей того далекого мира мы знакомимся в раннем детстве, когда, человек наиболее открыт этому мирозданью.
 
 
 
 
 



Понравилась статья? Отправьте автору вознаграждение: